Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чжэн Чэнгун



Самый знаменитый пират Китая. Держал под собой почти весь юго восток Китая. Пользуясь конечно слабостью страны. Его войска доходили до Нанкина - южной столицы Китая, но не взяли город. Бежал на Тайвань, откуда выгнал голландцев.

Тайвань использовался как база для дальнейших боевых действий на стороне свергнутой двадцатью годами прежде китайской древней династии Мин — против маньчжуров Цинов. Чжэн сперва собрал в низовьях Янцзы стотысячную антиманьчжурскую армию, которая, однако, в 1659 году потерпела поражение. Тогда, замыслив превратить выгодно расположенный остров в плацдарм для дальнейшей борьбы, полководец высадился там с 25-тысячным отрядом и после девяти месяцев осады принудил голландский гарнизон к капитуляции. Вдохновленный успехом 38-летний победитель уже лелеял планы очистки Филиппин от испанцев, но безвременная смерть в июне 1662 года прервала эти мечтания. В 1683 году Тайвань был инкорпорирован в соседнюю провинцию континентального Китая Фуцзянь.

Он встал во главе гигантского военного флота и создал сильную армию. Пятнадцать лет он вел упорную войну на море и на суше с завоевателями Китая. Создал свое государство, изгнал голландских колонизаторов с Тайваня и основал собственную династию. Европейцы называли его Коксингой и «королем Формозы» (Тайваня).

Главной задачей Чжэна было освобождение Китая от маньчжурских завоевателей и реставрация династии Мин.

Чжэн Чэнгун всемерно укреплял свои армию и флот, надеясь вернуться на материк, готовил поход на Филиппины против испанского владычества. Узнав о планах Чжэна, испанцы в 1662 г. сознательно спровоцировали восстание хуацяо и потопили его в крови, чтобы лишить поддержки армию и флот Чжэн Чэнгуна. Снаряжая военную экспедицию на Лусон, Чжэн намеревался отомстить за эти зверства, ликвидировать здесь испанское владычество, расширить за счет Филиппин свое «царство» и создать новую тыловую базу на случай потери Тайваня. Однако внезапная болезнь и смерть правителя помешали осуществлению этих планов.

После его смерти на острове двадцать лет правили его наследники — сын и внук. Таким образом Чжэн фактически стал основателем новой династии.

Пу Сунлин(1640-1715) (Ляо Чжай псевдоним)

Родина – провинция Шаньдун.

Выдающийся китайский новеллист живший на рубеже правления двух династий – китайской Минской династии и маньчжурской Цинской.

Получил классическое образование и принадлежал к бюрократическому сословию учёных. Умело использовал в своих рассказах элементы фантастики. Является автором книги «Ляо-чжай-чжи-и» («Описание чудесного из кабинета Ляо»).

(вечный студент) Он получил на экзамене степень суйгуна(1 ступень) в 1711 году в 71 год. Без ученой степени Пу Сунлин не мог получить должности чиновника и всех связанных с нею привилегий. Поэтому он всю жизнь терпел лишения, на протяжении целого ряда лет работал простым секретарем-переписчиком, зарабатывал частными уроками. В свободное время он занимался художественным творчеством и славился среди своих современников тонким литературным стилем, который объединялся с моральным направлением

В годы, когда начал писать Пу Сунлин, обстановка в стране мало способствовала творчеству. Была установлена жесточайшая цензура, затруднявшая публикацию произведений, проведена проверка всех вышедших в стране книг, часть из которых подверглась переделке, часть – запрещению.

Вместе со своими друзьями он основал поэтическое содружество, в котором все они старались воспитать друг друга в возвышенном служении изящному слову и в нравственном совершенстве.

Трудная жизнь, недуги, старость подорвали здоровье писателя. Пу Сунлин занемог и, проболев короткое время, в 1715 году умер.

Маттео Риччи (1552 – 1610) Итальянский миссионер-иезуит, ставший первым главой иезуитской миссии в Китае. Провел в Китае около тридцати лет, с 1583 по 1610 г. Переводил с китайского классические тексты (напр. перевел на латынь «Четверокнижие»). Был первым иностранцем, получившим звание шень ши, а также первым, кто вступил во внутренние обл. Китая, которые в то время обычно закрывались для иностранцев, и даже добрался до Пекина. Маттео Риччи в Китае опробовал новый способ проповедования, а именно способ культурной адаптации. Так он сначала проповедовал в облачении буддийского монаха, затем сменив его на одежды шень ши.

