Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческое мышление



Творчество может рассматриваться двояко — как ком­понент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность.

В любой деятельности присутствует элемент творче­ства, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого эле­мента может выступать любой этап деятельности — от пос­тановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий.

Когда творчество направлено на поиск нового, ориги­нального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой слож­ную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксиру­ются особенности их динамики.

Основой творческого процесса является интуитивный механизм.

Интуиция (от лат. intuerri — всматривание) — это спо­собность непосредственно, не прибегая к развернутым рас­суждениям, находить ответы на сложные вопросы, пости­гать истину, догадываясь о ней.

Творчество понимается как развивающее взаимодей­ствие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования:

1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой ста­дии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть полу­чено непосредственно путем логического вывода из имею­щихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное.

2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы харак­терен неосознанный поиск способа решения проблем, в ос­нове которого лежит принцип двойственности результата действия человека, то есть наличие прямого (осознавае­мого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. При определенных условиях побочный продукт может оказывать регулирующее влияние на действия человека. Такими условиями являются:

► наличие побочного продукта в неосознанном про­дукте;

► высокий уровень поисковой информации;

► ясно и просто сформулированная задача;

► отсутствие автоматизации способа действия.

Необходимость в интуитивном решении задачи воз­никает в случае, если на предыдущей стадии выбранные логические приемы были неадекватны для решения по­ставленной задачи и требовались иные способы достиже­ния цели. Уровень осознанности поведения на стадии инту­итивного решения снижен и найденное решение выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3. Фаза вербализации интуитивного решения. Инту­итивное решение проблемы на предыдущей стадии твор­ческого процесса осуществляется неосознанно. Осознан только результат (факт) решения. На стадии вербализации интуитивного решения осуществляется объяснение способа решения и его вербальное оформление. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включе­ние человека в процесс взаимодействия (коммуникации) с любым другим человеком, например экспериментатором, которому и описывается процесс решения задачи.

4. Фаза формализации вербализованного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформле­ния способа решения новой задачи. Процесс формализа­ции решения происходит на сознательном уровне.

Фазы творческого процесса рассматриваются как струк­турные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществле­ния. Решение творческих задач осуществляется посред­ством разнообразных сочетаний уровней организации пси­хологического механизма творчества, то есть тех уровней, которые вовлекаются в процесс решения творческой задачи (постановка проблемы, выбор средств решения и т.д.).

Творческая активность возникает в условиях реше­ния творческих задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. Тем не менее, диффе­ренциально-психологический анализ поведения людей в разнообразных жизненных ситуациях показывает, что существует такой тип личности, который использует ори­гинальные способы решения любых жизненных задач, — это тип творческой личности. Основной особенностью твор­ческой личности является креативность.

Креативность — интегративное качество психики че­ловека, которое обеспечивает продуктивные преобразова­ния в деятельности личности, позволяя удовлетворять пот­ребность в исследовательской активности.

Креативная личность отличается от других людей це­лым рядом особенностей:

1) когнитивных (высокая чувствительность к субсен­сорным раздражителям; чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность" воспринимать явления в определенной системе, комплексно; память на редкие события; развитые воображение и фантазия; развитое двигательное мышление как стратегия обобще­ния множества решений одной задачи и др.);

2) эмоциональных (высокая эмоциональная возбуди­мость, преодоление состояния тревожности, наличие стенических эмоций);

3) мотивационных (потребность в понимании, исследо­вании; самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости);

4) коммуникативных (инициативность, склонность к лидерству, спонтанность).

Творчество как один из видов деятельности и креатив­ность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивают прогресс общественного развития.

Творческое мышление — мышление, дающее принци­пиально новое решение проблем, приводящее к новым иде­ям, открытиям и решениям.

Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм — желание быть похожим на другого. Люди опасаются высказывать оригинальные ид ей, чтобы не выделиться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых и сверстников.

2. Цензура — внутренняя критика любой собственной идеи. Люди с жесткой внутренней цензурой предпочитают ждать естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется у де­тей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать действия ре­бенка по любому поводу.

3. Ригидность — трудность переключения с одной сте­реотипной точки зрения на другую. Ригидность не позво­ляет совершенствовать готовые решения, «видеть» необы­чайное в обычном, знакомом.

4. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время творческой «паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой.

Творческие личности — нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связи между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны, сензитивны ко всему необычному. Творческая личность постоянно испытывает свои внутренние возможности, ее познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Ее психическая активность надсознательна, интуитивна.

В зависимости от типологических особенностей твор­ческие личности находят самовыражение в искусстве, науке и техническом творчестве. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механизмами их создания, системой знаковых средств — речевых, визуальных, звуковых — для реализации эстетических позиций, миропонимания. Между художником и его почитателями существует духовное созвучие, психическое единение, образно-эмоциональное единство, ценностное сопереживание, влияющее на мотивацию поведения.

Название подструк­туры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологи­ческого Основные связи с Специфиче­ские виды формирования Необходимые уровни анализа
отражением осознанием потреб­ностями актив­ностью        
Направ­ленность Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания Биологиче­ского почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном осознание будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Воспитание Социально-психологи­ческий
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Содержа­ние форм отражения Необхо­димость осознания-прошлого Через привычки Через волевые навыки Обучение Психолого- педаготи- ческий
Психиче­ские процессы Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего Через нужду личности Через волю Упражнение Индивиду- ально-психо- логичесхий
Биопси­хические свойства Темперамент; половые, возрастные, патологиче­ские свойства Социального почти нет Механизмы психиче­ского отражения Только стиль осознания Через биологиче­скую нужду Через силу и подвиж­ность нервных процессов Тренировка Психофизио­логический Нейропсихо-логический
                   

Таблица 1. Основные подструктуры как уровни личности, на которые накладывается характер и способности

Таблица 2. Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 502 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...