Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутренние причины



1. Истоки кризисов ХХ века, которые выпали на долю славянских народов, нужно искать в глубине веков. Мы уже отмечали, что начиная с ХVI века между миром Запада – чувственной культуры и западной цивилизации и миром духовной культуры православной цивилизации России (Руси) возникает непримиримое внутреннее противостояние, которое, конечно дает о себе знать и во внешних проявлениях. Жизнь любого общества, как и жизнь отдельного человека, - это непрестанная борьба добра и зла. И итог этой борьбы зависит не только от внешнего воздействия (положительного или отрицательного), но и от нашей реакции на это воздействие. Человеку дано великое право свободы выбора и в конечном итоге он сам выбирает, как ему жить. То же можно отнести и к обществу (правда, с некоторыми поправками, учитывающими коллективную психологию). Поэтому и определенные события в истории общества необходимо рассматривать как результат внешнего воздействия и внутреннего реагирования (отношения). И конечно большая роль здесь отводится тем, в чьих руках находится государственная и духовная власть.

2.Очень сложным для России оказался ХVIII век – эпоха петровских реформ. До ХVIII столетия монолитное и духовно единое после них оно раскололось на две неравные части с различными культурными архетипами и несхожими идеалами жизни. В ре­зультате на протяжении XVIII-XIX веков на Руси постепенно складывались две культуры, две цивилизации - традиционная, соборная цивилизация православного большинства и модер­нистская, индивидуалистическая культура «просвещенного» безбожного меньшинства. Непримиримая борьба между ними в конечном итоге и определила трагедию русской судьбы в XX столетии.

3.Крутые и зачастую плохо продуманные реформы, ставшие отличительной чертой эпохи российского «просвещенного аб­солютизма» и внедрявшиеся с полным пренебрежением к многовековому соборному опыту, без всякого совета с народом - породили в русском духовном монолите массу трещин и болезненных разногласий, которыми не преминули воспользо­ваться недоброжелатели России. Начался активный процесс «гуманизации» русской жизни, ее секуляризации и расцерковления. Закономерным результатом такого процесса через два столетия стала духовная катастрофа революции 1917 года со всеми последовавшими затем кошмарами злобной русофобии, «совдеповского» сатанизма и иноверческого, инородческого господства.

4.Катастрофа 90-х годов явилась результатом отступления России, а следовательно и Украины от своего индивидуального пути развития, по-сути, начиная с 1917 года был выбран путь развития западной цивилизации. По существу уничтожалась и практически была уничтожена русская традиция (цивилизационная идентичность России): Православие, монархия, дворянство, крестьянство как свободный класс и семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Последнее было уничтожено в 30-х.

Как ни парадоксально, строй, который выступал с одной идеологической системой, привел к реализации совсем другой. Но все преобразования, проводимые с 1917 до 80-90-х, были направлены именно на разрушение цивилизационной идентичности, в результате всего этого периода были сломаны те препятствия, которые в течении 300-400 лет не давали возможности Западу подчинить Россию своим идеалам, своей идеологии. До конца не удалось разрушить архетипы сознания людей, которые тысячелетиями воспитывались и передавались через религию и культуру. Осталось только православие.

5.Победившая у нас идеология социализма, коммунизма является идеологией элиты, властвующего слоя. Она аппелирует только к нему, нечто обещает только ему, направлена только на реализацию его интересов, но ничего, кроме лозунгов не говорит другим, не направлена на реализацию их в интересов. В результате она не получает поддержки более широкой части народа. Сама по себе эта идеология и психология полубогов требует жертвы.

Для того чтобы ее сделать действенной, люди, исповедующие ее, должны выступать не инди­видуально, а слившись в некий новый «сверхорга­низм» — в партию, отдав себя ей, пожертвовав ей своей индивидуальностью, воспринимая себя как мелкую клеточку в новом организме этой партии. Эта идеология действительно могла и среди властвующего класса иметь успех, но только в критический момент, в мо­мент опасности, когда стояла на карте жизнь и всего этого слоя, и всей системы, и каждого из них в от­дельности. Тогда они были готовы идти на все эти жертвы. Но когда власть сделалась более устойчивой и стало казаться, что жизнь и сама будет дальше так катиться, то охота к жертвам как-то постепенно ис­парилась. На власть они были вполне согласны, а вот на жертвы ради власти становились все менее и ме­нее готовыми.

