Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозный опыт. Чудеса. Религия и наука



Псалом 103

[Псалом Давида о сотворении мира.]

1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;

2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;

3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.

4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.

5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.

6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.

7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;

8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.

9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.

10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],

11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.

12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.

13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.

14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,

15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.

16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;

17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,

18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.

19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.

20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;

21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.

22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;

23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.

24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.

25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;

26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.

27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;

29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;

30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.

31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!

32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.

33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.

34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.

35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!

Святитель Афанасий Великий. Толкование на Псалмы

Псалом Давиду, о мирстем бытии. Не надписан у евреев.

В предыдущем псалме научив приступающих к вере людей возносить песнопения Богу, в настоящем излагает учение о Божие во всем промышлении, потому что простирает Бог промышление Свое не только на то, что на небе и в воздухе, но и на земные вещи, даже самые малозначительные, так что не презирает и самых ничтожных живых существ, но промышляет и о них.

(1). Благослови душе моя Господа. Учит душу благословлять Бога за великое Его промышление, как в предыдущем псалме учил благословлять за избавление от грехов. Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Взирая на промышление Твое, Владыко, с изумлением величаем высоту Твоего Промысла. А таким образом, как бы в некую ризу, облекаем в наше исповедание и в велелепоту, т. е. хвалу и славословие.

(2). Одеяйся светом яко ризою. Начиная с мысленного света, слагает песнь Богу. Но как в другом месте сказано, что Бог живет во свете неприступнем (1 Тим. 6, 16), так здесь именуется облекающимся в сей самый свет.

Простираяй небо яко кожу. Вторым делом Промысла полагается -- это распростирать небо, подобно чему-либо протяженному в руках художника, а этим вместе объясняется и образ действия, и удобство, с каким совершает оное Зиждитель. Как не трудно человеку растянуть кожу, так легко и Богу создать не существовавшее прежде небо. Но Давид в тоже время наводит нас и на другую высокую мысль, а именно, что мы теперь на пути к иной жизни, что настоящее есть тень грядущего и мы не вступили еще во святилище, но пока, в настоящей жизни, пребываем в скинии; скиния же есть нечто разрушаемое, и притом вскоре. Так и по изменении неба будет иной образ жизни, и жребий лучший настоящего, потому что будут небо новое и земля новая. Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: простираяй небо яко кожу. А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати (Ис. 40, 22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: водрузивый небо (Ис. 42, 5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: понеже небо яко дым утвердися (Ис. 51, 6).

(3). Покрываяй водами превыспренняя Своя. Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков.

Полагаяй облаки на восхождение Свое. Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово «восхождение» употребил вместо слова «промысл». Ходяй на крилу ветреню. Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем.

(4). Творяй Ангелы Своя духи, т. е. творит Ангелов легкими и выспренними. И слуги Своя пламень огненный. Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела в пламени огненне (Исх. 3, 2).

(5). Основаяй землю на тверди. Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном.

(6). Бездна яко риза одеяние ея. Разумеет самую земную стихию. Говорит же, что, как ризою, облек землю бездною, всю окружив отвне водами. На горах станут воды, т. е. воды бездны, поднявшись высоко, станут подобно горам, как бы угрожая потопить землю; но по Твоему мановению пред силою Твоею, которая означается словом: гром (7), они отступят. Или, может быть, разумеет, что и громы бывают для того, чтобы совершаемым в мире самые воды бездны приводимы были в некий страх. А если и с ними бывает это, то кольми паче подобное сему должны ощутить мы.

(8). Восходят горы, и нисходят поля. Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом опадшие от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной. Ибо основал Ты им место, которого не могут переступить. Это-то и значит сказанное: (9) предел положил еси, егоже не прейдут. Потому, не могут наводнить землю. Подобно сему и сказанное морю пророком: до сего дойдеши и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя (Иов. 38, 11).

(10). Посреде гор пройдут воды. Псалмопевец славословить Божий Промысл, входить в подробности, дивится Божией благости, премудрости и непрестанной попечительности о бессловесных животных, потому что, создав их, Бог и кормит и поит. А для сего рассек горы и устроил в них проход водам.

(11). Напаяют вся звери сельныя. О бессловесных животных, о пресмыкающихся и зверях столько промышляет, что подает им необходимое для жизни. Ждут онагри в жажду свою. И то дело Твоего Промысла, что даны воды не только в долинах и местах зеленеющихся, для украшения берегов потока, но и среди гор, чтобы животные кроткие убегали от диких, и покоились на местах красивых.

(13). Напаяяй горы от превыспренних Своих. Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди. От плода дел Твоих насытится земля. Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли.

(14). Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком. Службою человеком называет животных кротких, каковы -- вол, осел и тому подобные. Извести хлеб от земли. Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас.

