Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Казахстане в ХХ веке



Аль Фараби (870– 950) - философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель восточного аристотелизма. Философское и естественнонаучное образование Аль Фараби получил в Халебе и Багдаде. Прозвище Аль Фараби - Второй учитель (после Аристотеля).

Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина и психология, философия и право - перечень его интересов. Аль Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики, которую впервые разработал Аристотель. Необычность и смелость философских воззрений Аль Фараби входила в определенное противоречие с общественным мнением, неспособным к полному восприятию греческой философии и наукию

Развитие медицины. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А.Айтбакин и М. Карабаев. Амре Дурманулы Айтбакин (1861-1919 гг.) окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть-Каменогорского уезда. Ему принадлежит научное исследование "Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса", которое было удостоено серебряной медали.
В Северном Казахстане работал врач Мухамеджан Карабаев (1858-1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Кос-танайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде.
В 1909 г. окончил военно-медицинскую академию Халел Досмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начале XX в. им был написан ряд статей для газеты "Казак,", в том числе "По поводу болезней" (1913 г.) и "Заразные болезни" (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Халела Досмухамедулы была продолжена и в советское время.

90. Возникновение казахской периодической печати. Газета «Казах», журнал «Айкап».

Периодическая печать. Начало XX в. - время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания "Туркiстан уалаятынын газетi" (1870-1883) и "Дала уалаятынын газетi" (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету "Серке", редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы "Наша цель". Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на "возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства", закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла "Казак газетi", запрещенная после первого же номера.
В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала "Айкап", издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время "Айкап" следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, "Шахнаме" Фирдоуси.
В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета "Казакстан", в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.
Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете "Казак", выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А.Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе.
В Петропавловске в сентябре 1913г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета "Ест даласы", в конце года запрещенная за "распространение революционных идей". С 1916 г. до конца 1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета "Алаш", издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были панисламистские и антирусские настроения.
После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание "Сарыарка", близкое по направленности журналу "Айкап", в Уральске - газета "Уран", орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал "Абай" и газета "Халык созы". В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета "Бiрлiк туы", главным редактором которой был Мустафа Шокай, и "Жас Алаш". Близка к позиции газеты "Казак" была газета "Tipшiлiк", выходившая в Акмоле.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...