Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Удк 069

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Программа и методические материалы для студентов

специальности 070503

«Музейное дело и охрана памятников»





Санкт-Петербург

ББК 79

УДК 069

М 89

Программа рекомендована к изданию

Редакционно-издательским советом Санкт -Петербургского

Государственного университета культуры и искусств

Составитель:

Шляхтина Л.М.

Кандидат педагогических наук, доцент

М 89 Музейная педагогика: программа курса/

сост.Л.М.Шляхтина; С.-Петерб.гос.ун-т

культуры и искусств.-СП.:СПбГУКИ,2008.- 22с.

ББК 79

УДК 069

© Федеральное государственное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств, 2008.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Изучение курса рассчитано на три семестра: 6 семестр-52 часа, 7 семестр-80 часов, 8 семестр-76 часов.

Курс «Музейная педагогика» ставит целью познакомить студентов с ос­новными теоретическими положениями педагогического процесса музея, направленными на реализацию его образовательно-воспитательной функции, а также обучить ос­новным направлениям, формам и методам работы с различными категориями музейной аудитории.

Задачи курса:

- дать ретроспективный анализ и определить современное состояние музейной педагогики;

- показать характерные черты музейной педагогики на примере отечественного и зарубежного опыта;

- выработать умения и навыки работы с различными категориями музейной аудитории, опираясь на современные музейно-педагогические технологии.

Особенностью методики преподавания является сочетание теоретической подготовки с развитием практических навыков работы студентов в музеях различного профиля с поли­возрастной аудиторией.

Учебный курс состоит из четырех частей и пяти разделов, в соответствии с концепцией содержания му­зейной педагогики.

1 часть курса - знакомство студентов с теорией, историей и методикой музейной пе­дагогики, предполагающее теоретическое изучение вопросов в ходе лекций и семинарских занятий.

11 часть курса - практические занятия (аудиторные), предусматривающие создание методических разработок различных форм работы с аудиторией, учитывающие социологические, психологические, мотивационные и другие особенности ее на основе новых педагогических технологий.

111часть курса - внедрение одной из созданных в предыдущем семестре методических разработок (беседы, музейного урока, викторины и т.д.) в практику конкретного музея для ре­альной аудитории (дошкольники, школьники, студенты, пожилые люди и т.д.).

IV часть курса - создание музейно-педагогической программы для определенной воз­растной группы посетителей. Подготовка программы дает возможность аккумулировать и закрепить зна­ния, полученные в течение всего времени обучения.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника..

Курс является частью подготовки студентов в области прикладного музееведения. Он опирается на знания студентов, полученные ранее по педагогике, психологии, истории и тео­рии музееведения, а также знании в области истории, литературы, истории искусства и других дисциплин.

Кроме того, для эффективности подготовки современного специалиста, студентам предло­жены спецкурсы и факультативы: «Культура общения», «Возрастная педагогика», «Театрализация в музейной работе», «Музыка в музее» и т.д.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент, прослушавший курс «Музейная педагогика», должен знать:

- социокультурные предпосылки появления музейной педагогики;

- этапы и стадии развития музейной педагогики в отечественном и зарубежном опыте;

- основные понятия музейно-педагогического процесса;.

- теоретические основы музейной педагогики;

- основные направления, формы и методы;

- особенности музейно-педагогической деятельности с различными категориями аудитории;

- уметь создавать музейно-педагогические программы, ориентированные на потребности и особенности восприятия.

Студент должен не только усвоить и развить знания в области музейной педагогики, но и проверить их на практике, а также использовать и закрепить знания, полученные по другим дисциплинам.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА».

Тема 1. Понятие «музейная педагогика».

Музейная педагогика как закономерное отражение нового этапа в реализации образовательно-воспитательной функции музея.

Предпосылки изучения музея с педагогической точки зрения. Различные подходы к определению дефиниции «музейная педагогика». Пози­ции ученых К.Пацвалла, И.Аве, З.Странского, А.Грегоровой, М.Юхневич, Б.Столярова и других в определении музейной педагогики. Роль «Рабочей группы по музейной педагогике» при Министерстве культуры ГДР в разработке понятия. Музейная педагогика как наука и практическая деятельность. Современные позиции в определении дефиниции «музейная педагогика».

