Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Жанровая система IMDb



Портал Internet Movie Database (IMDb) применяет собственную систему деления фильмов по группам, в которой одна лента может относиться к нескольким «жанрам» одновременно. Авторы сайта при этом делают оговорку: «Что такое жанр? Жанр — это просто распределение фильмов по определённым типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен.»[Пр 9]. В систему IMDb входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры: ток-шоу, новости. Жанровая система IMDb служит примером достаточно прагматичного подхода к решению теоретической киноведческой задачи о классификации фильмов по жанрам.

Таблица жанров игрового кино

Жанр/Поджанр Краткое определение согласно авторитетному источнику Пример жанра «в чистом виде» (1-2 фильма)
Трагедия Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей[КЭС 1]. Противоположна комедии[БСЭ 3]. Гамлет Иван Грозный
Кинокомедия Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического[КЭС 2]. Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей[БСЭ 4]. Налево от лифта Американский пирог
Эксцентрическая комедия Поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое множеством сюжетных перипетий. Операция «Ы» Бриллиантовая рука
Лирическая комедия Интрига фильма построена на отношениях влюблённых Девчата
Гротескная комедия Художественный прием в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Скверный анекдот
Сатирическая комедия Используются приёмы сатирической гиперболы; резкое изменение привычных жизненных связей и пропорций Тридцать три Берегись автомобиля
Пародия ПАРОДИЯ (греческое parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер, стиля, направления, жанра или стереотипов речи, поведения (смотри, например, Козьма Прутков). 2) Подражание, неосознанно искажающее образец; смешное, искаженное подобие чего-либо. Лимонадный Джо
Трагикомедия Вид драматических произведений, совмещающих черты, свойственные комедии и высокой драме, трагедии[КЭС 3]. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта. Сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому[БСЭ 5]. Отец солдата Огни большого города
Драма Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения[БСЭ 6]. Молчи, грусть… молчи…
Психологическая драма Построенный на углубленном показе психологии изображаемых персонажей. Психологический роман. Слуга Поворот
Каммершпиле Разновидность драмы, сложившаяся в немецком театральном искусстве и кино в начале 1920-х годов. Характерные признаки: психологизм, граничащий с натурализмом, обычно немногочисленность персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм, единство места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленность темпа, особое внимание к деталям, приобретающим символическое значение[КЭС 4]. Последний человек
Мелодрама Традиционный драматургический жанр с характерными признаками: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя[КЭС 5]. Зимняя вишня Мужчина и женщина
Киноэпопея Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия — арены истории[Кн 9]. Война и мир Освобождение
Кинороман   У озера Гроздья гнева
Киноповесть   Доживём до понедельника Ваш сын и брат
Киноновелла Действие развивается вокруг одного локального события или происшествия в жизни героев [Кн 10] Пышка Странные люди
Сатирическая новелла   Не может быть!
Феерия Жанр, распространённый на заре кинематографа в начале XX века. По происхождению близок к театральной и цирковой феерии. Характеризуется яркой зрелищностью с элементами фантастики, сказочными сюжетами, использованием специальных приёмов киносъёмки — стоп-кадр, многократная экспозиция, замедленная и ускоренная съёмки и др., включались элементы балета и пантомимы[КЭС 7] Путешествие на Луну Царство фей
Лирическая новелла Лирика с мотивами ностальгии. У самого синего моря
Сказка СКАЗКА — народная (употребляя термин в самом широком значении) — всякий устный рассказ, сообщаемый слушателям в целях занимательности. Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия. Однако какой-либо резкой грани между отдельными видами сказки провести невозможно: элементы, присущие одному виду, могут проникать в другой; все зависит от преобладания какого-либо одного из элементов над другими. Один из самых распространенных сказочных видов составляют сказки чудесные, волшебные, фантастические. Это обыкновенно похождения и замысловатые приключения героя, отыскивание невесты, добывание чудесного предмета, исполнение хитроумных поручений, отгадывание трудных задач, всевозможные превращения, столкновения с чудовищами, волшебниками, колдунами, преодоление невероятных препятствий, быстрое обогащение, возвышение и т. д. Аленький цветочек Чарли и шоколадная фабрика
Притча Характерна простота фабулы, заданность характера, возвращение героя на круги своя[Кн 11] Слёзы капали Я, бабушка, Илико и Илларион
Приключенческий фильм (Авантюрный фильм) Группа жанров, которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула, основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и т. п.) [КЭС 8] Роман с камнем Неуловимые мстители
Вестерн Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX в. [КЭС 9] Дилижанс Маленький большой человек
Спагетти-вестерн Вестерны, снимавшиеся в Италии [КЭС 9] За пригоршню долларов Хороший, плохой, злой
Детектив Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника [КЭС 10] Смерть на Ниле Сыщик
Нуар («Чёрный» фильм) Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя [КЭС 11] Двойная страховка Мальтийский сокол
Триллер Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и пр.). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника [КЭС 12] Исступление Молчание ягнят
Гангстерский фильм Категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях [КЭС 13] Лицо со шрамом Бонни и Клайд
Фильм-катастрофа Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны [КЭС 14] Приключение «Посейдона»
Боевик Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков и т. п.[Пр 13] Коммандо Крепкий орешек
Исторический фильм Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого [КЭС 15] Ватель
Биографический фильм Произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица — обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры [КЭС 16] Человек с ружьём Человек на все времена
Фильм плаща и шпаги Условно-историческое действие, романтический герой которого с отвагой преданно служит справедливости. Большое место занимают эпизоды с фехтованием и скачками [КЭС 8] Багдадский вор Фанфан-тюльпан
Пеплум Первоначально итальянские исторические и мифологические ленты, как правило на основе событий древнего мира [Кн 14] Колосс Родосский Бен-Гур
Историко-революционный фильм Рассказывается о событиях истории, о борьбе народов за свободу и независимость, о борьбе трудящихся против феодального и капиталистического строя[КЭС 17] Броненосец «Потёмкин» Ленин в Октябре
Историческая драма   Император и убийца
Фантастический фильм Фантастическая сатира Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего [КЭС 19] День, когда остановилась Земля Аэлита Кин-дза-дза Киберпанк
     
