Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бытие злых духов. Падение злых духов и искажение их природы. Промысл Божий по отношению к ним



Мир, который образовали отпавшие от Бога духи, не хаотичен, он имеет четкую организацию. Священное Писание говорит о мире злых духов как о царстве (см.: Мф. 12:26). Единоличным главою этого царства является некоторый дух, который в Священном Писании имеет несколько наименований: сатана (см.: Мф. 12) (евр. šāѴ6;āѴ0; — противящийся), диавол (греч. διάβολος, — клеветник), веельзевул (исторически Ваал-зебуб — название одного из ханаанских божеств, которое упоминается в 4 Цар. 1:2). Именуется он также древним змием (Откр. 12:9), драконом (Откр. 12:3—4). Господь Иисус Христос называет его князем мира сего (Ин. 12:31). Это наименование указывает на то, что наш падший мир, в силу греховной плененности людей, находится в значительной степени во власти этого духа. Ап. Павел по этой же причине называет его богом века сего (2 Кор. 4:4) и князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:2). Крайняя враждебность мира падших духов и его главы по отношению к Богу выражается в словах Христа, Который главу этого царства прямо называет врагом (Мф. 13:24—25).

Господь Иисус Христос свидетельствует, что Он видел сатану, спадшего с неба, как молния (Лк. 10:18). Падение части ангелов совершилось не одновременно, сначала, согласно отцам Церкви, пал один — главный, а потом увлек за собой прочих. Именно диавол является начальником зла и греха в мире: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Говоря о падении сатаны, или денницы (одно из наименований этого злого духа), преп. Иоанн Дамаскин замечает, что «за ним последовало и вместе пало бесконечное множество подчиненных ему ангелов»649.
   Существует два святоотеческих мнения относительно изначального иерархического статуса денницы.
    Согласно первому мнению, начальник зла в мире был высшим из всех бесплотных духов. Свят. Григорий Богослов называет его «первейшим из небесных светов»650, «первым светоносцем»651. Авторы, разделявшие эту точку зрения, часто ссылались на Книгу пророка Иезекииля (см.: Иез. 28:1—19), полагая, что в судьбе князя тирского таинственно изображена судьба падшего денницы652, или, реже, на Ис. 14:11—15653.
   Согласно второму мнению, это был «ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли»654.
    Придерживавшиеся первого из вышеуказанных мнений, как правило, считали, что сущность падения ангелов есть гордость, ибо, согласно Сир. 10:15, начало греха — гордость (ср.: 1 Тим. 3:6). Свят. Григорий Богослов писал, что денница «по гордости своей утратил свет и славу»655, «возмечтал о царственной чести великого Бога... и захотев быть богом, весь стал тьмою.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...