«Музееведчеекая» и «педагогическая» сущность ее.

Тема 2. Предмет, задачи, содержание музейной педагогики.

Музейная педагогика как научная дисциплина, исследующая музейные формы ком­муникации.

Музейно-специфический образовательно-воспитательный процесс как предмет музейной педагогики. Закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике.

Возможности музейной педагогики в решении проблем активного приобще­ния посетителей к музейным ценностям, формировании устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием, развития эмоциональной сферы личности, способности к творческой деятельности, формирования исторического сознания и воспитания музейной культуры.

Роль музейной педагогики в культурной идентификации и социально-культурной адапта­ции личности.

Специфика образовательного и воспитательного процесса как важнейшая проблема му­зейной педагогики. Задачи и способы определения эффективности педагогического воздей­ствия в музее. Обоснование дифференцированного подхода к посетителям музея. Изучение музейной аудитории как основа музейно-педагогической деятельности.

Обобщение опыта деятельности музея с посетителем. Апробация и

внедрение наиболее адекватных форм и методов работы.

Проблемы подготовки и повышения квалификации музейных педагогов. Музейный педагог как профессия. Зарубежные и отечественные центры музейной педагогики.

РАЗДЕЛ 11. «ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ».

Тема 3. Исторические предпосылки и генезис музейной педагогики.

Изменчивость образовательно-воспитательной деятельности музея, обусловленная политической, экономической и культурной ситуацией в обществе. Зависимость задач и со­держания образовательно-воспитательной деятельности музея от социокультурной ситуации. Терминологическое многообразие и социально-политическая обусловленность понятий: про­светительная, политико-просветительная, научно-просветительная, культурно-массовая, идейно-образовательная, культурно-образовательная деятельность музея. Предпосылки за­рождения музейно-педагогической мысли в конце XIX -начале ХХ века.

Роль конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» в Мангейме (Германия, 1903).

Идеи А.Лихтварка о новом назначении музея. Его определение образовательной роли музея.

Г. Кершенштайнер и созданная им концепция «педагогики музейной экспозиции». Пе­дагогические принципы, построение и учет возможностей восприятия посетителем экспози­ции

Появление терминов «музейная педагогика», «музейный педагог» (К.Фризен, 1934). Развитие музейной педагогики в контексте взаимодействия музей-школа. Г.Фройденталь и его музейно-педагогические идеи организации школьных занятий в музее. Влияние немецкого опыта на Россию.

Характерные черты музейно-педагогических концепций в России.

Осознание музея как образовательного института. Образовательно-воспитательный потенциал музея и идеи использования его для преобразования социальной действительности. Роль идей Н.Ф.Федорова в развитии общественного интереса к образовательно-воспитательной миссии музея. Значение Предварительного съезда будущего 1 Всероссийского съезда музеев (Моск­ва, 1912) в постановке вопроса о педагогической деятельности музеев (Н.И.Романов).

Тема 4. Особенности и характерные черты образовательно-воспитательной деятельно­сти музея в различные исторические периоды.

Первый опыт музейно-педагогической деятельности в России. О.Ф.Вальдгауэр и его методика художественного воспитания. Значение идей О.Ф.Вальдгауэра для формирования музейно-педагогической мысли в России начала и первой трети ХХ века.

Развитие музейно-педагогических концепций, утвердившихся в Западной Европе, США и в России. Деятельность и теоретические взгляды Ф.И.Шмита, А.У.Зеленко, Н.Д.Бартрама, А.В.Бакушинского, Н.И.Романова, Я.П.Мексина. Влияние общей педагогики, педалогии и психологии на формирование музейно-педагогической мысли. Формирование «детского направления» в деятельности музеев. Направленность методики работы с детьми на раскрытие их творческого потенциала и активности. Феномен детского музея. Первый

детский музей (Бруклин, США, 1899).