В Китае опубликовал перевод «Десяти заповедей». Издавал свои авторские сочинения на китайском языке («Суждения о дружбе»), а также христианские сочинения на китайском языке. Написал историю миссии в Китае, основываясь на своих дневниковых записях. Выпустил карту мира, на которой применил западную систему долгот и широт, что было ново для китайцев, использовавших в картографии систему квадратной сетки. Изготовил несколько глобусов. Разрабатывал систему латинизации китайского языка, первым транскрибировал имя Конфуция. Занимался астрономией. Был прозван китайцами «мастером над часами» (впоследствии даже стал Богом Часов). Показал китайцем западные подходы к астрономии и календарю.

Чжэн Хэ (1371—1435) великий мореплаватель, евнух императорского двора, флотоводец, сановник, дипломат и литературный персонаж. Родился в Юньнани, был младшим сыном в знатной мусульманской семье. После смерти отца, его пленили и оскопили, так он попал к имп. двору. Хорошо зарекомендовал себя, участвуя в походах и войнах. Помог Чжу Ди, сыну Чжу Юаньчжана, (впоследствии Император Чэн-цзу) взойти на престол. Был назначен Императором «высшим евнухом» (тай цзянь), а вскоре – послом в Японию и адмиралом.

В первой половине XV века, в1405–1433 гг., огромная эскадра под началом Чжэн Хэ (например, во время 1-ой экспедиции было задействовано 317 кораблей и 28000 человек) совершила семь масштабных морских экспедиций. Корабли шли через Юж.-Кит. море в Инд. океан, достигая побережья Африки.

По возвращении из экспедиций преподносил Императору множество экзотических даров. Существуют даже гипотезы, что Чжэн Хэ со своей эскадрой совершил кругосветное путешествие, однако это всего лишь теория.

Чжу Да (1626-1705) – выдающийся художник, поэт и каллиграф династии Цин. Известен под псевдонимом «Бада Шаньжэнь» (человек с горы Бада). Вырос в провинции Цзянси. Принадлежал к императорской фамилии, до 19 лет жил в спокойствии и благополучии. Талант его проявился рано, и Чжу Да был уверен в своем предназначении. Однако, когда ему минуло 19 лет, в стране началась смута, вызванная нашествием маньчжуров. Маньчжуры притесняли художников и поэтов, запрещали им творить. Что может быть большей трагедией для творца? Всё это глубоко ранило художника. Так, известно, что Чжу Да, воспротивившись всеобщему преклонению перед цинами, из чувств горечи и протеста решил отказаться от речи. Он написал на воротах своего дома иероглиф «немота»; если же кто-то пытался с ним заговорить, он доставал свой веер с аналогичной надписью и закрывал им лицо. А в 1644 году Чжу Да ушел в горы, в буддийский монастырь, через четыре года стал монахом, выполнял там работу проповедника буддийского учения; после 1672 года покинул монастырь и стал вести жизнь странствующего монаха-художника. О его жизни сложено множество легенд. Известен он был своим эксцентричным поведением, но с возрастом стал спокойнее, большую часть времени посвящая занятиям живописью, каллиграфией. Свои работы он подписывал псевдонимом «Человек с горы Бада». Из-под его кисти вышло немало работ в стиле «цветы и птицы», «горы и воды». Стиль его отличается лаконизмом; мазки его туши создают впечатление легкости, мягкости; они нежны, словно пух. Для животных – птиц и рыб – на его картинах характерно недовольное выражение, которое прежде всего передавалось выражением глаз. Одна из известнейших картин Чжу Да – свиток «Цветы на реке», находящийся ныне в Тяньцзиньском художественном музее.

