Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Программа курса. Модуль1. Предмет философии и ее функции



Модуль1. Предмет философии и ее функции

Тема 1.1 Предмет, структура, специфика

и функции философского знания

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения. Мировоззрение как система, структурные компоненты мировоззрения. Виды (обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровни мировоззрения. Миропонимание. Мироощущение. Мировосприятие. Место и функции мировоззрения в системе «мир- человек» и в системе «личность».

Система «мир-человек» как предмет философии. Современные и классические определения предмета философии. Традиционные проблемы и категории, их саморазвитие. Философия как любовь к мудрости. Попытка объяснить мир, исходя из единого принципа. Источник философии. Соотношение философии и мифологии, философии и науки, философии и религии. Философия и естественнонаучное знание.

Специфика философии. Многообразие ответов на философские вопросы. Необходимость обоснования ответов. Рациональность как фундаментальная характеристика философского знания. Стремление к выработке систематизированной картины мира. Национальный характер философии. Философия и эпоха.

Тема 1.2 Основные разделы философского знания

Структура философского знания и его основные разделы. Место и роль в культуре и в истории мысли.

Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая, социально-коммуникативная, гуманистическая, культурно-воспитательная, критическая, информационная, эвристическая, прогностическая, интегрирующая.

Модуль 2. История философии

Тема 2.1 Философия Древнего мира

(Древняя Индия и Древний Китай)

Историко-культурные типы философии: восточная (древнеиндийская, древнекитайская, современная философия Индии и Китая), западноевропейская (античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового времени, Просвещения, немецкая классическая, современная западная) и русская философия.

Философия Древней Индии. Веды, Упанишады, «Махабхарата» - источники становления философии Древней Индии. Взаимосвязь индийской философии с религией.

Ортодоксальные (базирующиеся на Ведах) школы: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Неортодоксальные (отвергающие авторитет Вед) школы: чарвака, буддизм, джайнизм.

Общие черты индийской философии: Нравственно-практическая философия, зло как основополагающее понятие любой системы индийской философии, нравственный миропорядок, закон кармы, этическая направленность, незнание как причина страданий, нирвана, релятивизм, безличность. Учение о бытии (абсолюте).

Философия Древнего Китая. Базисная природа китайской философии: знания- действия - нравственность. Характерные черты: «растворенность» в космосе, традиционализм, иерархичность, упорядоченность, гармоничность.

Конфуций, «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Правила управления государством, ли – норма, правила, церемониал. Основные понятия этики: взаимность, золотая середина, человеколюбие, благородный муж.

Лаоцзы, «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Космология и онтология даосизма. Дао – первоначало всего существующего, путь развития Китая и нравственно-политического поведения человека. Этика даосизма: недеяние, человек совершенномудрый.

Тема 2.2 Древнегреческая философия (6 часов)

Периодизация античной философии: период становления философии (VI-V вв. до н.э.); период античного просвещения (V в. до н.э.); классический период (IV в. до н.э.); эллинистически-римский период античной философии (III в. до н.э. – V в. н.э.).

Натурфилософия: ионийская школа (начало мира), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Эфесская школа (Гераклит милетская школа, эфесская школа); италийская школа (пифагореизм; элейская школа); Эмпедокл; атомизм; афинская философия.

Ионийская школа. Милетская школа: Фалес (вода как): огонь – начало мира, изменяемость природы как устойчивая характеристика вещей, Логос.

Италийская школа. Пифагореизм: число как начало мира. Элейская школа (Парменид): учение о бытии.

Эмпедокл: плюрализм, элементы мира, или «корни всего» (вода, воздух, огонь, земля), понятие материи и силы (любовь и ненависть).

Атомизм (Демокрит): атомы, пустота.

Афинская философия (Анаксагор): неисчислимое количество элементов, из которых все состоит («зародыши», или «вещи», или «гомеомерии»).

Период античного просвещения, классический период. Софисты: недоверие к знанию, сенсуализм, релятивизм, практицизм, конвенционализм. Сократ: добродетель как абсолютное благо, добродетель связана с пользой и счастьем, добродетель есть знание, майевтика. Платон: учение об идеях, познание как припоминание, философия как наука об истинном бытии, теория государства. Аристотель: логика, метафизика, форма и материя, первопричина, этика.