Лишь величайшее напряжение всех народных сил да милость Божия позволили России «переварить» отраву коммунизма, в значительной мере нейтрализовать его разрушительную сущность, буквально утопив в собственной крови богоборческие порывы марксистской квазирелигии. Более того, даже после учиненного всероссийского погрома русская цивилизация, зак­люченная в уродливую «советскую» форму, осталась все же стихийно духовной. Жестокими антихристианскими гонениями была загнана в подполье лишь ее «сознательная», церковная часть. В то же время мощное инстинктивное стремление со­хранить «надмирные» идеалы русской жизни столь сильно деформировало коммунистическую идеологию, что даже она приобрела в России «идеационный» характер религиозной веры, выдвинув на первый план все ту же задачу воплощения в земную жизнь абсолютных ценностей справедливости, брат­ства и им подобных.

Наша нынешняя смута - закономерный результат того страш­ного духовного истощения, которое стало неизбежным следст­вием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, пере­несенных русским народом за последнее столетие.

И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в «либерально-демократические» одежды, - сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета.

Пока, впрочем, духовная оккупация наших стран - России и Украины,составляющих единую цивилизацию, в полном разга­ре. Общественное мнение раздроблено как никогда раньше, люди подавлены и дезориентированы отравой «мировоззрен­ческого плюрализма», а средства массовой информации ведут против собственного народа настоящую психологическую войну. Государство и Церковь остаются носителями полярных культур­ных архетипов - чувственного и духовного, усугубляя раздира­ющие общество противоречия. И Запад, находящийся ныне в расцвете своего политического могущества, выигравший сорока­летнюю «холодную войну», всеми средствами усиливает рос­сийский хаос, стараясь ни в коем случае не допустить возрож­дения традиционного русского национального самосознания...

Последствия такого положения вещей нетрудно себе предста­вить. Несмотря на внешнюю мощь, цивилизация Запада уже почти исчерпала свои внутренние резервы. Российские ресурсы могут лишь на какое-то время оттянуть агонию, но ничто не в силах предотвратить неумолимо приближающуюся развязку. И если мы не найдем в себе сил своевременно восстановить свою былую самобытность, грядущий катаклизм неумолимо захватит нас своим водоворотом и Россия - историческая, тысячелетняя Россия, многовековой оплот христианской духов­ности и государственности - погибнет окончательно и навсегда.

«Все людское существо скрывает и хранит свою главную тайну в своем высшем идеале. Это относится и к европейскому человеку – его тайна в его идеале. Но какой же высший идеал европейского человека? Прежде всего это - самостоятельный и непогрешимый человек – человекобог.Все идеи и вся деятельность европейского человека пронизаны одним желанием и одним стремлением: стать независимым и самостоятельным, как Бог. По сути, над Европой властвует одно божест­во: непогрешимый человек — человекобог. В роскошном пантеоне Европы непогрешимый человек — верховное бо­жество, остальные боги суть его производное или его отражение. ''Непогрешимый " человек властвует и в ев­ропейской религии, и в европейской философии, и в евро­пейской науке, и в европейской политике, и европейской технике, и в европейском искусстве, и во всей европей­ской культуре и цивилизации. Во всем — только человек, притом европейский человек, гордый и чванливо самодо­вольный и непогрешимый. Говоря об этом, я имею в виду европейского человека в целом, в его главной идее.

На другой стороне — славянский всечеловек. Его высший идеал, а в нем его главная тайна: всечелове­ческое братство людей в Богочеловеке Христе. Во всех идеях и во всей деятельности славянского всечеловека можно усмотреть одну движущую силу: евангельскую любовь — вселюбовъ. Ибо эта любовь по сути един­ственная сила, которая людей претворяет в братьев и соединяет их во всечеловеческое братство. Нет та­кого унижения, на которое бы не согласился славянс­кий всечеловек, если это будет содействовать осуще­ствлению всечеловеческого братства между людьми. Нет таких трудов и подвигов, на которые бы не сог­ласился Христов человек, только бы они вели к цели: всечеловеческому братству. Служить каждому чело­веку и всем людям ради Христа — радость над радос­тями для славянского всечеловека-труженика. Его бессмертное желание: постоянно совершенствовать себя через Богочеловека, приобретая Его божествен­ные свойства, и поработать Богочеловеку всей своей душой, всем своим сердцем, всем своим помышлением,всеми своими силами. Здесь все, что является челове­ческим, находит свое бессмертие в Богочеловеческом; здесь Богочеловек все и вся для человека во всех мирах» (из книги преп. Иустина (Поповича) «Достоевский о Европе и славянстве»).