Ли Цзычэн родился в северо-западной провинции Шэньси, в крестьянской семье. Он был вторым сыном в семье; по легенде, когда его отец молил Небо о ниспослании второго сына, ему во сне явился дух и возвестил: «Дам тебе в сыновья Звезду, Разящую Войска!». Так и случилось. Ли Цзычэн выделялся среди сверстников ростом и необычайной физической силой. В учении он сосредоточился на развитии талантов бойца. Он повзрослел, женился. Жизнь его текла довольно спокойно до тех пор, пока он не убил за измену свою жену. Его приговорили к смертной казни, но он сбежал из тюрьмы, и в конце концов оказался в отряде знаменитого Чуанского князя – Гао Инсяна. Быстро стал известен за свой талант полководца, строгость к себе и другим. Его войско постепенно увеличивалось, и в 1643 году за его спиной оказалась огромная, почти миллионная армия. Он вводит в своем войске строгую дисциплину и порядок, нарекает себя «Великим Полководцем, Следующим Велениям Неба и Возрождающим Справедливость». Учрежден военный совет, карающий непокорных. Его войско после трехдневной осады входит в Сиань, сам он 8 февраля 1644 года провозглашается императором. Весной этого же года Ли Цзычэн начинает поход на Пекин. Впереди его войск летит добрая молва: его солдаты не причиняют вреда простым людям, раздают бедноте деньги и золото богачей, освобождают от налогов. В итоге повстанцы, не встретив сопротивления, вошли во Внутренний Город. Чиновников, богачей и купцов охватило смятение, в Пурпурном Запретном городе началась настоящая паника. Всем женщинам было приказано покончить с собой. Императрица повесилась. Монарх пытался зарубить мечом свою дочь. Утром 25 апреля на зов императора Юцзяня не явился ни один сановник, и к концу дня он в отчаянии удавился на шелковом поясе. Рядом с ним повесился единственный оставшийся ему верным евнух. Власть династии Мин в Северном Китае пала. Воцарилась «эра Юнчан», династия Шунь («покорность»). Остатки минских властей подверглись казням, унижениям, избиениям. После нескольких дней полного порядка в городе разражается вакханалия бесчинств, вымогательств, убийц. Армия разлагается, возвращаясь к нравам разбойной вольницы. Праведного императора из бывшего атамана не получилось. Тем временем минский полководец У Саньгуй, заключив союз с маньчжурами, открыл им доступ в Китай. Войско Ли Цзычэна было разбито в Шаньхайгуаньской битве. Он отступил на юг. В провинции Хубэй, в горах Цзюгун, закатилась Звезда, Разящая Войска. Исчезновение крестьянского императора окружено легендами. По преданию, он оставил греховный мир, постригся в монахи и уединился в буддийском монастыре. А кто-то говорит, что он заболел и скончался от недуга. Его родственники тайно его похоронили, замаскировав могилу, дабы она не была осквернена. Но многие люди верили и надеялись, что Ли Цзычэн жив, и когда-нибудь он снова бросится на защиту бедноты.

Ши Найань - китайский прозаик, автор романа «Речные заводи», основанный на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 «благородных разбойников» из лагеря Ляншаньбо в правление династии Сун. Родился в 1296 г.. О писателе, жившем в период монгольского ига, известно лишь, что ценою огромных усилий он получил небольшую чиновничью должность, но уже через два года ушел в отставку. Поскольку о жизни Ши Найаня известно очень мало, то некоторые исследователи полагают, что это может быть псевдоним известного писателя Ло Гуаньчжуна, в редакции которого и дошел до нас текст романа «Речные заводи». «Речные заводи» (кит. трад. 水滸傳, упрощ. 水浒传 Шуй ху чжуань) — единственное известное нам произведение Ш..

Воспев в этом огромном романе повстанцев, писатель сумел еще смелее и глубже, чем авторы других китайских эпопей, выразить свою мечту о героях, способных избавить родину от гнета.

Вместе с романом Ло Гуаньчжуна «Троецарствие», появившимся в том же XIV в., «Речные заводи» положили начало китайской «многоглавной прозе», которая развивалась вплоть до нашего столетия и обладала специфической композицией: стихотворные вкрапления, интригующие концовки глав, передача действия от одного персонажа к другому.

Героями «Речных заводей» являются участники народного восстания XII в.: вождь Сун Цзян — «Справедливый» (единственный реальный персонаж, имя которого заимствовано из хроник), Лу Да — «Татуированный монах», Линь Чун — «Барсоголовый», Ян Чжи — «Черномордый зверь», У Сун и другие.