Отечественный и зарубежный опыт организации и деятельности детских музеев и вы­ ставок (США, Западная Европа, Россия).Значение изучения музейной аудитории для развития форм и методов работы с посе­тителями (1928). Влияние социально-политической ситуации на развитие музейной педaгo­гики. Письмо И.В.Сталина «Об усилении партийного контроля над просветительной работой музеев» (1934) как фактор, определивший изменение курса образовательно-воспитательной политики отечественных музеев.

Характерные черты музейно-педагогической деятельности в США и Западной Европе в 1930-1940-е годы.

Направления, формы и методы работы с аудиторией в 1940-1950-е годы в СССР и за­рубежных странах. Особенности образовательно-воспитательных доктрин. Место музея в идейно-воспитательной системе социалистических стран.

«Музейный бум» и проблемы образовательно-воспитательной деятельности в 1960­1970-е годы. Значение теории музейной коммуникации, разработанной Д.Камероном, для развития музейно-педагогических концепций. Радикальные изменения в определении соци­альной роли музея. Новое понимание термина «музейная педагогика». Идеи Н.Коссонса, К.Хадсона и других об изменении доктрин передачи знаний как сути музейной педагогики. Понимание музейной педагогики как средства развития креативности посетителей и активи­зации восприятия ими музейно-специфической информации.

Развитие сети музейно-педагогических центров в Западной Европе и США в 1960­1970-е годы. Поиски новой теоретико-методической основы образовательно-воспитательной деятельности музея в СССР. Значение научного семинара «Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников» (1973) в развитии музейной педагогики в СССР.

Дея­тельность отечественных музеев по совершенствованию форм и методов работы с различ­ными категориями посетителей. Характерные черты работы с детской аудиторией. Деятель­ность Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государствен­ного Русского музея и других музеев страны в разработке новых направлений и методик ра­боты с посетителями.

Роль отдела музееведения НИИК в научно-методическом обеспечении музейно­-педагогического процесса. Программа «Музейный всеобуч» (1980-е). Значение изучения зарубежного опыта для совершенствования музейно-педагогической деятельности. Современ­ное состояние и характерные черты музейно-педагогической теории и практики на совре­менном этапе.

Российский центр музейной педагогики и детского творчества (Санкт-Петербург) и его роль в развитии отечественной музейной педагогики. Разработка музейно-­педагогических про грамм для детей дошкольного возраста, школьников, учителей, инвалидов и т.д.

Разработка системы совместной деятельности музеев и детских садов, школ, ВУЗов и т.д. Межмузейное сотрудничество.

Использование новых педагогических технологий в практике музейной образовательно-воспитательной деятельности.

Музейная педагогика и новые информационные технологии.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Тема 5. Образовательно-воспитательный потенциал музея.

Образовательный потенциал музея как совокупность средств, реализующих информационный потенциал музейного предмета в процессе музейной коммуникации.

Роль музейного предмета и музейной среды в осуществлении образовательно­-воспитательного процесса.

Воздействие музейной информации на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Взгляды на данный вопрос К.Пацвалла. Роль личного контакта «подлинной встречи», как стимул воспитательно-образовательного процесса. Проблемы прочтения текста экспозиции. Два уровня воспитательного эффекта музейной информации: собственно визуаль­но-пространственный текст (экспозиция) и воздействие музейного сотрудника (музейного педагога). Специфика воспитательного потенциала музея. Музей и аудиовизуальная культу­ра, музей и театр. Дж. Макдональд о роли музея в формировании школы реалий и опыта­

человека.

Тема 6. Закономерности музейно-педагогического процесса.

Педагогические задачи в осуществлении музейной коммуникации. Педагогические функции: развитие, воспитание, образование в условиях музея.

Познавательная, творчества и иная деятельность посетителя в музее и руководство ею. Активизация познавательных процессов посетителя. Музейная информация и эмоцио­нальные процессы. Специфика педагогического воздействия на разные социальные, возрастные, мотивационные и иные группы музейной аудитории.

