Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г Р О Т Е С К И



Гротескный орнамент встречается часто в настенных росписях, в архитектурном и мебельном декоре, в других видах декоративного искусства. Получил такое название и один из видов шпалер. Гротески были распространены еще в античном искусстве. Так, во время раскопок в Риме в XV в. их обнаружили в настенных росписях древних помещений, которые назвали гротами. Узоры соответственно назвали гротесками, от французского слова «gpotesgue» – причудливый.

Даниеле Барбаро, опубликовавший в XVI в. «Десять книг об архитектуре» Витрувия, приводит его сердитые слова по поводу «новых вкусов»: «…штукатурку расписывают преимущественно уродствами, а не определенными изображениями подлинных вещей: вместо колонн ставят каннелированные тростники с кудрявыми листьями и завитками, вместо фронтонов – придатки, а также подсвечники, поддерживающие изображение храмиков, над фронтонами которых поднимается из корней множество нежных цветков с завитками и без всякого толка сидящими в них статуэтками, и еще стебельки с раздвоенными статуэтками, наполовину с человеческими, наполовину со зверинами головами».

Объяснение пристрастия к этим украшениям, модным и в конце XVIII в., пытается найти Гете: «Арабески изобретались и распространялись, видимо, благодаря веселости, легкомыслию, потребности в украшениях; исходя из этого их можно считать приемлемыми и сейчас…» (Арабески, 1789).

Сначала античные мотивы появились на бордюрах французских и брюссельских шпалер. Всеобщее увлечение гротесками и привело к созданию шпалер, целиком состоящих из гротесков. Изящная неуемная декоративность гротесков словно создана для стенного ковра.

Вавельская коллекция дает возможность познакомиться с этим особым видом шпалер. На чисто-красном фоне гротеска с королевской монограммой прихотливо переплетаются пышные букеты, вьющиеся растения, спелые плоды с архитектурными деталями; вполне узнаваемые изображения животных и птиц с реалистическими фигурами амуров и сатиров, крылатых полулюдей-полузмей (см. ил. 6, с. 34).

Непременно здесь встречаются гермы – маленькие колонны, которые венчают мужские и женские бюсты, маски, канделябры с горящими свечами, балдахины со свисающими драпировками. Все это великолепие венчает центральный медальон с золотыми королевскими инициалами Сигизмунда Августа на голубом фоне, а ниже – изображение земного шара. Таким образом, гротеск здесь соединяется с геральдикой.

Поскольку декоративные мотивы перешли на поле ковра, бордюр в таких гротесках обычно очень скромный. Гротесковый фон был красным или желтым. «Гротески на желтом фоне», подобно шампанскому, создают атмосферу праздника, легкого веселья.

Не меньшей славой пользовались декоративные шпалеры французских мастеров, в частности, мануфактуры в Бове. Например, серия «Гротески Богов» конца XVII в., кроме типично гротескных мотивов, включала изображения статуй олимпийских богов, танцующих вакханок, сатиров и других персонажей на фоне сложных архитектурных построений. Большим успехом пользовалась серия шпалер «Гротески на желтом фоне или фоне цвета испанского табака», созданная в 1689 г. по картонам Жана-Батиста Моннуайе Старшего (1634-1699). Такие ковры XVII в. не раз повторялись в XVIII в. не только в Бове, но и в Обюссоне и Берлине (всего 150 шпалер). Серия состоит из шести ковров: «Жертвоприношение Вакху», «Жертвоприношение Пну», «Музыканты», «Укротители», «Слон» и «Верблюд».

Например, на шпалере «Верблюд» означенный герой не играет главной роли в сюжете. Здесь вообще нет главных или второстепенных деталей. Шпалера имеет много деталей: некрупные фигурки людей, животных и птиц, архитектурные детали, множество букетов и цветочных гирлянд. Все они рассыпаны по фону благородного темно-желтого цвета. Вместе с тем нет ощущения перегруженности. Лишь на бордюре мотивы располагаются более плотно, изящно перетекая один в другой. Пятна синего и красного на этом фоне сверкают как грани драгоценных камней. Театральность действия подчеркивает неглубокое пространство: все действие происходит на переднем плане. Легкие арки увенчаны трельяжами со спелым виноградом, развеваются от ветра балдахины над тронами, драпировки связывают арки в единое целое. Над ними разбросаны эмблемы, символизирующие музыку, театр, военное искусство.

Все полно движения. Музыканты-итальянцы увлеченно играют, наблюдая, как канатоходец поднимается к вершине арки, лев прыгает вниз по ступеням, пантера слушает музыку, подгребая под себя виноградные гроздья, а верблюд упирается изо всех сил, поглядывая на артистов и отвернувшись от погонщика.

На бордюре появляются фигуры «китайцев» – дань увлечения китайским искусством в Европе в этот период. Подражание китайскому стилю называли «шинуазри», образовывая новое слово от французского «Шин» – Китай. Например, в Бове была выткана целая «Китайская серия».





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 446 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...