Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема субстанции в философии



Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет.
Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в Противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.
Плюрализм (лат. - множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Плюралистичны некоторые философские учения Древнего а и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос». Плюрализм — характерная черта многих течений современной западной философии, в том числе персонализма с его идеей уникальности каждой личности.
Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Декарт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга. Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма — учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и несводимы друг к другу.
Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуализма, не способного объяснить взаимосвязь материального и духовного, монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм.
Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.
Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышление. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (модусов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

На позициях материалистического монизма стоит марксистская философия, дополнившая признание материального единства мира диалектической концепцией развития. Единство мира состоит в его материальности. Находясь в непрерывном изменении развитии, многообразные предметы материального мира постоянно меняют свои формы, оставаясь вместе с тем материальными предметами. В процессе длительной эволюции материи на Земле появляется человек, наделенный сознанием, представляющим основное свойство материального органа — мозга. Эта позиция диалектического материализма согласуется с естественно-научными данными.
Вся живая и неживая природа — от элементарных частиц до космических тел, отстоящих от Земли на сотни миллионов световых лет, от простейших растений до человеческого общества — представляет собой различные формы организации материи с присущими этим формам свойствами. С помощью спектрального анализа наука установила, что химический состав Солнца, звезд, планет тот же, что и химический состав Земли, что упавшие на Землю метеориты состоят из тех же элементов, какие открыты Земле, физические и химические процессы, происходящие в осмосе, те же, что и на нашей планете.
Наряду с исследованием мегамира — мира космических тел — современная наука все глубже и глубже проникает в микромир, в глубь материи, в структуру атома, ядра, элементарных частиц. И здесь она также встречается с естественными закономерностями, с материальными процессами. Правда, эти процессы существенно отлич-ся от законом-тей макромира, но они столь же материальны и естественны.
Исследование высшей нервной деятельности показало, что человеческий мозг – это материальный субстрат, свойством которого является психическая деятельность человека. Таким образом, как бы ни были велики или малы масштабы Изученных наукой объектов окружающего мира, ученые сталкиваются только с материальными процессами и материальными Объектами или с процессами, порожденными ими.

23. Философские категории «материя» и «движение»

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Матери я – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. В истории философии понятию М. противополагались сначала только душа и дух – как в гилозоизме, позже, в различных учениях идеализма, – идеальное и сознание. Главные атрибуты М. или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и дление существования, которые резюмируются в познании в виде понятия «времени», несотворимость М., ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, активность, инерционность и движение, эволюция, дуальность их природы, способность к самоорганизации и др. М. есть причина самой себя (causa sui). М. нередко просто отождествляют или с природой вообще или с миром в целом (в старой рус. орфографии - «мiръ» как вселенная, сообщество, а «миръ» – это покой; по-англ. world, universe и peace). Любопытно, что в наших философских словарях понятие «мiръ» вообще отсутствует. В ходе исторического познания сущности М. ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. М., как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам вглубь.

М. – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая биологию, социологию и физиологию высшей нервной деятельности, понятие М. - один из главнейших элементов теоретических основ этих наук и всего естествознания. Исторически, М. представляли как активную силу, тождественную огню (Гералит), или как пассивную сущность, зависящую, например, от активной формы, где форма всех форм есть Бог (Аристотель), или от абсолютного духа, логоса, мирового закона, отелесивающихся в виде М. (Гегель).

Содержание понятия М. раскрывается в представлениях познающего человека и о себе и о мире как таковом в общей «картине мира», общенаучной и частнонаучных картинах мира, и т.п. Речь идет здесь о мире как он есть, о его бытии, существовании, небытии и несуществовании, реальности его в целом и в своих конкретных проявлениях в виде материальных объектов и систем разного масштаба, уровня и характера. Оно представлено в понятиях «телесности», пространственности и конфигурациях мира и его объектов, времени, движения и относительного покоя, становления, трансформациях разного рода, рефлексии, реляционности, энергии, и т.д.

Движение – философская категория и общенаучное понятие, одно из важнейших в различных философских теориях бытия (онтологии), в науках о природе, обществе и мышлении, их представлениях об активности / пассивности, изменчивости / неподвижности, покое и др. Их основа – объективные феномены изменения объектов самой разной природы. Под Д. понимают любое изменение, - “изменение вообще”, связанное с всеобщим взаимодействием объектов разного рода (См.: Ф.Энгельс, - С.563). Основа такого понимания и определения Д. – категория изменения. Но последняя сама нуждается в определении. Источник изменений уже древние мыслители видели в противоречиях и противоположностях объектов разного рода (Гераклит). Много позже Г.Гегель писал, что противоречие – корень всякого движение и жизненности. В рамках науки и философского материализма Д. определяют издавна как форму существования материи и ее всеобщий атрибут (Демокрит, Эпикур и др.). Сегодня при этом имеют в виду то, что нет Д. без материального субстрата и нет материи без Д.. В абсолютном смысле, как говорит об этом наука, Д. несотворимо и неуничтожимо, оно вечно; преходящи и невечны лишь конкретные Д. Аристотель различал 6 видов движения: возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, уменьшение, перемещение (иначе, изменение по положению), сегодня ситуация с видами Д. намного сложнее. Общую концепцию Д. можно обозначить как “динамизм” – термин, который отображает как изменчивость, подвижность, также как многообразие и обилие Д. и действий.

Д.– важнейшее понятие темпорологии. Здесь Д. можно определить как такую связь состояний, когда наблюдаемый объект, как по отдельным характеристикам, так и по совокупности параметров и характеристик, не равен сам себе в своем длении существования (т. е. во времени). Или же, иначе, понятие Д. можно определить как совокупность исчезающих, преходящих моментов действительного существования и активности кого-то или чего-то. Нетрудно видеть, что данные определения опираются на отнош-е тождества и различия, а также категории активности и меры.

Начиная с классической механики до современной научной картины мира, включая эволюционизм, понятие Д. - один из главнейших элементов теоретических основ всего естествознания. Данное понятие - основа идей историзма, перфекционизма и прогрессизма в философии истории, социологии и др. Понятие “покоя” здесь всюду будет его прямым антиподом. В естествознании такими понятиями-антиподами, проявлениями антитезы Д. и покоя, будут “динамика” (от греч. dynamis - сила) и “статика” (от греч. statos - стоящий). В математике, с обобщенной геометрической точки зрения, Д. называют преобразование евклидового пространства, сохраняющее расстояние между его двумя точками. Фактически, перед нами определение Д. через отмеченные выше понятия активности (“преобразование”) и др.

Все известные нам виды Д. в пространственном смысле образуют в сответствии с уровнями строения мира и материи в своей совокупности структуру форм Д. и последовательность законов Д. в виде: а) Д. микромира, б) Д. макромира или, иначе, мезомира, в) Д. мегамира.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 677 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...