Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опытно-практическая работа по развитию художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Опытно – практическая работа проводилась на базе МАОУ СОШ №19 города Тюмени во 2 «а» и 2 «б» классах. Участвовало 54 человека: 22 девочки и 32 мальчика (Приложение №1).

Начальным этапом работы являлось выявление у детей уровня развития художественно-творческих способностей. Диагностика проводилась по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании художественно-творческих способностей младших школьников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учительраздаёт каждому ребёнку карточки (Приложение 2): «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

Для определения уровня развития художественно – творческих способностей автор использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческих способностей детей младшего школьного возраста

Показатели Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
Высокий уровень 3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл
Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых) Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.
Разработанность содержания изображения Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления Яркая эмоциональная выразительность. Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности Изображение лишено эмоциональной выразительности
Самостоятельность и оригинальность замысла Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.
Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём
Уровень развития воображения Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью учителя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью учителя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Результаты оказались следующими: из общего количества детей высокий уровень развития художественно-творческих способностей выявлен у 14 человек (26%), средний- у 30 человек (55%), на низком уровне способности развиты у 10 человек (19%).(Приложение 3)

Если рассматривать два класса по отдельности, то можно увидеть следующие результаты. Во 2 «а» классе высокий уровень выявлен у 4 человек (14%), средний- у 19 человек (65%), на низком уровне способности развиты у 6 человек (21%) (Приложение 4). Во 2 «б» классе способности развиты на высоком уровне у 7 человек (28%), на среднем уровне- у 14 человек (56%), на низком- у 4 человек (16%) (Приложение 5).

Учитывая, то, что дети во 2 «а» классе показали уровень развития художественно-творческих способностей ниже, чем во 2 «б» классе (Приложение 6), автор пришел к выводу о необходимости организации работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования именно с этими детьми. Со 2 «б» классом занятия проводились по тем же темам, только с заданиями предусмотренными обычной программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство».

Формирующий этап исследования.

Цель формирующего этапа- развитие художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

На протяжении месяца с учащимися проводились занятия, направленные на развитие художественно-творческих способностей. Уроки велись по программе Б. М. Неменского. Последовательность тем соблюдалась, менялись лишь задания.

Тема на первом уроке была «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета». Урок проводился по четкому плану-конспекту (Приложение 7). Учащимся предлагалось выполнить весенний пейзаж с использованием глухих и звонких цветов в технике «Монотипия» (Приложение 8). Работа велась акварелью. Дети сгибали лист пополам, на одной стороне изображали пейзаж (сделать это нужно было быстро, чтобы краска не успела высохнуть), затем смачивали водой противоположную сторону для наилучшего эффекта и складывали лист пополам. Детям очень понравилось работать в данной технике, больше всего им понравилось «отпечатывать» нарисованное. Рисунки получились очень разные, у ребят остались лишь положительные эмоции.

Следующий урок проводился на тему «Линия как средство выражения: ритм линий» (Приложение 9). Ребятам предлагалось выполнить пейзаж в нетрадиционной технике «Воск + акварель» (Приложение 10). Сначала дети восковыми карандашами, либо масляной пастелью выделяли те места, линии, предметы, которые должны будут ярко выделяться в итоге. Затем проходят губкой, либо кисточкой с акварельной краской по всему листу (в основном изображая фон) так, чтобы был контраст – мелок должен выделяться на фоне краски. Проявится он в любом случае, так как акварель на водной основе, а мелки жирные. Ребята были в восторге от данной техники, т.к. подобного еще не видели. Им очень нравилось на последнем этапе «заливать» лист краской и наблюдать как проявляется нарисованное ранее восковыми мелками. Дети изображали салюты, ночной город, закат и многое другое. Им было очень интересно.

Тема на третьем уроке была «Линия как средство выражения: характер линий» (Приложение 11). На данном занятии проводилось рисование на тему «Мир вокруг меня» в технике «Граттаж» (Приложение 12). Сначала нужно сделать заготовку – это было домашним заданием у ребят. Ребята брали лист картона, на обратной стороне по всей плоскости плотно закрашивали лист разноцветными восковыми мелками либо свечой, после лист заливали черной гуашью либо тушью. Эти заготовки учащиеся принесли на урок. Суть работы в этой технике такова: зубочисткой, стержнем непишущей ручки, стеком и т.п. процарапывается рисунок. Воображению детей не было предела. Рисовали домашних животных, пейзажи, свои увлечения и многое другое.

Следующий урок проводился на тему «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» (Приложение 13). Этой теме автор уделил два занятия, т.к. существуют несколько видов пятен. На первом занятии дети рисовали на тему «Таинственный космос»в технике «Набрызг» (Приложение 14). Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке ребята набирали немного краски, а стекой или пальцем проводили по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги летели на бумагу. На данном занятии при помощи брызгов ребята изображали звезды в космосе. Ребята не просто рисовали, а всем классом вспоминали расположение планет в солнечной системе и озвучивали названия этих планет. Детям очень понравилось рисовать в данной технике, у некоторых появилось много интересных идей, которые они собирались воплотить уже дома.