(16). Насытятся древа польская. Пророк показывает, что и в лесах растущие дерева, каковы кедры и другие, возрастают по мановению Божию. Растут же они, как для многих других целей, известных нам из опыта, так и для того, чтобы птицы на них имели гнезда.

(17). Еродиво жилище предводительствует ими. Пророк говорит, что гнездо еродия [1] предводительствует самыми птицами, потому что еродии, выбрав самые высокие дерева, гнездятся всего чаще на елях, как на деревьях, которые выше всех других.

(18). Горы высокия еленем. И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых. Камень прибежище заяцем. Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше, (12) от среды камения дадят глас, очевидно, восхваляя Спасающего.

(19). Сотворил есть луну во времена. Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней. Солнце позна запад свой. И оно повинуется Божию повелению.

(20). Положил еси тму, и бысть нощь. Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной -- ночи.

(23). Изыдет человек на дело свое. Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, взыскати себе пищу от Бога, потому что не для них земля прозябает траву или злак.

(24). Яко возвеличишася дела Твоя, Господи. Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл. Вся премудростию сотворил еси. Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос -- Божия сила и Божия премудрость.

(26). Змий сей, егоже создал еси ругатися ему. К слову о море мимоходом присовокупил упоминание о змие, сказав, что произведен он не для другого чего, а для того единственно, чтобы ругатися ему. И кстати упомянул о нем в слове о море, потому что вся жизнь наша исполнена некоей горечи, отовсюду возмущается и обуревается свирепыми волнами.

(27). Вся к Тебе чают. И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни.

(29). Отымеши дух их, и исчезнут. Показывает этим, что Бог -- Владыка и смерти и жизни.

(31). Возвеселится Господь о делех Своих. Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых.

(32). Призираяй на землю, и творяй ю трястися. Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища. Прикасаяйся горам. и дымятся. Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым.

(34). Да усладится Ему беседа моя. Сказано «беседа» вместо «выбор мой». Сказывает же, что им избрано, а именно -- желание песнословить только Бога, -- что и будет угодно самому Песнословимому. (35). Да исчезнут грешницы от земли, очевидно, в то время суда. Ибо услышат: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41). И беззаконницы, якоже не быти им, т. е. исчезнуть они в сонме благословляющих Бога. Благослови душе моя Господа, потому что Господь удалит их от жребия лукавых, и сподобит жребия святых.

[1] Цапли.

Евангелие от Матфея, 12:22-50

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.

29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.

47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.

48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?

49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;

50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Толкование святителя Феофилакта Болгарского на Мф. 12

Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати, И дивляхуся вси народи глаголюще: еда сей есть Христос сын Давидов? Демон заградил все пути, ведущие к вере, - и зрение, и слух, и язык, но Иисус исцеляет сии чувства, и называется от народа сыном Давидовым; ибо Христа ожидали от семени Давидова. Ежели и ныне случится тебе видеть, что иной ни сам не разумеет добра и не принимает слов другого; то почитай его слепым, немым и глухим, и помолись о нем, да исцелит его Христос, коснувшись сердца его.

Фарисее же слышавше реша: Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князе бесовстем. Хотя Господь и удалился ради их: но они издали слыша, что Он делал людям благодеяния, клеветали на Него. Значит, они так были враждебны к человеческой природе, как сам дьявол.

Ведый же Иисус мысли их, рече им: всякое царство раздельшееся нася запустеет: и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет. И аще сатана сатану изгонит, на ся разделился есть: како убо станет царство его? Обличая помышления их, тем самым показывает, что Он Бог. Он ответствует им подобием, заимствуемым от обыкновенных предметов и обнаруживает безумие их. Ибо как демоны могут изгонять друг друга, когда они всегда стараются помогать друг другу? Сатана значит противник.

И аще Аз о веельзевуле изгоню бесы, сынове ваши о ком изгонят? Сего ради тии вам будут судии. "Пусть, говорит, Я таков, как вы говорите: чьею же силою изгоняют ваши сыны, то есть апостолы - (ибо они были их сыны)? - ужели и они изгоняют силою веельзевула? Если же они изгоняют божественною силою; то тем более Я, потому что они совершают чудеса Моим именем. И так они послужат к осуждению вашему за то, что вы все еще клевещете на Меня, хотя и видите, что они чудодействуют Моим же именем".

Аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы: убо постиже на вас царствие Божие. Говорит как бы так: "если Я изгоняю бесов божественною силою: то Я - Сын Божий, и пришел ради вас, дабы вас облагодетельствовать. Очевидно, что постиже вас пришествие Мое - (царствие Божие есть пришествие Христово); зачем же вы поносите пришествие Мое к вам и ради вас?"

