Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1. Онежский край



1.1 Музей-заповедник «Кижи»

Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Это — уникальный историко-культурный и природный комплекс, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов России. Основа музейного собрания — ансамбль Кижского погоста — объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Музей-заповедник «Кижи» располагается на острове Кижи в Онежском озере (68 км от г. Петрозаводска, Карелия). Более 40 лет музей занимается изучением, сохранением и популяризацией духовного и материального наследия коренных народов Карелии.

Музей-заповедник «Кижи» собрал под открытым небом 89 памятников традиционной деревянной архитектуры: старинные часовни и дома, мельницы и амбары, риги и вешала. Жемчужина собрания – 22-х главая Преображенская церковь высотой 37 метров. Рядом с ней, подчеркивая ее величие и гармонию, возведены зимняя церковь Покрова Богородицы и колокольня.

Первые летописные сведения о селении и шатровых церквях на острове Кижи датируются XV веком. С XVI века Кижи становятся административным центром целого района (погоста) с населением в 12 тысяч человек. На народные средства в 1714 году здесь была построена двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В 1764 году рядом с ней выросла Покровская. Третье сооружение ансамбля — стройная колокольня, которая придает комплексу равновесие и завершенность. Народ воплотил в этих культовых постройках свое представление о мире. Собор, церковь и часовня — модель Вселенной.

Кижский архитектурный ансамбль состоит, как было издавна принято на северных погостах, из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году).

На территории северной России известно много деревянных комплексов, являющихся центрами крупных административных округов. Но среди них Кижский погост превзошёл всех живописной красотой своих многоглавых церквей.

Современный вид ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). Каждое столетие вносило свою лепту в его создание и только с реконструкцией бревенчатой ограды он обрёл современный образ.

В настоящее время этот уникальный архитектурный комплекс представляет единственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием».

Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России (Рисунок 1 в Приложении). Она вобрала в себя весь предыдущий опыт и лучшие достижения многовекового плотницкого мастерства.

За кажущейся на первый взгляд сложностью её конструктивного решения прослеживается чёткий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом («восьмериком») с четырьмя прирубами, обращёнными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или церковь «круглая о 20-ти стенном окладе».

Идея «всефасадности» заложена в центричности её композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон.

Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра). Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объёму примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.

Церковь срублена из сосны «насухо», т.е. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на «бочках» – кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь – произведение своего времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России начала XVIII века.

В её создании нашло яркое отражение сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы объединены в единое целое, обеспечивая зданию сохранность и долговечность. Кроме тщательно продуманной системы водозащиты, в которую включены все купола, бочки и полицы, выведенные дополнительными водосбросами в местах своих совмещений; предусмотрено устройство внутренней, страховочной кровли над «небом» – потолком куполообразной формы.

Основным инструментом плотников был топор. Следы рубки топором хорошо видны на торцах венцов и на затеске внутренних стен. Все сложные конструкции выполнены также преимущественно топором, без использования гвоздей. Лемех на главках, по утверждению местных плотников, первоначально крепился деревянными нагелями и лишь позднее стал прибиваться кованными, а затем гвоздями заводского изготовления.

Зодчие понимали, умели ценить пользу и красоту дерева. Они хорошо знали технические, конструктивные и декоративные возможности древесины. Совсем не случайно на покрытие куполов использовался лемех из осины: её древесина легко поддается обработке топором, приобретая нужную форму; не дает трещин, а со временем приобретает «зеркальные» свойства передавать постоянно меняющиеся краски северного неба.

На примере Преображенской церкви зодчие сумели воплотить свои знания в жизнь наиболее полно и добились небывалого успеха. В её образных архитектурных формах они ярко и сильно выразили своё, народное, представление о высоком духовном предназначении главной церкви Кижского погоста – крупного административного центра в Заонежье.

Церковь Преображения была не единственной на территории Обонежья.

Ближайшей её предшественницей считается Покровская церковь в селе Анхимово, построенная на 6 лет раньше, в 1708 году (сгорела в 1963 году). Их сходство неоспоримо. Предположительно, обе они были построены одной и той же плотницкой артелью.

Исследователи отмечают самобытность русского храмового многоглавия, большое разнообразие его форм и возникновение именно на русской почве. Необходимо принять во внимание, что первые православные церкви на Руси, возникшие в конце X века, также были многоглавыми.

Архитектурно–художественные достоинства церкви Преображения Господня способствовали рождению будущего кижского ансамбля на основе двух уже ранее существовавших строений: Покровской церкви, построенной на 20 лет раньше в простейшем клетском варианте, и древней колокольни. Появление в 1714 году церкви Преображения, пышно увенчанной обилием глав и бочек, невольно повлекло за собой кардиональное изменение скромного образа церкви Покрова Богоматери, а в дальнейшем и перестройку колокольни, долгое время не соответствовавшей образам двух соседних церквей и только в 1874 году приведенной в полное гармоничное соответствие с ними.

Композиция колокольни решена по традиционной схеме — «четверик на восьмерике» с высоким в 2/3 высоты сруба четвериком. Колокольня построена в 1862 году (перестроена в 1874 г.). Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховой главкой с крестом. В плане квадратный четверик разделен двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. По высоте внутренний объем сруба колокольни делится перекрытиями на три яруса.