Вальтер Шубарт, прибалтийский немец, написал замечательную книгу «Europa und die Seele des Ostens», переведенную на русский и английский языки. Шубарт противо­поставляет друг другу главным образом два типа че­ловека: прометеевский, героический человек, и иоанновский, мессианский человек, т. е. человек, следую­щий идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. Представителями иоанновского типа он считает сла­вян, особенно русских. Прометеевский, «героичес­кий человек видит в мире хаос, который он должен оформить своей организующей силой; он полон жаж­ды власти; он удаляется все дальше и дальше от Бога и все глубже уходит в мир вещей. Секуляризация — его судьба, героизм — его жизненное чувство, траги­ка — его конец». Таковы «романские и германские народы современности».

Иоанновский «мессианский человек чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом носит. Он хочет восстановить вокруг себя ту гармонию, ко­торую он чувствует в себе. Так ощущали первые хрис­тиане и большинство славян». «Мессианского чело­века одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы власт­вовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоеди­нить. Им не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев; в мире же не до­бычу, на которую нужно бросаться, а грубую мате­рию, которую нужно осветить и освятить. Им движет чувство некоей космической одержимости, он исхо­дит из понятия целого, которое ощущает в себе и ко­торое хочет восстановить в раздробленном окружаю­щем. Его не оставляет в покое стремление к всеобъ­емлющему и желание сделать его видимым и осязаемым». «Борьба за вселенскость станет основ­ной чертой иоаннического человека». В иоанновскую эпоху центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится «к сверхземному в качестве постоянной черты национального характера, а таковыми являют­ся славяне, в особенности русские. Огромное собы­тие, которое сейчас подготовляется, — есть восхож­дение славянства, как ведущей культурной силы».

Целью своей книги Шубарт ставит повлиять на «европейское самопознание путем контраста». «За­пад, — говорит он, — подарил человечеству наибо­лее совершенные формы техники, государствен­ности и связи, но он лишил его души. Задачею Рос­сии является вернуть ее людям». «Только Россия способна одухотворить человеческий род, погряз­ший в вещности и испорченный жаждой власти».

Литература:

Митрополит Иоанн (Снычев) Русская симфония Изд-во «Ника».Житомир, 2003 с.726

Питирим Сорокин.Кризис нашего времени.В сборнике:»Человек, цивилизация, общество».М., 1992«»

О.А.Платонов Николай Второй.Жизнь и царствование.Переиздание Спасо-Прображеннского Мгарского монастыря с.500

С.С.Ольденбург Царствование императора Николая II.В 2-т.Т-1.-М.:Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс»,1992.- 384 с.

Позднышев С.Распни Его. Париж,1953, с. 43-45

Е.Е.Алферьев Император Николай II как человек сильной воли. Свято-Троицкий монастырь Джондарвилль, 1983 с.152 (репринтное издание 1991г.)

И.Р,Шафаревич Духовные основы российского кризиса ХХ века Издание Сретенского монастыря 2001. с111

Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. М.,1990

Венец земной и небесный

Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа.Русское хозяйство.Гл.редактор, составитель О.А.Платонов.- М.: Институт русской цивилизации,2006.- 1136 с.

Священник Андрей Горбунов.За всех и за вся.Издательство Святотроицкого братства, М, 2006 с.120

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М., 1990.

2. Зомбарт В. Буржуа. М., 1994.

3. Гесиод. Работы и дни. // Эллинские поэты. М., 1963.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993..

6. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

7. Платон. Государство. // Сочинения в 3-х томах. Т.3, М., 1971.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». // Собр. соч. (изд.2), т.4. Раздел «Буржуа и пролетарии».

9. «Исповедь Пятакова». Опубликована в трудно доступном эмигрантском «Новом журнале», № 52, Нью-Йорк, 1952. Но она воспроизведена в работе автора «Социализм как явление мировой истории». Соч., т.1, М., 1994, стр. 242-244.

10. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т.1. М., 1996.

11. Антоновщина. Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. Тамбов, 1994. Сборник документов.

12. Трагедия советской деревни. Т. 1-2. Документы 1927-1930 гг.

13. Документы свидетельствуют // Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932. М., 1989.

14. Новейшая история отечества. ХХ век. // Под редакцией А. Ф. Киселева и Э. М. Щагина. М., 1998. Т.1 и 2.

15. Великий незнакомец. М., 1992. // Хрестоматия «крестьяноведения».

16. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М., 1991.

17. Чаянов А.В. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. Ч.1. М., 1921.

18. Кёпецы Белла. Идеология «Новых левых». М., 1977.

19. Баталов Э. Я. Философия бунта. М., 1973.

20. Шафаревич И.Р. Была ли «перестройка» акцией ЦРУ? // См. например, в книге «Русский народ на переломе тысячелетий». М., 2000.

В. Шубарт. Европа и душа Востока, 3 изд., с. 5, 6. По-анг­лийски — «Rassia and Western Mann».





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...