Роль музейного педагога в управлении образовательным процессом в музее. Образовательное пространство музея и его роль в развитии личности посетителя. Деятельность посетителя в музее и способы ее руководства. Предкоммуникативный, коммуни­кативный и посткоммуникативный этапы управления деятельностью посетителя музея. Идея М.Б.Гнедовского о расширении деятельности посетителя музея. Р.Якушек о поэтапном «вхождении» в музей. Значение работ З.Странского в изучении проблем эффективности музейно-педагогического процесса. Проблемы «обратной связи». Психологические аспекты музейной педагогики. Восприятие музейной информации как актуальная проблема. Формирование культуры вос­приятия музейной информации. Обучение «языку музея».

РАЗДЕЛ IV. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РА­БОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЕМ.

Тема 7. Основные направления работы с посетителем в музее.

Задачи музейной педагогики и определение приоритетных направлений работы с посетителем. ­

Значение интересов, потребностей и мотивов аудитории для определения направ­ления работы музея.

Характерные черты информационного направления, особенности направления связанного с обучением музей­ными средствами. Организация общения в музее и специфика этого направления в совре­менных условиях.

Творчество - стимулирование и организация его, как особого направления в музейно-­педагогической деятельности. Направление работы с посетителями, решающее рекреационные задачи музея, его специфика и актуальность.

Тема 8. Формы работы с посетителями.

Ретроспективный анализ форм работы с посетителем в музее. Традиционные и нетра­диционные формы. Проблемы соотношения направлений и форм работы с посетителем.

Возможности экскурсии, лекции, чтений, семинаров и других форм в удовлетворении запросов посетителей, связанных с получением информации в музее.

Современные аудиовизуальные и мультимедийные формы информационного направле­ния. Музейный урок, циклы занятий, лектории, школы, университеты и другие формы обра­зовательного характера. Специфика дидактических выставок и детских образовательных центров (Инвенториум, Франция; Эксплуаториум, США). Лаборатории, мастерские, конкур­сы, викторины, кружки, студии и т.д. Их роль в развитии творческого потенциала музейной аудитории.

Место форм, решающих задачи организации общения в системе культурно-образовательной деятельности музея. Салоны, гостиные, встречи, клубы, любительские объе­динения и иные формы. Концерты, спектакли, праздники, маскарады, балы, вечера, рекреа­ционные зоны и другие формы как возможность удовлетворить потребность в отдыхе в музей­ной среде.

Тема 9. Преобладающие методы работы с посетителями в музее.

Метод контраста, сравнения. Вопросно-ответный метод и решение задач активизации памяти, расширение и углубление общих знаний, формирование собственного суждения.

Иг­ровой метод, «погружение», «вовлечение в прошлое», речевые игры как активные способы познания мира, приобщения к опыту предшествующих поколений, выработка неформально­го знания, развитие фантазии, творческих способностей и т.д. Организация диалогического общения и его роль в формировании личностного суверенитета и умение отстаивать собст­венную позицию. Перспективность данного метода. Методы вовлечения в творческую дея­тельность и стимулирование творческого состязания. Особенности их в музейно­-педагогической практике. Методы театрализации и анимации. Их суть и специфика. Инте­рактивность в контексте музейно-педагогических методов. Метод свободных ассоциаций.

Использование аудиовизуальных и мультимедийных средств для активизации работы с посетителем. Специфика мультимедийных образовательных и рекреационных проектов в музее.

Новые педагогические технологии в музейно-педагогической практике.­

Тема 10. Этапы разработки мvзейно-педагогических форм.

Определение цели музейно-педагогического воздействия. Развивающие, образовательные и воспитательные цели. Понимание их в современных условиях. Психологический

подход к определению целей с учетом достижения педагогического результата.

Постановка задач, решающих цели. Их взаимозависимость и взаимообусловленность. Выбор преобладающих методов педагогического воздействия в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками аудитории.

Отбор предметно-иллюстрированного и дидактического материла адекватного восприятию музейной аудитории и педагогическим целям и задачам.

Определение выразительных средств, необходимых для достижения целей образова­тельного и воспитательного характера.

Организационно-методические вопросы.

Оценка эффективности музейно-педагогического процесса. Выявление, измерение и проверка уровня усвоения материала. Различные способы и формы проверки эффективности (контрольные вопросы, тесты, рабочие листки и тетради, творческие задания и т.д.). Усвое­ние материала. Методы оценки эстетических и нравственных переживаний.

