Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цель: четкое определение экономической системы общества и основныех направлении периодизации ее социально-экономического развития, основных форм общественного хозяйства и модели для самостоятельного освоения всех остальных вопросов, охватываемых этой темой.
Структура лекции:
1. Экономическая система общества и основные направления периодизации ее социально-экономического развития.
2. Основные формы общественного хозяйства и модели.
1. Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не мотивы воспроизводиться (посто-
янно возобновляться) экономические отношения и институты, реализовываться
экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретическое осмысле-
ние экономических явлений и процессов, а также не могло бы быть скоординиро-
ванной и эффективной экономической политики.
2. Формы хозяйства (или формы производства,
или «типы экономики»). Основной критерий их разграничения — способ связи про-
изводства и потребления, или способ включения индивидуального труда в сово-
купный труд общества, или способ координации экономической деятельности.
Исторически первичная форма хозяйства — натуральное хозяйство (или пат-
риархальное хозяйство, или традиционная экономика), в котором производство и
потребление непосредственно соединены, а координация деятельности осуществ-
ляется на основе сложившихся традиций и внеэкономического принуждения к
труду. Рудименты натурально-хозяйственных отношений могут существовать и в
более поздних условиях, например, в форме отсталых укладов в современных сла-
боразвитых странах, а также в форме усиления самообеспечения домашних хо-
зяйств и предприятий, систематических неплатежей, что характерно для совре-
менных кризисных переходных экономик.
Другая и наиболее распространенная форма хозяйства — рыночная экономика
(или товарное хозяйство), в которой связь между производством и потреблением
или координация экономической деятельности осуществляется путем купли-про-
дажи товаров на рынке в условиях конкуренции.
Наиболее характерная для науки классификация экономических систем состоит в выделении следующих типов экономических систем.
Общественно-экономические формации (или способы производства). Основ-
ной критерий их разграничения — способ соединения производителей со сред-
ствами производства или господствующая форма собственности на средства про-
изводства. В основе формационного подхода в его наиболее известной марксист-
ской версии лежит идея соответствия производственных отношений (как
отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру произво-
дительных сил. Развитие последних обусловливает в конечном счете формацион-
ные переходы.
Наиболее распространенная трактовка реализации формационного подхода
выделяет пять формаций (способов производства): первобытно-общинный, рабов-
ладельческий, феодальный, капиталистический (буржуазный) и коммунистичес-
кий (первая фаза которого получила название социализм). В некоторых трактов-
ках вместо рабовладельческого фигурировали античный и азиатский способы про-
изводства. В основе всех указанных трактовок формационного подхода лежит
указание на ту или иную господствующую форму собственности и на вытекаю-
щую из нее целевую функцию экономической деятельности со стороны собствен-
ника (в частности, производство и присвоение феодальной ренты при феодализ-
ме, производство и присвоение прибавочной стоимости при капитализме).
Степень индустриального (индустриально-экономического) развития обще-
ства. Главное в этой классификации — соотнесение ступеней общественного раз-
вития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономичес-
ких начал. В итоге выделяются три крупные ступени: доиндустриальное общество
— индустриальное общество — постиндустриальное общество.
Более содержательно выявить своеобразие каждой из обозначенных ступе-
ней позволяют два укрупненных критерия. Первый из них — со стороны произ-
водительных сил. Он имеет два аспекта: один раскрывает тип средств производ-
ства (ручные орудия труда — машины — информатика), другой — дает характе-
ристику «ведущего сектора» (земледелие — индустрия — наука). Второй критерий
раскрывает тип обусловленности общественного поведения и «общественного»
человека. Соответственно этому критерию ступени развития общества приобре-
тают следующий вид: доэкономическое (традиционное) общество — экономи-
ческое общество — постэкономическое общество. У каждого из них свой тип
детерминации: в первом случае — патриархальные традиции и внеэкономичес-
кое принуждение к труду; во втором — узкоэкономические (материальные, де-
нежные) стимулы; в третьем — потребность творческого развития человека. У
каждого общества и свой тип «общественного» человека: традиционный («пат-
риархальный») человек, «экономический» человек, творческий («социальный»,
«социологический» и т.п.) человек. Отмеченные характеристики можно пред-
ставить в виде следующих.