Тема 2.3 Эллинистически-римский период античной философии.

Общая характеристика

Классификация школ эллинистического периода: 1. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик); 2. Стоицизм (Зенон из Китиона, Сенека, Марк Аврелий); 3. Эпикуреизм (Эпикур); 4. Кинизм (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет); 5. Пифагореизм, неопифагореизм (Филолай, Ликон); 6. Аристотелизм (перипатетизм), Теофраст; 7. Платонизм (Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский); 8. Неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл).

Влияние кинизма, стоицизма, неоплатонизма на христианскую философию. Кинизм: идея аскетизма, презрение к миру, мирским наслаждениям, богатству и славе. Стоицизм: учение о Логосе, который в христианстве отождествляется с Христом, учение о судьбе и божественном предопределении, космополитизм. Эпикуреизм: счастье как наивысшее благо, гедонизм, культ жизни. Скептицизм: сомнения по поводу познания действительности, воздержание от суждений. Неоплатонизм: философия на основе религии, учение о Едином, тождественном Благу, которое в христианстве отождествляется с Богом, учение о мире как Божественной эманации, учение о стадиях эманации.

Тема 2.4 Философия Средневековья и Возрождения.

Общая характеристика

Общая характеристика философского мировоззрения христианской эпохи, базисные религиозно-философские и собственно философские понятия. Монотеистические мироощущение и религиозный способ жизнедеятельности. Теоцентризм. Проблема соотношения веры и разума. Проблема доказательства бытия Бога. Религиозная антропология и этика. Философия истории.

Направления в ранней христианской философии: гностицизм, апологетика, патристика. Отцы церкви и виднейшие философы зрелого периода патристики: Аврелий Августин и Василий Великий. Ранняя схоластика: Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр. Зрелая (высокая) схоластика: Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот. Поздняя схоластика: Уильям Оккам. Реализм и номинализм: проблема универсалий в средневековой филосфии.

Характерные черты эпохи Возрождения: гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, секуляризация. Естественнонаучная революция: гелиоцентрическая картина мира, эксперимент как метод научного исследования, натурфилософия. Николай Кузанский, Джордано Бруно, Якоб Бёме. Социальная философия: Никколо Макиавелли (политический реализм). Утопия: Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Тема 2.5 Философия Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

Философия эпохи Просвещения

Общая характеристика философии Нового времени: преемственность основ античного философствования; возникновение опытной науки. Обоснование эмпирического метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон); разработка научной методологии и введение новых методов – индукции, дедукции (Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон, Дж. Локк); формирование основ механистической картины мира (ньютоно-картезианской) и связанного с ней деизма (Р. Декарт, И. Ньютон). Появление эмпиризма (Ф. Бэкон) и рационализма (Р. Декарт) в философии. Роль чувств и разума в познании. Идолы познания (Ф. Бэкон) и преодоление заблуждений. Правила для руководства ума (Р. Декарт). Интуиция и дедукция. Дуализм Р. Декарта. Понятие субстанции: мыслящая и протяженная субстанции.

Зарождение идеологии Просвещения (Дж. Локк); зарождение учения о двух стадиях развития общества (Т. Гоббс, Дж. Локк): зарождение учения о «договорном» происхождении государства (теория «общественного договора»: Т. Гоббс, Дж. Локк).

Философия Просвещения: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и др.; «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Вера в мощь и силу человеческого разума; религиозный скептицизм и вольнодумство, деизм, агностицизм, географический детерминизм, развитие теории «общественного договора».

Тема 2.6 Немецкая классическая философия

(И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)

Немецкая классическая философия: рационализм, диалектика, системность, вера в способности и возможности разума постичь мироздание. Пересмотр прежних представлений о познавательных способностях. Исследование природы философского знания и возможности познания.

И. Кант. Центральный вопрос: как возможно априорное, синтетическое суждение, обеспечивающее научное познание? Как возможна метафизика как наука? Синтетическое априорное суждение; пространство и время как априорные формы созерцания; рассудок и разум; категории; вещь в себе (ноумен), явление (феномен); трансцендентальный субъект, трансцендентальная идея, антиномия, категорический императив.