Киберпанк Поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Матрица Бегущий по лезвию
Фильм ужасов Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха [КЭС 21]. Подразделяются на 3 направления:
  • о маньяках, людях с извращённой психикой (близко к триллеру)
  • о фантастических существах (схоже с фантастическим фильмом)
  • о вторжении в человеческую жизнь потусторонних сил
  • Кабинет доктора Калигари
  • Кинг-Конг
  • Полтергейст
  • Джалло
 
Джалло Первоначально итальянский фильм ужасов, основанный на синтезе классического детектива, готической психоделики и максимально жестокого фильма ужасов, зачастую с очень примитивным сюжетом[ИК 4] Четыре мухи на сером бархате Кроваво-красное
Слэшер Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности[ИК 5] Чёрное Рождество Техасская резня бензопилой
Готика (неоготика) Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Маска демона Дракула Брэма Стокера
Музыкальный фильм Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины [КЭС 22] Девушка моей мечты Музыкальная история
Мюзикл Вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую [КЭС 23] Поющие под дождём Кабаре
Фильм-ревю Фильм с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания [КЭС 22] Бродвейская мелодия Фильм-балет
Фильм-балет Это особый жанр кинематографического искусства, комбинирующий художественные средства этого искусства с художественными средствами собственно балета. В отличие от экранизации балета, представляющей собой фиксацию сценической постановки, как она есть, фильм-балет является оригинальной кинорежиссёрской работой, осуществлённой павильонными или натурными съёмками с применением различных кинооператорских техник, приёмов монтажа и т. п., а также с возможным участием драматических актёров[1][2]. Более широкое понятие балета в кино, описываемое соответствующими статьями балетных энциклопедий[3][4], включает в себя также танцевальные фрагменты в художественных и музыкальных фильмах (таких, как «Девушка с обложки» с Ритой Хейворт или «Небесные ласточки» Леонида Квинихидзе, а также документальные и художественные фильмы о балете и его артистах, включающие собственно балетные номера. Таким образом, в направлении кино выделилось несколько жанров: Фильм-балет, телебалет, экранизация балета, балет в кино, документальный фильм о балете и художественный фильм о балете. Анна Каренина Анюта
Фильм-оперетта В современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Летучая мышь
Фильм-опера Опера, специально поставленная и снятая как фильм. Хованщина
Рок-опера Музыкально-драматическое произведение, стилистической основой которого является рок-музыка. Иисус Христос — суперзвезда Звезда и смерть Хоакина Мурьеты Музыкальная кинокомедия
Музыкальная кинокомедия С комической оперой отчасти сближается мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. Встретимся в Сент-Луисе Волга-Волга
Дзидайгэки Японская историческая драма, сценический и кинематографическийжанр в Японии, также называемый «костюмно-историческим».  
Кэнгэки Равно как и виртуозные поединки на самурайских мечах, являющиеся непременным украшением жанра «кэнгеки»  
Уся Историко-приключенческий жанр китайского фэнтези, в том числе и в кинематографе, в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств. Уся в кино представляет собой насыщенную фантастическими элементами разновидность фильма с боевыми искусствами. Термин «уся» образован путём сращения слов ушу («боевое искусство») и ся («рыцарь»). Крадущийся тигр, затаившийся дракон
Тямбара Специфический для Японии жанр историко-приключенческого кино, повествующий о самураях и сражениях на мечах, своего рода аналог американских вестернов и европейских фильмов плаща и шпаги, т.е. другими словами «самурайское кино». Хотя поначалу фильмы о самураях были скорее драматичными, чем ориентированными на схватки, после Второй мировой войны сцены насилия стали их характерной чертой, а сюжеты стали более мрачными. Героями, как правило, являются воины с глубокими душевными или физическими ранами, самураи, переживающие изменения своего социального статуса, ронины, оставшиеся без сюзерена. Действие фильмов жанра тямбара разворачивается, как правило, во времена правления клана Токугава (1603-1868 гг.), во времена заката самураев. Иногда, говоря об особом жанре динамичного фехтовального фильма, используют термин кэнгэки. Затойчи
Пинк Поджанр японского кино, где извращённые пытки сочетаются с эротикой, часто изнасилованием, причём очень жестоким. Такие фильмы были разрешены в Японии в конце 60-х годов.  
Сплэттер Поджанр фильмов ужасов. Термин изначально был придуман Джорджем Ромеро для своего фильма «Рассвет мертвецов». По его собственному определению, это фильм, в котором изображение крови и отрезанных частей тела занимает 80 % экранного времени[Пр 20] Хостел

Примеры жанровой многоплановости кинокартин:

Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению. При создании телефильмов учитываются технические возможности телевидения и особенности восприятия телезрителями изображения на экране телевизора[1]. Часто телефильм состоит из двух и более последовательных, но демонстрируемых в разное время частей — серий. Телефильмы с большим количеством серий принято называть телесериалами. В английском языке для телефильмов с небольшим количеством серий также существует понятие мини-сериал (miniseries).





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1125 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...