Критерии 1. Тип средств производства 2. Ведущий сектор 3. Тип детерминации 4. Тип «общественного»человека
Ступени общества Доиндустриальное (доэкономическое) общество Ручные орудия труда
Сельское хозяйство
Традиции и внешнеэкономическое принуждение к труду Традиционный («патриархальный»)человек
Индустриальное (экономическое) общество Машина Индустрия Материальные (денеж-
ные) стимулы «Экономический» человек
Постиндустриальное (постэкономическое) общество Информатика Наука Творчество
Социально-творческий («социологический») человек
4. Цивилизационные системы. Термин «цивилизация», широко используемый
в общественных науках, употребляется в разных смыслах. Применительно к на-
шему анализу более пригодно определение цивилизации как такой интегральной
общественной системы, которая характеризуется своеобразным способом воспро-
изводства жизни общества, исторически возникающим единством внутренних и
внешних факторов. Экономическая интерпретация этого определения выражает-
ся в том, что система, как объект изучения экономической теории, включает в
себя действие не только экономических (внутренних), но и неэкономических (вне-
шних по отношению к экономике) элементов (факторов). Неэкономическими
факторами в такой системе могут выступать социокультурные (национальные, ре-
лигиозные, этические, «ментальные» и т.п.), социально-политические (ценности
демократии, гражданского общества, правового государства и т.д.), постэкономи-
ческие (социально-творческие и коммуникативные), а также природно-климати-
ческие, географические, геополитические и др. факторы. Таким образом, особен-
ностью цивилизационного подхода к исследованию экономических систем явля-
ется многомерность анализа, множественность критериев, их несводимость к
узкоэкономическим измерениям.
Можно выделить несколько классификаций цивилизационных систем в рам-
ках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. В основе их раз-
личий — использование тех или иных критериев (более узко — тех или иных не-
экономических факторов в их связи с экономикой).
Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриаль-
ного (индустриально-экономического) развития общества. Она получает вид: до-
индустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая)
цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Их харак-
теристики приводились выше. Эти цивилизации можно трактовать как глобаль-
ные и исторически последовательные («вертикальные») цивилизации.
Вторая классификация близка к первой в аспектах глобальности и историч-
ности цивилизаций с упором на взаимодействие социально-политических и эко-
номических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитар-
ную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизацию, обращая вни-
мание и на возможность промежуточной цивилизации.
Третья классификация делает акцент на роли социокультурного фактора и свя-
занной с ним достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных
обществ (народов, наций, религиозных и других общностей). Цивилизации по-
добного рода можно трактовать как локальные, поскольку они ограничены про-
странственно (например, евразийская и западноевропейская цивилизации, ислам-
ская цивилизация, цивилизация конфуцианского культурного региона и т.п.), и
как «горизонтальные», поскольку они сравнительно устойчивы, обладают боль-
шой степенью консерватизма, находясь в состоянии сосуществования (несмотря
на их интенсивное взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не
располагаются строго на исторической («вертикальной») оси общественного раз-
вития. Важнейший аспект данной классификации — влияние социокультурной
среды на действие универсальных экономических процессов, на развитие тех или
иных хозяйственных форм, того или иного типа экономического поведения.
Четвертая классификация противостоит предыдущей и вбирает в себя неко-
торые характеристики двух первых классификаций, обогащая их акцентом на «об-
щечеловеческих ценностях». Считается, что общественное развитие идет в направ-
лении формирования «единой мировой цивилизации» с господством общечелове-
ческих ценностей при нивелировании различий, существующих в разных странах
и регионах. Однако спорен вопрос о самом содержании общечеловеческих ценно-
стей. Что они представляют собой: ценности западной цивилизации как наиболее
«продвинутой», нечто собирательное из лучших^черт каждой локальной цивили-
зации или единство многообразного? Кроме того, опасно искусственное подсте-
гивание исторического процесса и нивелирование исторически сложившейся и
достаточно устойчивой специфики локальных цивилизаций, что, как показывает
история, чревато серьезными общественными катаклизмами.
В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.
История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические формы.
Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.
Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования.
Натуральное производство это такая форма хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством.
В рамках такого замкнутого хозяйства воспроизводилось для собственных нужд практически все: предметы пищи, одежда, рабочий и продуктивный скот, удобрения, примитивный инвентарь. Производственные отношения при такой форме хозяйствования выступали в своем непосредственном виде, как отношения между людьми (рабовладелец и раб, помещик и крестьянин), а не как отношения через продукты их труда. Натуральная форма производства жестко замыкает все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускает открытия каналов для связей во вне. Рабочая сила столь же жестко закрепляется за данным хозяйственным целым и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства. Его элементы сохранились и по сей день, а в слаборазвитых странах существуют в массовых масштабах.