На звонницу ведет пятимаршевая лестница. Четверик с юга на север прорезан сквозным проходом с высокими арочными порталами. Перед входами устроены невысокие рубленные площадки крылец. С запада и востока устроены фальшивые арочные порталы, подобные входным. Сруб рублен «в лапу» сразу под обшивку. Дощатая обшивка устроена по каркасу из бруса. Кровли перекрыты дороженным тесом в два слоя. Концы тесин полиц имеют пикообразную форму. Дощатые балясины звонницы прорезные, каплевидной формы с 4 отверстиями посередине доски. Подзоры простые дощатые без резьбы. Фундамент бутовый на известковом растворе.

Внутреннее пространство освещается четырьмя арочными окнами над порталами и окном в северо-восточной стене восьмерика. Наружные двери филенчатые.

Появившееся в 1764 году девятиглавие Покровской церкви явно не соответствует её традиционной основе, характерной для церквей «кораблевого типа», требующих обязательного шатрового завершения, логично вытекающего из данной конструкции «восьмерик на четверике». Но хотя девятиглавие выглядит довольно легковесно для её грузного основания, вместе с многоглавием Преображенского храма оно создаёт единое целое. Зодчие, учитывая особенности архитектуры церкви Преображения, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений.

Не избежала своей участи и старинная колокольня, также коренным образом изменившая свой первоначальный вид во время перестройки в 1874 году. Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Она приобрела новые, противоположные, пропорциональные соотношения основных частей: теперь её основанием стал не низкий «восьмерик» с высоким «четвериком», а наоборот — высокий «четверик» с низким «восьмериком», завершённый стройным шатром.

Высокий четверик новой колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению её единства с уровнями нижних оснований двух соседних с нею церквей, что способствовало созданию единства и гармонии в ансамблевой застройке всех трёх строений.

Колокольня является единственной на Севере России постройкой, имеющей такие нетипичные для шатровых колоколен пропорции. Но в составе Кижского архитектурного ансамбля она стала неотъемлемой частью единого целого.

Своим строгим силуэтом колокольня подчеркивает пышное многоглавие церквей, а её массивное основание органично вторит грузным нижним объёмам двух церквей, утверждающих прочность и надёжность конструкций для стремительного взлета многочисленых куполов.

Церковь Покрова Богородицы принадлежит к уникальному типу многоглавых храмов (Рисунок 2 в Приложении). В плане представляет из себя вытянутый многоугольник с пятигранной алтарной частью на востоке. Построена в 1694 году (перестроена в 1764 году). Пропорциональное решение анфилады: сени, трапезная, молельня и алтарь является традиционным, в частности, оно почти полностью повторяет пропорции в плане Богоявленской церкви с. Челмужи Карелии 1641 г. Вытянутый по горизонтали объем сеней и трапезной, перекрытый двускатной крышей безгвоздевой конструкции, примыкает к центральному объему собственно церковного помещения, образованного «восьмериком на четверике» и перекрытого восьмискатной крышей с девятью главками на маленьких, рубленных «в лапу», восьмериках. С востока пятигранный сруб алтарной части перекрыт крышей в форме «бочки» с алтарной главкой. С запада к основному объему примыкает одновсходное крыльцо на столбах, перекрытое двускатной асимметричной крышей. Покрытие крыльца, а также полиц восьмериков и четверика из красного теса. Дверные проемы расположены по центральной оси.

Церковь Воскрешения Лазаря — древнейшее из сохранившихся деревянных сооружений в Карелии.

Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного».

Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу.

Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 — 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев.

Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви. У храма нет фундамента, сруб стоит на огромных валунах.

Часовня Михаила Архангела перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

Постройка относится к развитому типу клетской часовни на подклете с трёхчастной композицией. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольную пристройку сеней. На запад часовня смотрит сдвоенным окошком.

В часовне сохранилось потолочное перекрытие — «небо», в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII—XVIII вв.

Восьмикрылая мельница построена в 1928 году. Реставрирована в 1976-м году. Представляет собой сруб, квадратный в основании. В центре сруба проходит осевой столб, врытый в землю, что позволяет вращать корпус мельницы вокруг своей оси для наиболее точного положения относительно направления ветра. Горизонтальный вал на конце снабжён восемью крыльями, которые расположены в двух плоскостях по четыре в каждой. Вращение передаётся посредством вала, с помощью деревянных зубчатых колёс, на каменные жернова. Поворот мельницы осуществляется при помощи верёвочного каната и простого ворота, вкопанного наподалёку. В настоящее время мельница функционирует и используется по прямому назначению.

Воспринимаемый жителями Карелии как «Настоящее восьмое чудо света» Архитектурный ансамбль Кижского погоста является поистине уникальным художественным достижением. Это достигается не только сочетанием двух многоглавых церквей и колокольни в единой ограде, но и тем, что необычно спроектированные, идеально пропорциональные деревянные постройки находятся с совершенной гармонии с окружающим ландшафтом.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...