Или како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго? и тогда дом его расхитит. "Я столько, говорит, далек от дружбы с демонами, что противоборствую им и связываю их, бывших до пришествия Моего крепкими". Ибо вошедши в дом, то есть в мир, Христос расхитил (то есть исхитил от работы диавола) сосуды бесовские, то есть человеков, которыми обладали прежде демоны. Он ведет приточную речь и показывает, что бесовский князь крепок, впрочем не по природе, а потому, что крепко мучил и насиловал тех, которые по нерадению были немощны. Под сосудами его разумеются также подвластные ему демоны, как орудие его. Посему св. Лука и назвал их орудиями его, посредством которых он порабощал отверженных людей. Смысл сей приточной речи тот, что Христос не только не имеет любви к бесовскому князю, но и связал нечистую и слабую силу его, и что Он не расхитил бы, то есть не разогнал бы бесов, если бы наперед не связал самого князя, укрепляющего их.

Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает. "Как, говорит, станет помогать Мне веельзевул, который напротив противодействует Мне? Я учу добру, а он - злу; как же он со Мною? Я собираю людей во спасение, а он расточает. Касается сим словом и Фарисеев, которые, когда он учил и доставлял многим пользу, настраивали народ, чтоб не приходили к Нему. Таким образом (Господь) показывает, что они истинно подобны демонам.

Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком. И иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий. Здесь говорит, что всякий другой грех имеет хотя малое извинение, напр. блуд, воровство; ибо мы ссылаемся обыкновенно на человеческую немощь, и потому заслуживаем некоторое извинение. Но когда кто видит совершаемые Духом Святым чудеса и производит их от демона, тот какое может иметь извинение? Очевидно, он знает, что они происходят от Св. Духа, но злонамеренно хулит их; как же он может быть прощен? Таким образом когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он обращался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему, как Сыну человеческому, и потом порицали Его, как ядцу и винопийцу; то в этом они достойны извинения, и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнялись, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и однако клеветали и хулили Св. Духа, называя это бесовским делом; то как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак знай, что кто хулит Сына человеческого, видя Его живущего по-человечески, и называет Его другом блудников, ядцею и винопийцею за то, что Христос так поступал; такой человек, если и не покается, не даст в том ответа: он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Св. Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими; тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как напр. тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей. Так не отпустится ему ни здесь, ни там; но он будет наказан и здесь и там. Многие наказываются здесь только, а там нет, как бедный Лазарь; другие - и здесь и там, как Содомляне и хулящие Св. Духа; иные же ни здесь, ни там, напр. апостолы, предтеча и другие. Они хотя, по-видимому, наказываемы были, когда подвергались гонениям, но это не было наказание за грехи, а искушение ведущее к венцам.

Или сотворите древо добро, и плод его добр: или сотворите древо зло, и плод его зол; от плода бо древо познано будет. Поелику иудеи не могли признавать чудес злыми делами, а совершавшего их Христа хулили, приписывая Ему бесовские свойства, то Он говорит: "или и Меня признавайте добрым деревом, и чудеса Мои будут добрый плод; или если вы признаете Меня гнилым деревом, то и чудеса Мои, очевидно, будут плод худой. Но о чудесах, или плодах Моих вы говорите, что они добры; следовательно и Я - доброе древо, потому что, как древо узнается по плодам, так и Я могу быть узнан из чудес Моих".

Порождения эхиднова, како можете добро глаголати, зли суще? "Вот, говорит, вы, будучи злыми древами, приносите и плод злой, когда злословите Меня; так и Я, если бы был зол, приносил бы и худой плод, а не такие чудеса". Называет их порождением эхидниным. Так как они хвалились Авраамом, то он дает им знать, что они не Авраама потомки, а предков дурных, каковы и сами они.

От избытка бо сердца уста глаголют. Благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая. Когда видишь, что кто либо срамословит или празднословит, то знай, что в сердце у него еще не то, что говорит, но гораздо более того, потому что наружу изливается только избыток, то есть тот, скрывая многое внутрь себя, открывает только малую часть скрываемого. Подобно сему и тот, кто говорит доброе, в сердце носит гораздо больше добра. Мудрствование о всякой добродетели во славу Божию о Христе есть сокровище благое, а мудрствование на зло, осужденное Богом, есть сокровище лукавое. От сих-то сокровищ и выносит всякий, по слову Христову, добро или зло - словами ли то, или делами.

Глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный. От словес бо своих оправдишися, и от. словес своих осудишися. Всякое слово, не служащее к действительной христианской пользе, есть праздное слово, и посему пагубно. Хотя оно кажется и хорошим, но не служит к утверждению веры и к спасению, или произносится не с доброю целью, не останется без осуждения, потому что не служит к пользе и оскорбляет Св. Духа Божия. Об этом учил и апостол говоря: всяко слово гнило да не исходит, из уст ваших (Ефес. 4, 29). Но слово истинно доброе способствует утверждению веры, дает благодать слушающим и не оскорбляет Св. Божия Духа, хуже чего ничто не может быть. Здесь и нас Он устрашает, то есть, что и мы дадим ответ за каждое праздное слово, как - то за слово ложное, срамное или неблагопристойное и насмешливое. Потом, дабы не подумали, что Он говорит нечто Свое, приводит свидетельство из писания: от словес, говорит, своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Иов. 15, 6. Еккл. 10, 12).