Товарная форма хозяйства зарождалась как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.
Товарное производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.
Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:
1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.
2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда. Общественное разделение труда скорее является условием возникновения товарного производства, а экономическое обособление товаропроизводителей - причиной. Необходимо различать два вида товарного хозяйства: простое и развитое капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Объединяет их частная собственность на материальные условия хозяйственной деятельности.
В длительной экономической эволюции "сотворение" рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: "редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах". Наверное точнее было бы сказать, что выход на рынок был предопределен самой экономической средой. Ограниченность ресурсов выступила одной из причин общественного разделения труда, специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Сама современная экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации. Однако успехов в поисках решения проблемы "потребности-возможности" удалось добиться далеко не всем.
Мировой опыт свидетельствует, что не всегда зарождение и функционирование товарных отношений автоматически порождало прогрессивное развитие общества. В течение тысячелетий процветала торговля во многих городах Средней Азии, Ближнего Востока, но большинство государств ныне расположенных здесь продолжают оставаться слаборазвитыми.
В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную роль - способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.
Товарная экономика - это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются. Навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Эти потоки стали быстро расширяться в период разложения феодального общества. Можно утверждать, что капитализм как особое социально-экономическое устройство общества вырос из товарного производства. Предпосылки для него формировались в процессе развития простого товарного хозяйства. Продукт частного труда с конкретными затратами на его создание приравнивался к общественному труду через рынок и тем самым находил общественное признание. Тот, кому удавалось снизить индивидуальную стоимость своей продукции оказывался в выгодном положении и по сравнению с другими получал добавочную прибыль. Другой, менее искусный, менее расторопный оказывался в худшем положении и в конечном счете разорялся. Процесс расслоения товаропроизводителей является объективной реальностью, он закономерен. И эта закономерность выпукло проявляется в наших сегодняшних буднях.
В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала, которое по образному определению К. Маркса вписано в историю человечества пламенеющим языком огня и меча. С одной стороны накапливается капитал в руках определенных групп людей, с другой - в лице обездоленных формировался класс людей, работающих по найму. Основу капитализма и составляют частная собственность на средства производства и труд юридически независимых, свободных работников, которые не имея в своем распо-ряжении средств производства, вынуждены продавать на рынке труда единственный товар - свою способность к труду.
Товарное хозяйство при капитализме таким образом расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную "клеточку". Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: "производство - распределение - потребление" сменяется при капитализме всеобщей опосредованной связью: "производство - обмен - потребление".
При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, возникает товарный фетишизм.
Мы живем в мире товаров и денег. Лишь очень незначительная часть наших потребностей удовлетворяется минуя рынок без вхождения в отношения с другими людьми. Для приобретения товаров нужны деньги. А их надо зарабатывать.
Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Она требует от общества наименьших издержек при решении кардинальных экономических проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства из вне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, прогрессивное получает простор и развитие.
В 60-70-х годах среди экономистов-теоретиков СССР проходила дискуссия о характере и формах социалистического производства, расколовшая их на два лагеря: "товарников" и "нетоварников". Первые считали, что социалистическое производство продолжает развиваться в товарной форме. Здесь сохраняются основы его функционирования (общественное разделение труда и экономическое обособление производителей: две формы собственности на средства производства и продукты труда), а обмен деятельностью и его результатами между предприятиями и всеми другими субъектами происходит посредством купли и продажи. При всем этом обосновывались особенности социалистического товарного производства и его "коренные" отличия от капиталистического.
Группа "нетоварников" базировала свои суждения на основных положениях марксистской экономической теории: товарное производство явилось исходным пунктом возникновения капитализма, оно способно возрождать капитализм... ежеминутно, ежечасно в массовом масштабе. Товар является экономической клеточкой буржуазного общества, поэтому построение социализма связано с уничтожением товарной формы производства и его заменой планомерно организуемым производством в масштабе всего общества. По мнению приверженцев этого направления, товарная форма производства не вечна, она возникла на определенном историческом этапе развития общества, достигает своего расцвета и становится всеобщей формой хозяйства при капитализме, а при социализме постепенно заменяется простым продуктообменом между производителями и потребителями.
Может быть в отдаленной перспективе, когда человек выйдет на уровень сознательного самоограничения своих потребностей при ограниченных ресурсах, такой переход и окажется возможным. А пока мы входим в рыночную экономику от административно-командной экономической системы. И входим крайне неудачно.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!