Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Журналы братьев Достоевских “Время” и “Эпоха”



В 1849г. Достоевского арестовывают за участие в кружке Петрашевского. Он был приговорен к смертной казни, которая была заменена в последний момент каторгой и ссылкой. Почти на целых 10 лет Достоевский был выключен из общественной и литературной жизни в России, из них четыре года прошли в Омском остроге, затем ссылка. Лишь в конце 1859 г. писателю разрешено поселиться в Петербурге. С этого времени начинается новый этап его творчества. Произведения публикуются в следующем порядке 1860-62 – “Записки из мертвого дома”; 1861 – “Униженные и оскорбленные”. 1866 г. “Преступление и наказание” и далее все пятикнижие.

На этот промежуток между 61г. и 66 г. приходится журналистская деятельность Достоевского.

Распространено мнение, что брат Федора Михайловича Михаил Михайлович, владелец табачной фабрики, организовал первый журнал “Время”, для того, чтобы поддержать вернувшегося из ссылки брата, печатать его произведения. Но документы того времени свидетельствуют об обратном. Не смотря на то, что Достоевский выпал из литературной жизни на целых 10 лет, его возвращения ждали, его не забыли, сотрудничать с ним были согласны ведущие журналы того времени, в том числе и “Современник” Некрасова. Брат же Достоевского, Михаил Михайлович испытывал трудности в бизнесе, дела на фабрике шли плохо, и еще в 1958 г. он испросил высочайшее позволение на открытие собственного журнала. Позволение императора Александра II было получено, но журнал открылся только после возвращения в Петербург Федора Михайловича. Т.е. скорее Федор Михайлович помог брату.

В 1859 Г. Достоевский возвращается в Петербург. Петербург этого времени отличается от Петербурга николаевского режима, который покидал Достоевский. Достоевский попадает в другую эпоху: нет уже Белинского, Гоголя, Аксакова; у всех на устах другие имена: Чернышевский, Добролюбов, Островский, Толстой… В первые ряды выдвинулись прежде начинающие: Тургенев, Гончаров, Некрасов. В конце 50-х годов печать обсуждает вопросы, которые Белинский в “Письме к Гоголю” назвал самыми злободневными и живыми Вопросами: уничтожение крепостного права и реформу суда.. За то время, пока Достоевский был на каторге, “немая страна приучилась к слову, страна канцелярской тайны к гласности”. Десятками открываются новые журналы. Достоевский с восторгом принимает эти перемены, эту перестройку России на новый лад. В это время роль литературы и публицистики вырастает необычайно.

“Слово – та же деятельность, а у нас – более, чем где-нибудь”. “Слово – слово – великое дело” – это лозунги Достоевского тех лет.

В годы каторги и ссылки его мировоззрение претерпело крутые изменения. Дело в том, что все четыре года на каторге Достоевский имел возможность читать только одну книгу – Евангелия. Он потом всю жизнь жил и мыслил на этой высоте. Достоевский отворачивается от идей социализма и признает законным и разумным только мирное развитие страны во главе с самодержавием. Он приходит к идеи своеисторичности развития России. Никаких рывков. Никаких революций. Только мир и согласие. На каторге же Ф.М. возвращается к вере. В Соловьев сказал, что на каторге “худшие люди мертвого дома возвратили Достоевскому то, что отняли у него лучшие люди интеллигенции”, т.е. религиозное чувство.

По возвращении в Петербург поддержку такому своему взгляду Достоевский находит в окружении журнала “Светоч”. Здесь верили, что Россия не пойдет по стопам “больной Европы”, а свершит свои преобразования. Здесь взгляды писателя оформляются в почвенничество, ставшее программой журнала “Время” Журнал призывал от бесплодного теоретизирования, от беспочвенных проектов, оторванных от жизни, встать на твердую основу – почву. “ Почва” вообще есть то, за что все держатся, и на чем все держится, и на чем все укрепляется” - объяснял Достоевский. Почва – это народные начала, народные традиции, понятия, верования, стремления. Народ, народные начала – это двигатель общественного развития, по Достоевскому.

К этому же периоду относится и формирование в философии Достоевского “русской идеи”. Достоевский верил, что русская нация- необыкновенное явление в истории всего человечества. Что Россия, не раз спасавшая Европу, подобна Илье Муромцу, только начинает осознавать свою силу богатырскую. Будущее – за Россией.





Дата публикования: 2015-06-22; Прочитано: 1427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...