Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самостоятельной работы



Изучение каждого этапа древнерусской словесности следует начинать с рассмотрения общих историко-культурных вопросов (исторические события, особенности развития культуры и искусства, становление общественного сознания) и закономерностей развития словесности; далее изучается поэтика отдельных жанров древнерусской словесности и конкретных памятников. Особое внимание рекомендуем обращать на сложные, дискуссионные вопросы изучения древнерусской словесности (например, на проблему определения времени создания «Слова о полку Игореве» и его автора; проблему существования Предвозрождения в русской культуре), на возникновение и эволюцию отдельных стилевых приемов, на связи древнерусской словесности с литературой XVIII-XIX вв.

Работу над каждой темой программы необходимо вести в определенной последовательности. Изучение древней русской литературы предполагает в первую очередь ознакомление с текстами основных памятников. Их знание является непременным условием усвоения курса. При чтении текстов рекомендуется делать небольшие записи и выписки, которые помогут лучше запомнить развитие действия, раскрыть позицию автора, охарактеризовать образы, отметить своеобразие языка. Недостаточное знание древнерусского языка затрудняет понимание содержания памятника, поэтому рекомендуется обращаться к переводам, используя их как дополнение к оригинальным текстам.

Основным средством получения теоретических и историко-литературных знаний является, наряду с освоением лекционного курса, самостоятельная работа студентов с учебниками, монографическими исследованиями и статьями по общим и частным проблемам древнерусской литературы. Чтение текстов следует чередовать с изучением соответствующих глав учебника, привлекая дополнительную литературу. Такое параллельное чтение текстов и учебных пособий, научно-исследовательской литературы способствует лучшему усвоению материала.

Систематический очерк развития древней русской литературы студент найдет в книге Н.К.Гудзия «История древней русской литературы». В этом учебнике памятники рассматриваются в хронологической последовательности. Изложение материала сопровождается библиографическими ссылками на наиболее важную литературу вопроса. Знакомя читателей с литературными памятниками, автор довольно подробно передает их содержанке.

Интересным и полезным пособием в изучении курса являются лекции А.С.Орлова «Древняя русская литература ХI-ХVII вв.». В этой книге А.С.Орлов дает стилистическую характеристику ряда памятников древней русской литературы.

В 1966 г. издательство «Наука» выпустило книгу И.П.Еремина «Литература Древней Руси», включающую отдельные очерки, посвященные произведениям и писателям древней Руси, раскрываемую исследователем своеобразно и поэтично. Интересны созданные им портреты Симеона Полоцкого (см.: «Поэтический стиль Симеона Полоцкого»), Иосифа Волоцкого («Иосиф Волоцкий как писатель), статья «Киевская летопись как памятник литературы», теоретические проблемные статьи «О художественной специфике древнерусской литературы», «К спорам о реализме древнерусской литературы».

В качестве основного учебного пособия рекомендуем использовать книгу В.В. Кускова «История древнерусской литературы». Учебник предназначен для студентов филологических факультетов, обучающихся по специализации «Русский язык и литература в межнациональном общении». В нем глубоко и полно, с учетом новейших исследований, раскрывается процесс развития древнерусской литературы. На большом фактическом материале дается идейно-тематический и художественный анализ произведений. В последнем издании этого учебника учтены новейшие достижения отечественной медиевистики по проблеме художественного метода древнерусской литературы, системе жанров и стилей. Автор предлагает периодизацию, опирающуюся не только на факты гражданской истории, но и учитывающую характер и своеобразие самих памятников литературы.