На втором уроке на тему «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен» (Приложение 15) ребята рисовали на свободную тему в технике «Кляксография. Выдувание трубочкой» (Приложение 16). Толстой кисточкой или ложечкой дети делали каплю или несколько на листе. Затем подносили коктейльную трубочку и, не касаясь бумаги дули в неё, переворачивая лист в разные стороны, тем самым направляли каплю в нужную сторону. Когда полученные кляксы подсохнут, разглядывали, на что похожи их кляксы. Воображению ребят не было предела. Работы получились очень разными и интересными. На этом занятии учащимся понравилось, что им дали полную свободу действий – они были с большим интересом погружены в процесс создания и не хотели останавливаться, делая всё новые кляксы.

На каждом занятии теория преобладала над практикой. Но это отрицательно не сказывалось на выполнении задания или усвоении материала. Вначале детям всегда предлагалось просмотреть примеры работ в электронном варианте, затем на этапе объяснения на доску вывешивался эталон-образец, рядом с которым выполнялся поэтапно педагогический рисунок с подробным объяснением технологии. Благодаря этому учащиеся хорошо понимали, что от них требовалось.

На формирующем этапе исследования, в процессе развития у детей художественно-творческих способностей, автор помогал им придумывать и фантазировать, раскрывать суть творческой деятельности, учил их не следовать готовым образцам и шаблонам, а искать как можно больше своих оригинальных решений. Просматривая рисунки ребят, можно увидеть, что у большинства из них изменился подход к выполнению задания. Они стали мыслить шире, перестали бояться дать волю своему воображению, стали лучше владеть материалами и инструментами, улучшилась техника выполнения. Дети стали более уверенно работать на уроках изобразительного искусства.

В конце своего исследования автор снова провел ту же диагностику, что и на первом этапе. Задание оставалось прежним – дорисовать фигуры. Изменились лишь сами фигуры. Теперь ребятам предлагалось дорисовать овал, трапецию и ромб (Приложение 17). Критерии оценки остались прежними.

Результаты повторной диагностики оказались следующими: во 2 «а» классе высокий уровень повысился на 10%,средний-на 4%, низкий уровень понизился на 14%(Приложение 18). Во 2 «б» классе на высоком уровне уровень развития способностей остался прежним, средний уровень повысился на 8%, низкий сократился на 8% (Приложение 19).

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у учащихся 2«а» класса, которые работали в нетрадиционных техниках рисования, значительно повысился уровень художественно-творческих способностей. В то время как у учащихся 2«б», которые занимались по обычной программе, выполняя предложенные в ней задания, уровень развития художественно-творческих способностей стал выше лишь у единиц. Можно отметить, что, благодаря исследованию, общий уровень классов практически сравнялся (Приложение 20), что, несомненно, делает работу автора продуктивной.

Приложения с 7-16 пропущены, т.к. там конспекты занятий (их надо еще поправить) и технологии техник, которые я буду рисовать вручную.

Приложение 1

Список 2 «а» класса

Фамилия Имя Пол
1. Арефьева Вика Ж
2. Бабаев Ваня М
3. Бакланов Даниил М
4. Буракова Полина Ж
5. Бучельникова Полина Ж
6. Валеев Эльмир М
7. Вигриянова Настя Ж
8. Гаджиева Самира Ж
9. Гармаш Денис М
10. Дворников Денис М
11. Дмитриева Полина М
12. Коровин Саша М
13. Круглова Дана Ж
14. Кудина Кира Ж
15. Ларионов Тимофей М
16. Лесунов Родион М
17. Рослов Женя М
18. Самарин Алеша М
19. Смолина Юля Ж
20. Суворов Саша М
21. Тарасова Ксения Ж
22. Толстоухов Денис М
23. Хамрук Александр М
24. Четвертных Коля М
25. Шабанова Юля Ж
26. Юдакова Аня Ж
27. Муродов Ербол М
28. Регурецкий Савелий М
29. Остапенко Ваня М

Итого: 11 девочек, 18 мальчиков.

Список 2 «б» класса

Фамилия Имя Пол
1. Банников Алексей М
2. Бажин Георгий М
3. Богданов Антон М
4. Бондаренко Лилия Ж
5. Власов Владимир М
6. Гараева Оксана Ж
7. Гурбанова Ксения Ж
8. Доган Дамир М
9. Зотов Андрей М
10. Иванова Анастасия Ж
11. Ломакин Александр М
12. Мазунин Евгений М
13. Новиков Ян М
14. Палеева Кира Ж
15. Плешков Максим М
16. Плотникова Светлана Ж
17. Предигер Сергей М
18. Посохов Виталий М
19. Рогачев Андрей М
20. Рыбакова Полина Ж
21. Тажиева Оксана Ж
22. Тленова Юлия Ж
23. Усминская Татьяна Ж
24. Хаджимурадова Хаяла Ж
25. Шамсутдинов Эйнур М

Итого: 11 девочек, 14 мальчиков.

В общем: 22 девочки, 32 мальчика.

Приложение 2

Карточка с заданием (раздаточный материал) для диагностики на констатирующем этапе.


Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение17

Карточка с заданием (раздаточный материал) для диагностики на контрольном этапе.


Приложение 18

Приложение 19

Приложение 20


Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 2765 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...