Г.В.Ф. Гегель: единство Абсолютной идеи и бытия в мировом духе (Абсолютном разуме). Общее движение от логики (учении о бытии, о сущности, о понятии) к философии природы (механика, физика, органическая физика), а затем – к философии Духа (учение о субъективном Духе, об объективном Духе, об абсолютном Духе, где пребывают искусство, религия, философия).

Тема 2.7 Философия марксизма:

материалистическое понимание истории

К. Маркс и Ф. Энгельс: новое понимание человеческой деятельности в аспекте отношения человека как субъекта к природе как к объекту. Человек и природа. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания. Материалистическое понимание истории. Производственные отношения и производительные силы. Понятие общественно-экономической формации. Общественное бытие и общественное сознание. Индивид и общество.

Тема 2.8 Основные направления современной западной философии

Современная западная философия как неклассическая. Основные характеристики современной западной философии: практицизм, эволюционизм, релятивизм, сциентизм, иррационализм.

Иррационализм. А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление». Мировая воля как первооснова мира. Воля к жизни. Этика абсолютного миро- и жизнеотрицания. Пессимизм. Ф. Ницше. Воля к власти. Идея сверхчеловека. Переоценка ценностей.

Экзистенциализм. М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Индивидуализм, философия гуманизма, экзистенция, экзистенциалы, свобода, существование, предельная ситуация.

Позитивизм. Основные этапы развития: позитивизм; эмпириокритицизм; конвенционализм; неопозитивизм, постпозитивизм. Враждебность к философской проблематике. Философские суждения как псевдовысказывания. Цель науки – описание явлений. Верификация. Логический анализ языка науки. Построение единой, «унифицированной науки». Ориентация на историю науки. Выяснение механизмов развития научного знания. Антикумулятивизм.

Психоанализ: фрейдизм, неофрейдизм. Сознание и бессознательное. З. Фрейд: Я, Оно, Сверх-Я, «либидо», «Эдипов комплекс», удовольствие, вытеснение, сублимация, Эрос, Танатос.

К.Г. Юнг: архетипы, коллективное бессознательное.

Феноменология: Э. Гуссерль, все, что мы познаем, есть не сами объекты действительности, а их проявление в сознании, то есть, феномены или явления. В отличие от И Канта, это всегда «вещь для нас». Понятие феноменологической редукции, «интенциональность».

Герменевтика – теория интерпретации. Основной вопрос: как возможно понимание? Главная идея – существовать – значит быть понятым. Предмет исследования – текст. Ф. Шлейермахер: грамматическая и психологическая интерпретация, «герменевтический круг». В. Дильтей: герменевтика – методологическая основа для гуманитарных наук, для наук о человеческом духе. М Хайдеггер: интерпретация и понимание – фундаментальные способы человеческого бытия, философия – герменевтическая интерпретация этого бытия. Г. Гадамер: переживание бытия, «опыт мира», язык текстов, язык и тексты, история, традиция, «истина», пред-понимание.

Постмодернизм –направление в культуре и философии конца ХХ века. Наиболее яркое представление направления во французской философии:Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз,Ф. Гваттари, Ю. Кристева, Ж. Лиотар и др. Основные черты: языковые игры, дискретность, множественность, нестабильность, локальность, фрагментарность, случайность, открытость, игра, анархия, скольжение по поверхности, рассеивание, негативность, след, лабиринт, неопределенность, ризомность, имманентность, парадоксальность, соблазн страстей, наслаждение, смешение и перемеживание, жанров и стилей(гибридизация). «смерть Субъекта», деконструкция.

Тема 2.9 Русская философия

(русская религиозная философия, русский космизм)

Особенности русской философии: ярко выраженный национальный характер; религиозная направленность; проблема отношения к Востоку и к Западу; своеобразие русских философских систем по сравнению с западными; социально-политическая окрашенность философии; нравственная направленность философских построений; феномен целостности, системности, всеобщности.