Демократизм писателя, его близость к крестьянским идеалам раскрывается во многих сценах романа: У Сун голыми руками убивает тигра, поднимает огромный камень; Ли Куй, прозванный Черным Вихрем, легко управляется с двумя тяжелыми топорами, бьется сразу против сотни правительственных воинов. Но рядом с простыми людьми появляются и представители господствующих кругов, присоединившиеся к восстанию, — чиновники Сун Цзян, Линь Чун, которым до прихода на мятежную гору Ляншань, находившуюся среди речных плавней (отсюда и название романа), пришлось пережить немало потрясений и внутренних колебаний.

Роман «Речные заводи», занимающий совершенно исключительное место в китайской литературе, перекликается с литературой европейской — не только средневековой, но и ренессансной, — например, с английскими балладами о Робин Гуде или немецкой народной книгой о Тиле Уленшпигеле.

Существуют различные варианты романа «Речные заводи», число глав в которых варьируется от 70 до 120 глав. В XVII в. роман был отредактирован Цзинь Шэн-танем, после чего приобрел современный вид (70 глав), и уже в этой редакции переводился на другие языки.

Хэшэнь - выходец из достойного маньчжурского рода, он получил классическое китайское образование и низшую ученую степень (шэнъюань, сюцай). В двадцать пять лет он начал служить при дворе простым телохранителем Сына Неба, а затем стал офицером императорского эскорта. Красивый, стройный и образованный, он скоро обратил на себя внимание императора Хунли, правившего под девизом Цяньлун. И сразу же начался невиданный взлет по ступеням сановной лестницы. Безграничное благоволение к нему Хунли позволяло ему сохранять прежние должности и чины при получении новых. Фаворит императора быстро обрастал постами и накапливал вес при дворе. Временами он занимал сразу до двадцати различных наиболее почетных и доходных должностей. Столь головокружительная карьера сделала Хэшэня вторым по значимости лицом в Цинской империи. С начала 80-х годов по мере старения Хунли реальная власть в Китае все более переходила в руки его всесильного временщика. Окруженный всеобщей покорностью, холуйским пресмыкательством и беспардонной лестью, Хэшэнь ощущал себя вершителем судеб Поднебесной, фактическим соправителем Сына Неба. Женив в 1790 г. своего сына на дочери богдохана, т.е. став его родственником, фаворит обрел всесилие, держа в своих цепких руках престарелого императора. Хунли души в нем не чаял и осыпал своего любимца монаршими милостями. По приказу Сына Неба к западу от Запретного города для его наперсника был создан прекрасный парковый ансамбль и построен роскошный дворец с тысячью слуг. В руки временщика стекались несметные богатства. Безмерная жадность толкала его даже на ростовщичество, хотя последнее в высших кругах считалось предосудительным занятием. В его подвалах скопилась такая масса серебра, что это вызвало трудности в денежном обращении Китая. Занимался он и торговлей, содержа, в частности, склады с заморскими, в основном английскими товарами. С постепенным отходом престарелого Хунли от дел для Хэшэня открылись безграничные возможности для удовлетворения своей ненасытной алчности. Его богатства превысили ценности императорского дворца. Только одно движимое имущество временщика, без земли и дворцов, оценивалось в 80 млн. лянов серебра. Ему принадлежали и огромные площади пахотных земель. Стоимость всего его имущества примерно равнялась доходу казны за восемь лет.

С начала 80-х годов Хэшэнь оказывал определяющее воздействие на дела в государстве, а с начала 90-х стал его фактическим правителем. Вокруг Хэшэня сложилась целая клика, состоявшая из его родни, ставленников, сторонников и прислужников. Они торговали титулами, должностями, почетными и учеными званиями. Веря во всесилие своего патрона, усердно брали взятки, расхищали казенные имущество и средства Разложение госаппарата приняло невиданные масштабы. В течение девяти лет (1790-1799) Хэшэнь и его клика вершили судьбы Цинской империи, последние три года уже при новом богдохане Юнъяне. Смерть Хунли в феврале 1799 г. положила конец невероятной карьере Хэшэня. Он был арестован. Несколько недель потребовалось, чтобы вывезти из подвалов фаворита горы серебра, золота, жемчуга, драгоценных камней и дорогих мехов (75 тыс. шкурок). Хэшэнь был казнен. Наиболее оголтелые и бездарные его ставленники потеряли посты, но никто из его окружения не был привлечен к суду. В противном случае пришлось бы арестовать и допросить десятки сановников и сотни чиновников, чего новый богдохан явно не хотел делать. И в XIX в. около «драконового трона» появились новые, хотя и более мелкие, хэшэни.