Студенту полезно будет познакомиться и с академическим изданием «История русской литературы» в 4 т., т. 1. (Л., 1980), а также с учебником под редакцией Д.С.Лихачева «История русской литературы Х-ХVII» (М.,1985), представляющими собой проблемные историко-литературные исследования, выявляющие характерные особенности и закономерности литературного процесса в России, его движущие силы, коренные черты и тенденции в неразрывных и многообразных связях с социальной и интеллектуальной историей. В этих учебниках освещается своеобразие исторического пути русской литературы, формирование ее национальной самобытности. Значительное внимание уделяется выяснению роли закона преемственности в поступательном развитии идей и форм, динамике литературных родов, жанров и стилей. Воссоздание общих контуров литературного процесса в ту или другую историческую эпоху сочетается с углубленным анализом наследия отдельных участников этого процесса.

Дополнительно могут быть рекомендованы труды русских исследователей сер. ХIХ – нач. ХХ в.: Ф.И.Буслаева, А.Н.Веселовского, А.Н.Пыпина, Н.С.Тихонравова, А.А.Шахматова, представленные в хрестоматии «Древнерусская литература в исследованиях» (Сост.В.В.Кусков).

В процессе освоения древнерусской литературы важную роль играет изучение научно-исследовательской литературы. Анализ движения литературы от средневековой символики к реалистичности изображения, к художественному раскрытию человека, вопросы развития сюжетосложения в древней литературе и ряд других проблем подняты на страницах книг Д.С.Дихачева, в статьях ТОДРЛ, в коллективном труде «Истоки русской беллетристики», в исследованиях А.С.Дёмина, А.Н.Робинсона, А.М.Панченко и др. Особое внимание мы обращаем на труды Д.С.Лихачева, который сосредоточил внимание на выявлении системообразующей связи, лежащей в основании средневековой культуры и объясняющей ее особенности, определил конститутивную черту средневекового жанрового сознания, совмещающего в одном и том же тексте практическую и художественную функции, показал, как в средневековых текстах выстраивается картина мира, концептуализируются категории места, времени и субъекта действия.

Монографию или ее раздел нужно вначале прочитать, осмыслить содержание, тезисно изложить основные положения, выписать аргументы, примеры.

Система практических занятиях позволяет выработать, закрепить и проверить основные умения и навыки путем комментированного чтения древнерусских памятников, целостного анализа отдельных произведений, сравнительного анализа текстов одного жанра, сравнения по основным признакам произведений различных жанров, сопоставления системы изобразительно-выразительных средств произведений и выявления стилистических формул и индивидуальных приемов.

В процессе проведения практических занятий расширяется и уточняется фактический материал, который студенты могут почерпнуть в лекциях и учебниках, систематизируются и обобщаются теоретические знания, полученные при анализе отдельных памятников и жанров, а самое главное, идет интенсивная работа с текстами древнерусских произведений - от исторического и литературоведческого комментирования и наблюдений над языком произведений до самостоятельного исследования студентами вопросов о жанровой принадлежности отдельных литературных памятников, их стилевых особенностях, отражении в них ведущих тенденции историко-литературного развития и др.

В планах практических занятий после вопросов помещены списки доступных полных изданий текстов, входящих в программу, с целью дать возможность студентам прочитать интересующие их тексты не в отрывках, а целиком, получить необходимые сведения из комментариев, библиографических указателей, справочных изданий, а также указана научно-исследовательская литература, которая поможет составить более полное представление об изучаемых произведениях, историко-литературном процессе, знакомит с актуальными проблемами медиевистики, способствует выработке навыков самостоятельного литературоведческого анализа. Списки литературы, предлагаемые к каждому практическому занятию, включают в себя наиболее значительные исследования, в то же время доступные студентам 1 курса специализации «РЯЛМО». К каждому практическому занятию нужно прочитать три - четыре работы (по рекомендации преподавателя).

Студенты специализации «РЯЛМО» не всегда умеют использовать теоретико-литературные понятия, необходимые для анализа художественных текстов, затрудняются в определении изобразительно-выразительных средств и их назначения в художественном произведении. С одной стороны, материал средневековых текстов создает определенные языковые трудности в понимании образных выражений, с другой - дает возможность на примере небольших памятников познакомиться с видами тропов, их ролью в произведениях разных жанров, получить навык выявления традиционных и новых тропов. Анализ изобразительно-выразительных средств входит в работу наряду с выявлением жанровых особенностей, но в ряде случаев он становится одним из важнейших аспектов комплексного анализа.