Тогда отвещаша нецыи от книжник и фарисей, глаголюще: Учителю, хощем от Тебе знамение видети. Евангелист как бы с удивлением присовокупил - тогда: ибо, когда надлежало покориться в следствие бывших чудес, тогда они просят знамения. Хотят видеть знамение с неба, как говорит другой Евангелист, поелику им думалось, что земные знамения производит Он силою дьявольскою.

Что же Спаситель?

Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Называет их лукавым родом, как льстецов и неблагонамеренных людей: прелюбодейным, поелику они отступили от Бога и прилепились к демонам. Знамением называет Свое воскресение, как событие чрезвычайное, так как Он, нисшедши в сердце земли, то есть в преисподнейшее место, или, что то же, во ад, в третий день воскрес. Под тремя днями и ночами разумей неполные дни и ночи. Он умер в пятницу, - вот был первый день; субботу оставался мертв, - вот другой день; ночь на воскресенье застала Его тоже мертвым. Так насчитываются трое суток неполные, как и мы часто имеем обычай считать время.

Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим, и осудят его: яко покаяшася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде. "Ионе проповедавшему по выходе из кита, говорит, поверили, а Мне и по воскресении Моем вы не поверите; посему и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему Ионе, без знамений и чудес, хотя они были варвары. Осуждены будете, потому что вы выросли с пророками, видели знамения и чудеса, и не смотря на то не поверили Мне, Господу", - что означается словами: и се боле Ионы зде.

Царица южская востанет на суд с родом сим, и осудит и: яко прииде от конец земли слышати премудрость Соломонову: и се боле Соломона зде. "Царица эта, хотя и была слабая женщина, пришла, говорит, издалека, и пришла, только для того, чтобы слышать учение о деревах, садах и о некоторых естественных предметах; а вы не приняли Меня, когда Я Сам пришел к вам, говорю вам неизреченные истины и совершаю для вас чрезвычайные дела.

Егда же нечистый дух изыдет от человека, проходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых, Тако будет и роду сему лукавому. Этими словами Господь дает знать, что они пришли на край погибели от того, что не приняли Его. "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся в последствии, ежели не исправляются. Так и ваш род одержим был демоном, когда вы покланялись идолам. Чрез пророков Я изгнал этого демона, пришел и сам с намерением еще более очистить вас; но поелику вы отвергли Меня, и хотите даже погубить Меня, то, как более тяжкие грешники, будете наказаны тяжело, и последний плен ваш будет гораздо тягостнее прежних". А ты разумей еще вот что: посредством крещения нечистый дух изгоняется, и бродит по безводным местам и душам некрещеным, но в них не находит покоя. Ибо покой для демонов состоит в том, чтобы смущать крещеных на злые дела, тогда как некрещеными он и без того давно уж владеет. Таким образом он возвращается к крещеному с семью духами, ибо, как семь духовных даров, так в противоположность сему семь же и духов злобы. Когда он возвратится к крещеному, и найдет его праздным, то есть без добрых дел и, по причине лености, без твердости к сопротивлению врагам, тогда бедствие его бывает больше; потому что прежде очистившись чрез крещение, он после не имеет надежды на второе крещение, кроме крещения покаянием, которое весьма трудно.

Еще же Ему глаголющу к народом, се мати Его и братия Его стояху вне, ищуще глаголати Ему. По-человечески мать хотела показать, что имеет власть над сыном, ибо в то время она еще ничего особенно великого не помышляла о Нем. Поэтому, будучи неравнодушна к чести видеть сына послушным себе, желает вызвать Его даже среди речи. Что же Христос? Поелику Он узнал намерение ее, то слушай, что говорит.

Рече же некий Ему: се мати Твоя, и братия вне стоят, хотяще глаголати Тебе. Он же отвещав рече ко глаголющему Ему: Кто есть мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя, Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Не в укор матери говорит это, но для исправления человеческой мысли ее; ибо не сказал: она Мне не мать, но дал знать, что если она не будет исполнять воли Божией, то ей нисколько не принесет пользы то, что она родила Меня. И так Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели; потому что недостойный человек не получает никакой пользы от плотского родства. Предотвратив таким образом недуг тщеславия. Он тотчас повинуется зовущей Его матери. Ибо далее Евангелист говорит: [см. главу 13]





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 335 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...