Чжан Сяньчжун (1606-1647) — китайский деятель повстанческого движения, один из руководителей Крестьянской войны 1628-1645 годов в Китае. В 1630 году Чжан Сяньчжун возглавил повстанческий отряд в провинции Шэньси. В 1635 году он вместе с Ли Цзычэном совершил поход в провинцию Аньхой, где с 1636 года начал действовать самостоятельно. В 1638 году Чжан Сяньчжун сдался правительству и был назначен начальником гарнизона в Гучэне (Хубэй). В 1639 году он вновь поднял восстание, вел борьбу в Хунани и Хубэе. В 1644 году его отряды овладели городом Чэнду — административным центром провинции Сычуань, где Чжан Сяньчжун провозгласил себя «государем Великого западного государства». В январе 1647 году он был разбит маньчжуро-китайскими войсками; по одной версии погиб в бою, по другой — казнен. По свидетельству современников, был известен своей кровожадностью, уничтожая представителей правящих классов при любой возможностью, и якобы даже имел склонность к людоедству.

Чжан Цзюйчжэн (1525-1582) — один из видных китайских сановников, пытавшихся провести реформы в административно-управленческой и социально-экономической сфере страны. В 1547 г., выдержав экзаменационные испытания при императорском дворе, получил высшее ученое звание «выдающийся муж». В 1572 г. Чжан Цзюйчжэн возглавил Дворцовый секретариат, где у него была неограниченная власть. Он в отличие от своих коллег не только пользовался положением, чтобы обогатить себя, но и пытался улучшить гос-во. Наиболее существенными были его реформы в области экономики (введение в 1581 г. «единого налога» и распространение этой системы на всю страну. Суть нового порядка сводилась к следующему: 1) все трудовые повинности (принудительный труд по предписанию властей) заменялись суммой выплат, исчислявшихся в серебре, эта сумма определялась количеством работников в доме и размером имеющейся в хозяйстве земли; 2) поземельный налог также исчислялся в серебре, это давало возможность определить единую сумму налога и повинностей; 3) устанавливалась общая сумма налогов и повинностей для каждой отдельной области и каждого уезда, и эти выплаты нельзя было занижать; 4) налоговые платежи надлежало вносить непосредственно местному чиновному начальству, а не различным старостам, учетчикам, перевозчикам и т.п., что упрощало механизм поступления налогов в казну). Но происходили некоторые изменения и в политической сфере: был усилен контроль за результативностью действий административного аппарата, возрождены аудиенции чиновников при дворе, укреплен командный состав армии. Однако после смерти Чжан Цзюйчжэна в 1582 г. его реформы были осуждены и во многом сведены на нет. И вообще его реформы, если можно так назвать, по сути, не имели никакого результата для страны, потому что они были традиционными, то есть они не имели коренного характера (не реформы, а так чисто некоторые улучшения, типа – усилить армию, обогатить гос-во).

У Саньгуй — китайский полководец, который после взятия Пекина участниками крестьянского восстания во главе с Ли Цзычэном (1644 год) открыл ворота Шаньхайгуаньской заставы Великой китайской стены для маньчжуров. Этот поступок привёл к падению династии Мин и воцарению в Пекине маньчжурской династии Цин.

В 1659 году император Шуньчжи назначил его наместником провинции Юньнань, где он должен был искоренить сопротивление сторонников прежней династии Южная Мин во главе с императором Юнли. В том же году Юнли бежал в Бирму, и в 1662 году был выдан оттуда У Саньгую и маньчжурскому генералу Айсинге.

В 1673 году, когда император Канси попытался урезать самостоятельность южных провинций Юньнань, Гуандун и Фуцзянь, разразился Мятеж трёх феодалов, в ходе которого У Саньгуй провозгласил себя первым императором династии Чжоу.

В 1674 году У Саньгуй выдвинулся в центральные районы Китая, однако колебался идти к Пекину, тем более что в заложниках у пекинских властей находился его сын. В течение последующих лет он стал терпеть поражения, а в 1678 году умер от дизентерии. Его внук продолжал сопротивляться Канси до 1681 года.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 834 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...