Разработка инструментария для определения результатов воздействия музейно-­педагогических форм на различные категории аудитории.

РАЗДЕЛ У. МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ПОСЕТИ­ТЕЛЕЙ.

Тема 11. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Проекты и программы для детей и их направленность. Развитие эмоциональной сферы, ­формирование творческой активности, воображение, фантазии ребенка музейными сред­ствами. Музейно-педагогические подходы в развитии исторического сознания, экологическом воспитании, формировании мировоззрения. Воспитание музейной культуры.

Системность в работе с детской аудиторией. Требования к ее организации. Принципы организации: комплексность, преемственность, непрерывность, последовательность, многообразие, вариативность, действенность и т.д. '

Специальные детские музейно-педагогические «пространства», «центры», «зоны», «отделы» и т.д. Особенности их организации и функционирования. Детский Исторический музей (Музей политической истории России, Санкт-Петербург), Детский этнографический Центр (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург), Детский музейный центр Го­сударственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного художественного музея­заповедника, Детский музейный центр Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И.Гродекова и т.д.

Современные детские музеи и выставки в России и за рубежом. Особенности деятель­ности детских музеев в США, Западной Европе и России.

Перспективные направления и формы работы с детской аудиторией.

Тема 12. Работа музея со школьниками.

Музейно-педагогические программы интеграционного характера. Система взаимодействия ­«музей-школа». Ее особенности. Концепция педагогического взаимодействия «Худо­жественный музей и система образования» (Б.А.Столяров). Школьные центры и отделы му­зеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей и т.д.).

Программы для школьников в музее. Особенности музейного факультатива. Формирование системы знаний, углубленное изучение музейных собраний, музееведческая ориентация школьников.

Принципы музейных факультативов: преемственность, усложнение и расширение ин­формации, развитие активности и самостоятельности школьников. Работа со школьниками в кружках, студиях, клубах. Поисково-краеведческая и исследовательская деятельность школьников в музее.

Информационные технологии в музейно-педагогической работе со школьниками. Отечественный и зарубежный опыт.

Инновационные технологии во взаимодействии музея со школой. Партнерство как основа развития взаимоотношения музея со школьниками.

Тема 13. Музейно-педагогическая работа со стvдентами.

Особенности работы со студентами в музее. Учет направленности интересов, уровня культурного развития, специфики будущей профессии.

Проблемы привлечения студентов в музей.

Задачи музейно-педагогической деятельности со студентами: развитие творческой активности, формирование исследовательских навыков, расширение общекультурного кру­гозора, организация свободного времени.

Отечественный и зарубежный опыт работы со студентами. Международный молодежный Центр Государственного Эрмитажа как положительный опыт работы со студентами.

Тема 14. Музейно-педагогическая деятельность с одиночными посетителями.

Программы информационного обслуживания.

Консультационные центры, зоны и т.д. Информационно-образовательные программы и проекты. Мультимедийные программы для одиночных посетителей.

Роль специализированных путеводителей в организации культурно-образовательно­й деятельности музея с одиночными посетителями.

Отечественный и зарубежный опыт музеев в работе с одиночными посетителями. Новые информационные технологии и одиночные посетители.

Тема 15. Музейно-педагогическая деятельность с «особыми посетителями».

Содержание и организация музейно-педагогической деятельности с аудиторией, нуждающейся в особых подходах. Со­циальная адаптация людей «с проблемами» в музее. Арттерапия. Опыт работы за рубежом и в отечественных музеях.

Выставки для слепых и плоховидящих. Специальные программы для глухих. Занятия с людьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Работа с социально-дезадаптированными посетителями: трудные подростки, заключенные, беженцы, эмигранты, участники военных конфликтов и другие группы реальной и потенциальной аудитории музея.

Музей и пожилые люди. Специальные программы для «синьоров» в музеях Канады,Италии, США, Чехии и других стран.

Отечественный опыт работы с особыми категориями в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее, а также других музеях России. Перспектива развития му­зейно-педагогической деятельности с особыми категориями посетителей.


Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...