Вопросы, требующие освещения целого ряда исследовательских работ, раскрывающие дискуссионные проблемы изучения памятников, направленные на сопоставление и углубленное изучение текстов, могут быть выполнены отдельными студентами в качестве докладов и сообщений.

Экзамен проводится по билетам, которые включают в себя вопрос общего характера, связанный с анализом закономерностей литературного процесса, вопрос по творчеству какого-либо писателя, анализ отдельного произведения, анализ монографии. Зачет включает в себя проверку знания текстов, вопросы, аналогичные экзаменационным. Предполагается, что ответ на экзамене (зачете) по курсу может включать вместо одного из экзаменационных вопросов подготовку реферата.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. Специфика древнерусской словесности и культуры.

2. Древнерусская словесность и ее отличия от литературы нового и новейшего периодов.

3. Проблема реализма древнерусской литературы.

4. Основные предпосылки и источники возникновения древнерусской словесности.

5. Проблема периодизации древнерусской словесности.

6. Принятие христианства и его культурно-исторические последствия для России. Значение культуры Византии для формирования и развития древнерусской словесности.

8. Система жанров древнерусской словесности.

9. Стиль монументального историзма и эпический стиль в древнерусской культуре.

10. Переводная словесность Киевской Руси (церковно-историческая, «естественнонаучная», патриотическая словесность; патерики и жития; апокрифы). Переводная беллетристика Киевской Руси.

11. Летописание как явление древнерусской культуры. «Повесть временных лет». Гипотезы о времени составления первой русской летописи.

12. Историческая концепция «Повести временных лет». Художественное время летописи. Образ летописца.

13. Принципы изображения человека в «Повести временных лет». Композиция и основные формы летописного повествования. Связь с фольклором.

14. Жанр проповеди в древнерусской словесности. Красноречие как явление древнерусской культуры.

15. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона как образец древнерусского красноречия. Философско-историческая концепция «Слова».

16. Проповеди. «Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона» и «Слово Епископа Кирилла Туровского на новую неделю по Пасце».

17. «Поучение Владимира Мономаха»: концепция, жанровые особенности, стиль.

18. «Сказание о Борисе и Глебе» и «Поучение Владимира Мономаха»: идейное сходство и жанровые отличия.

19. «Житие Феодосия Печерского» как образец древнерусской агиографии.

20. «Сказание о Борисе и Глебе»: основные редакции, содержание, жанровые особенности.

21. Жанр жития в древнерусской словесности.

22. Понятие о паломнической литературе. Хождение как жанр древнерусской словесности.

23. «Хождение игумена Даниила» в Святую землю. Личность путешественника.

24. «Слово о полку Игореве»: история открытия и публикации; полемика о времени создания памятника; проблема автора. Изображение похода Игоря в «Слове о полку Игореве» и в летописи.

25. «Слово о полку Игореве»: система образов; проблема жанра; связь с фольклором; стилевые особенности.

26. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: проблема художественного взаимодействия.

27. «Моление Даниила Заточника»; особенности стиля и жанра. Образ древнерусского интеллигента в «Молении».

28. Жанр воинской повести в литературе ХIII в.

29. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Трагическое и героическое в повести.

30. «Житие Александра Невского» и «Слово о погибели Русской земли»: художественная взаимосвязь памятников.

31. Куликовская битва в русской словесности XIV-XV вв. («Слово о житии и преставлении Великого князя Дмитрия Ивановича, Царя русского», «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина»). Художественное своеобразие памятников.

32. «Житие Александра Невского» и «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, Царя русского»: эволюция жанра.

33. Судьба агиографического жанра в словесности XIV-XV вв. Творчество Епифаиия Премудрого.