Философия всеединства В.С. Соловьева. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А. Бердяева. «Конкретный идеализм» С.Н. Трубецкого. Религиозно-философские идеи В.С. Розанова. «Религиозный материализм» С.Н. Булгакова. «Конкретная метафизика» П.А. Флоренского. Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова. Интуитивизм и персонализм Н.О. Лосского. Система теокосмического всеединства С.Л. Франка. Е.Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни. И.А. Ильин: философия духовного опыта. Л.П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философии истории. Философия «высшего синтеза» А.Ф. Лосева. Русский космизм.

Модуль3. Основные проблемы философии

Тема 3.1 Основные проблемы онтологии

Онтология как раздел философского знания. Бытие как центральная категория онтологии. Эволюция представлений о бытии. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия. Определение оснований бытия. Типология философских систем. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Движение, изменение, развитие. Пространство и время. Многообразие пространственно-временных уровней бытия. Самоорганизация и системность. Детерминизм и индетерминизм.

Тема 3.2 Диалектика как учение и метод, ее структура и функции

1.Эволюция диалектических идей. Субъективная и объективная диалектика. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и метафизика. Понятие развития. Модели развития. Законы и категории диалектики. Закон диалектического синтеза. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон диалектической противоречивости. Категории диалектики: возможность, действительность, необходимость, случайность, всеобщее, единичное, особенное; качество, количество, мера; единство, противоречие, противоположности; скачок, снятие, синтез; система, элемент, структура; часть и целое; форма и содержание; сущность и явление; причина и следствие.Прогресс как проблема.

Тема 3.3 Сознание как философская проблема.

Постановка проблемы сознания в философии. Структура и источники сознания. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания. Сознание как необходимое условие развития культуры. Понятие самосознания. Сознание и бессознательное. Структуры бессознательного. Учение З.Фрейда о бессознательном. Учение К.Г.Юнга о коллективном бессознательном. Проблема идеального. Концепция идеального в философии Э.В.Ильенкова. Концепция идеального Дубровского Д.И. Современное понимание проблемы идеального.

Тема 3.4 Основные проблемы гносеологии

Познавательное отношение как основная гносеологическая проблема. Взаимосвязь субъекта и объекта в процессе познания. Проблема познаваемости мира: реализм, агностицизм, скептицизм. Проблема источника знания: эмпиризм, рационализм, сенсуализм. Проблема истины: классическая теория, конвенциональная теория, прагматическая теория, онтологическая теория, экзистенциальный подход. Познание как предмет философского анализа. Структура знания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как основная форма рационального познания. Объяснение и понимание.

Тема 3.5 Философия науки. Научное познание

Специфические черты научного познания. Генезис науки: классическая и неклассическая наука. Модели развития науки: логический позитивизм, К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос. Наука как основание экономического и социального прогресса общества. Этическое регулирование научных исследований. Научно-технический прогресс: достижения и проблемы.

Тема 3.6 С оциальная философия как раздел философского знания

Место социальной философии в системе наук об обществе. Системный подход к рассмотрению общества. Проблема соотношения материального и духовного, природного и социального в жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание. Типология обществ. Понятие постиндустриального общества. Теории постиндустриализма и информационизма. Переход к постиндустриальному обществу: проблемы и перспективы. Философия истории – как раздел социальной философии. Модели исторического развития. Проблема движущих сил, прогресса и смысла истории.

Тема 3.7 Общество как система: основные сферы жизнедеятельности общества

Общество как социальная реальность. Специфика социальной реальности. Общество как самоорганизующаяся система. Сферы функционирования общества как системы: материальное производство, наука, ценности, социальная сфера, сфера управления социальными процессами. Социальные структуры: формирование и виды. Социальные организации. Государство как социальная организация. Признаки и функции государства. Классификация форм правления. Формы государственного устройства. Понятие гражданского общества.

Тема 3.8 Проблема человека в философской антропологии

Философская антропология – как попытка синтеза философского, религиозного и научного рассмотрения человека. Соотношение природного и духовного, биологического и социального в человеке (религиозная концепция, марксизм, фрейдизм, антропологический дуализм М.Шелера). Происхождение человека и уникальность его бытия. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как деятельное и творческое существо. Основные проблемы человеческого существования: смысла жизни, свободы, творчества, смерти и бессмертия.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 378 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...