Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стоицизм и неоплатонизм



СТОИКИ — представители философского учения, возникшего в конце 4 в. до н. э. на базе эллинистической культуры, в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники на основе математических знаний. Гл. представители стоической школы 4—3 вв. до н. э.— Зенон и Хрисипп. Место и роль наук, разрабатывавшихся С., определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Гл. задача философии — в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье — в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося — влечет насильственно. С. в понимании природы были материалистами. В мире имеются лишь тела различной плотности. Надо отличать истину и истинное. Воистину существуют только тела. Истинное же бестелесно и не существует. Истинное — это только высказывание. В стоицизме материализм сочетается с номинализмом. Чувства воспринимают действительность как нечто единичное. Наука стремится познать общее, но в мире оно, как таковое, не существует. С. признавали четыре категории: 1) субстрат (сущее), 2) качество, 3) состояние (напр., “находиться”), 4) относительное состояние (“находиться направо от ч.-л.”). С., в отличие от логики предикатов (Аристотель), создали логику высказываний как учение об образовании из простых высказывании сложных и развили на этой базе пропозициональную теорию вывода. С. установили виды тон связи суждении, к-рую совр. логика наз. конъюнкцией, дизъюнкцией и материальной импликацией. Наиболее выдающиеся С. последующих эпох: ученики Хрисиппа — Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из Сидона (ум. 119) и Панэтий с Родоса (2 в. до н. э.). В первые вв. н. э. стал развиваться стоицизм на римской почве, причем в осн. разрабатывались моральные и религиозные идеи стоического учения; сюда следует отнести Сенеку, Мусония Руфа, Эпик-тета. Марка Аврелия.

НЕОПЛАТОНИЗМ — завершающий этап развития античного платонизма, обобщение и итог более чем тысячелетнего развития античной философии. Основоположником Н. считается Аммоний Саккас (умер ок. 242), не оставивший письменных трудов; ему приписываются те идеи, к-рые легли в основу Н.: требование согласования платонизма с аристотелизмом, критика стоического учения о телесности души, учение о единстве духовного начала, к-рое делится, только нисходя в смертные тела, не убывая в то же время от этого деления. В историческом развитии Н. выделяют следующие этапы и школы: первый (3 в.) — римская школа, создавшая спекулятивно-теоретическую систему Н. Основатель — Плотин. Во взглядах его ученика Амелия прослеживается тенденция увеличения числа посредствующих ступеней сущего между богом и телесными объектами. Др. ученик Плотина, Порфирий,— автор получивших большой исторический резонанс произв. “Введение” к “Категориям” Аристотеля и комментария к ним (переведены на лат., сирийский, араб. и армянский языки), в к-рых поставлен вопрос о природе общих понятий, что явилось источником средневекового спора об универсалиях. Второй (4 в.) — малоазиатский Н., к-рый, не отказываясь от спекулятивных теорий, ставил гл. задачей практическую мистику. Представлен двумя школами: сирийской (Ямвлих, Феодор Асинский, Сопатр Апамейский, Дексипп) и пергамской (Эдемий Каппадокийский, Юлиан, Сал-мостий). Третий (5—6 вв.) — система-тизаторско-комментаторский Н.; представлен афинской и александрийской школами. В афинской школе (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаскин, Симпликий) преобладали теоретические интересы. В 529 г. император Юстиниан запретил преподавание Н. и закрыл афинскую школу. Александрийская школа (Гипатия, Асклепиодот, Аммоний, Иоанн Филофон, Олимпио-дор) ориентировалась больше на Аристотеля, чем на Платона. Она частично утеряла специфически языческий и приобрела скорее “нейтральный” философский характер; на почве исследований в области логики и науки происходило взаимовлияние неоплатонических и христианских идей. Лат. Н. (4—6 вв.) характеризуется некоторым уменьшением интереса к спекулятивной стороне и возросшим вниманием к сохранению и передаче культурных достижений. Своими переводами греч. соч. на латынь и комментариями лат. неоплатоники (Халкидий, Марий Викторин, Макро-бий, Марциан Капелла, Боэции) прокладывали античной философии путь в средние века. Н. оказал огромное воздействие на средневековую философию. Традиции Н. прослеживаются в восточной патристике, соч. Псевдо-Диенисия Ареопагита и его комментаторов — Иоанна Скифопольского и Максима Исповедника. В 11 в. Михаил Пселл возобновил преподавание И. в Константинополе. Христианский Н. в западноевропейской философии имел своим источником соч. Августина, Боэция и других лат. неоплатоников, а с 9 в.— Эриугены, который перевел на лат. язык Ареопагитики и развивал неоплатонические идеи в трактате “О разделении природы”. Влияние Н. заметно в шартрской и сен-викторской школах, в идеях Амальрика Венского и его последователей — амальрикан, в мистике 13—14 вв. Воздействие Н. прослеживается у ряда мыслителей эпохи Возрождения (Николай Кузанский, Ф. Пат-риццы, Бруно) и нового времени (кембриджские платоники, Спиноза, Лейбниц, Беркли). К концу 18 в. традиция Н. прекращается.




Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...