34. «Житие Феодосия Печерского» и «Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым»: эволюция стиля и жанра.

35. «Эмоционально-экспрессивный стиль» в «Житии Стефана Пермского» и «Житии Сергия Радонежского». Стиль «плетения словес» в «Житии Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым».

36. Легендарные новгородские сказания. Идейно-тематическое содержание и особенности стиля.

37. Хождения. «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина: сравнительный анализ.

38. Тема любви в древнерусской литературе («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть об основании Тверского Отроче монастыря» и др.).

39. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: принципы изображения человека, особенности жанра, композиция, связь с фольклором.

40. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: «умиротворенный психологизм» в изображении человека.

41. Русская религиозная публицистика XVI в. Полемика «стяжателей» и «нестяжателей». Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Публицистическая деятельность Максима Грека.

42. Проблема власти в русской литературе XV-XVI вв. Доктрина «Москва - третий Рим»

43. «Повесть Нестора-Искандера о взятии Царьграда»: проблематика, художественные особенности, значение памятника для развития жанра воинской повести.

44. «Сказание о Магмете Салтане Ивана Пересветова»: политическая концепция, особенности жанра и стиля.

45. Литературная деятельность царя Ивана Грозного. Особенности стиля его произведений.

46. Переписка царя Ивана Грозного с Андреем Курбским: идейное и стилевое противостояние.

47. Историческое повествование в XVI в. «История о Казанском царстве»: публицистическая направленность, система образов, особенности стиля и жанра, связь с народным поэтическим творчеством.

48. «Второй монументализм» в «обобщающих памятниках» XVI в.

49. «Домострой» как памятник XVI в. Идеологическая и этическая система «Домостроя». Изображение быта в «Домострое».

50. Общие особенности культуры и литературы XVII в. Принципы изображения человека, система жанров и стили, связь с фольклором и с деловой письменностью.

51. Традиции и новаторство в изображении исторических событий и личности человека в исторических повестях о Смутном времени.

52. «Повесть об Азовском осадном сидении»: историческая проблематика, система образов, особенности жанра и композиции, связь с фольклорной традицией.

53. Эволюция жанра воинской повести («Повесть о разорении Батыем Рязани» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»).

54. Судьба агиографического жанра в литературе XVII в.

55. Идеальный женский образ в русской литературе XVII в. («Житие Юлиании Лазоревской», «Повесть о Марфе и Марии», «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря»).

57. Женские образы в литературе XVII в.

58. Бытовая повесть XVII в.

59. «Повесть о Фроле Скобееве»: связь с современностью, особенности композиции и языка. Типологические связи с западноевропейским «плутовским романом».

60. Русская сатира XVII в. Особенности стиля и жанровые разновидности.

61. «Демократическая сатира» XVII в. и «народная смеховая культура» (произведения по выбору студента).

62. Протопоп Аввакум как писатель.

63. Творческая история «Жития протопопа Аввакума»; связь с проблемами времени.

64. «Житие протопопа Аввакума»: принципы изображения человека, система образов, сюжет и композиция, жанровое и стилевое новаторство.

65. Житийные произведения Епифания Премудрого и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (сравнительная характеристика).

66. Индивидуальный стиль произведений протопопа Аввакума.

67. Барокко в русской литературе XVII в.

68. Понятие о силлабической системе стихосложения. Силлабическое стихотворчество XVII в. (Симеон Полоцкий).

69. Драматические произведения Симеона Полоцкого. «Комедия притчи о Блудном сыне» С. Полоцкого. Философский смысл и своеобразие театральной формы «Комедии».

70. Тема «блудного сына» в русской литературе XVII в.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ [2]

1. «Слово о полку Игореве в поэтических и прозаических переводах и переложениях XIX-XX вв. (по выбору студента).

2. Традиции древнерусской словесности в «Братьях Карамазовых» Достоевского.

3. Использование апокрифов в русской литературе XIX в. («Хождение Богородицы по мукам» и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского)

4. Древнерусская агиография и «Житие Ф.В.Ушакова» А. Радищева.

5. Древнерусские жития и «Отец Сергий» Л. Толстого.

6. «Соборяне» Н.С. Лескова и «Житие» протопопа Аввакума: герои и сюжет.

7. «Учительная» традиция в русской литературе (С.Полоцкий и М.Ломоносов, Л.Толстой).

8. Традиции древнерусской исповеди и проповеди в произведениях Л. Толстого (произведения по выбору студента).

9. Древнерусские «хождения» и описания путешествий в русской литературе ХVIII-ХIХ в. (А.Радищев, Н.Карамзин, А.Пушкин, И.Гончаров, Н.Некрасов и др. - по выбору студента).

10. Сатирическая повесть XVII в. и ее связь с устной народной традицией (произведения по выбору студента).

11. Творчество С.Полоцкого и сатира XVII в.

12. Мотив путешествия героя на бесе в «Повести о путешествии архиепископа Иоанна Ногородского на бесе в Иерусалим» и его трансформация в поэме А. Пушкина «Монах» и в повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

13. Возникновение жанра романа в древнерусской словесности («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобсеве», «Житие» Аввакума).

14. Образ протопопа Аввакума в русской литературе XIX-XX вв.

15. «Повесть о Петре и Февронии» и «Роман о Тристане и Изольде»: тип героя и конфликт.

16. Образ эпохи в сочинениях царя Ивана Грозного и в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

17. Возникновение психологизма в русской литературе XVII в.

18. Русская литература XVII в. и древнерусская музыка (типологические связи).

19. «Стиль монументального историзма» в древнерусской словесности, живописи и архитектуре XI-XII вв.

20. Новгородская словесность и новгородские иконы.

21. «Стиль умиротворенного психологизма» в «Повести о Петре и Февронии Муромских» и в творчестве Андрея Рублева.

22. Сатира XVII в. и русский лубок.

23. Эмоционально-экспрессивный стиль в русской словесности и в живописи XIV - XV вв.

26. Древнерусский театр.

27. «Слово о полку Игореве» и русская культура его времени.

28. Языческая культура в «Слове о полку Игореве».

29. Образы князей в «ранней» воинской повести: князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Александр Невский («Житие Александра Невского»), Дмитрий Донской («Задонщина»).

30. «Слово о полку Игореве» и средневековый героический эпос других народов (сопоставительный анализ произведений - по выбору студента).

31. Средства ритмизации в древнерусской прозе («Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника» или другие произведения - по выбору студентов).

32. Эволюция женских образов в древнерусской словесности («Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Юлиании Лазоревской», «Повесть об основании Тверского Отроча монастыря» или другие произведения - по выбору студентов).

33. Эволюция принципов использования фольклора в древнерусской словесности XI-XIII вв. (XIV-XV вв., XVI-XVII вв.) - произведения по выбору студентов.

34. Проблема власти в русской словесности XV-XVI вв.

35. Своеобразие пародии в древнерусской словесности.

36. Фантастика в древнерусской словесности (произведения по выбору студентов).

37. Средства создания комического эффекта в сатире XVII века и в «Житии протопопа Аввакума».

38. Проповедь и исповедь в «Житии протопопа Аввакума».

39. Русская придворная культура XVII в. и ее отражение в пьесах этого времени.

40. Традиции древнерусской словесности в русской классической литературе XIX в. (на примере нескольких произведений - по выбору студента).

41. Древнерусские образы и сюжеты в русской живописи и музыке XIX-XX вв.

42. Творческое использование сюжета и образов «Повести о Фроле Скобееве» в литературе и искусстве XVIII-XX вв.

43. Спорные вопросы в изучении древнерусской словесности (проблема реализма; существование «предвозрожденческих» тенденций; барокко).

44. Возникновение представлений об авторстве в древнерусской словесности (на примере нескольких произведений - по выбору студента).





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 679 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...