Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Памятники средневековой латинской литературы IV - VII вв. М., 1998/
Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература средних веков. Т.2 (под редакцией И.В.Ершовой) М., 1998
в) Научная литература
Аверинцев. С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.,1976, С. 17-65.
Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С. 5-19.
Андреев М.Л. Второе рождение европейской драмы. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 27-45.
Ауэрбах Э. Мимесис. М. 1976. 555 с
Багге Сверре. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм. // Мировое древо, М., 1994, № 3, С. 58-80
Баткин Л.М. “Не мечтайте о себе”. М., 1993
Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. М., 1990, С. 126-163
Боура С.М. Героическая поэзия. М. 2002
Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневекововй поэтики и риторики. // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.,1986, С.91-170
Григорьева Н.И. Жанровый синтез на рубеже веков. // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989., С. 229-276.
Гуревич А. Я. Категории средневековый культуры. 2-е изд., исправ. и доп. 1984. 350с.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990. С. 69-115, 115-135.
Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990
Евдокимова Л.В. Системные отношения между жанрами средневековой французской литературы XIII -XV вв. и жанровые номинации. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 283-326.
Елина Н.Г. Данте. М., 1965
Ершова И.В. "Песнь о моем Сиде": трансформация эпического героя в контексте средневековой культуры (к постановке проблемы) // Мировое древо, № 8, М, 2001-с. 96-113.
Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени). // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 45-88.
Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М. 2001, С.189-402.
Лорд А. Сказитель. М., 1994, 142-159, 222-249
Мейлах М.Б. Язык трубадуров. М. 1975.
Матюшина И.Г. Древнейшая лирика Европы. М.,1999
Мелетинский Е.М. "Эдда" и ранние формы эпоса. М. 1968, 127-249.
Мелетинский Е.М. Заметки о средневековых жанрах, преимущественно повествовательных. // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994, 7-27.
Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы М., 1983, 8-75.
Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983.
Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М. 1986. 350с.
Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995, 3-193.
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с.
Смирницкая О. Поэтическое искусство англосаксов. // Древнеанглийская поэзия. Москва., 1982, 171-233.
Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. М. 2001.
Планы семинарских занятий
Тема 1: “Рыцарский героический эпос зрелого средневековья (сопоставительный анализ “Песни о Роланде”, “Песни о Нибелунгах”, “Песни о Сиде”)
Тексты
“Песнь о Роланде” (по любому изданию)
“Песнь о Нибелунгах” (по любому изданию)
“Песнь о Сиде” (по любому изданию)
Критическая литература.
1. Лорд А. Сказитель. М., 1994
2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и запад. Л., 1979,
3. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.
4. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.
5. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М. 1961
6. Гуревич А.Я. “Пространственно-временной континуум “Песни о нибелунгах” // Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990
Вопросы к семинару
1. Эпоха создания классического героического эпоса. Характеристика зрелого средневековья. Время создания “Песни о Роланде”, “Песни о Сиде”, “Песни о Нибелунгах”.
2. Соотношение в поэмах историко-легендарного и вымышленного материала. Как происходит трансформация исторического материала в каждой из поэм?
3. Основные темы и мотивы песен.
4. Основные сюжетообразующие элементы, определяющие отбор художественного материала, композиционных структур, системы персонажей.
5. Элементы рыцарской культуры в эпических поэмах.
6. Элементы эпического стиля:
n концепция эпического героя;
n трафаретность эпического фона;
n темы и формулы (по теории Перри-Лорда)
Тема 2: Традиционная схема средневекового рыцарского романа и ее трансформация в романе Вольфрама фон Эшенбаха “Парцифаль”
Контрольные вопросы:
1. Рыцарский роман: сюжетно-композиционная структура (по романам Кретьена де Труа):
n двухчастная структура романа
n авантюра - как важнейший компонент композиционной структуры
n роль пространства в романе
n повторяющиеся темы и мотивы
n система персонажей и принципы ее функционирования
2. Трансформация традиционной схемы в “Парцифале”:
n две части - два героя - два “поколения” рыцарей;
n трансформация традиционного героя-рыцаря: роль “биографии” героя;
n тема поисков Грааля и эволюция героя;
n тема пути и дороги в романе;
n рыцарский кодекс и его осмысление в романе;
n система персонажей.
Список текстов и литературы;
Тексты
Кретьен де Труа. Эрек и Энида или Ивейн, или Рыцарь со Львом.
Вольфрама фон Эшенбах. “Парцифаль”
Литература
Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986
Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М. 1983.
Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.1976. 350с.
Д.Л.Чавчанидзе. Два романа штауфенской классики // Проблема жанра в литературе средневековья. М., 1994
Тема 3: Жанрово-композиционное своеобразие поэмы Данте «Божественная комедия»
Контрольные вопросы:
1. Историко-культурная ситуация XII-XIII веков (религиозные ордена, философские школы и мистические учения).
2. Политические процессы в Италии второй половины XIII.
3. Основные события политической и личной жизни Данте в преддверии создания “Божественной комедии”.
4. “Божественная комедия”:
n проблема жанровых источников (латинский эпос, “загробные видения”, жизнеописание, автобиография и т.д.);
n композиционная структура и система персонажей поэмы;
n символизм и аллегоризм “Божественной комедии” (символика числа, цвета, музыкального ряда);
n автор и герой “Божественной комедии”.
5. Данте и проблема Предвозрождения.
Список текстов и литературы
Текст.
Данте Алигьери. “Божественная комедия” (по любому изданию)
Литература.
1. Доброхотов А.Л. Данте. М., 1990
2. Елина Н.Г. Данте. М., 1965
3. Андреев М.Л. Время и вечность в “Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1973
4. Баткин Л.М. Данте и его время. М., 1965
5. Гайдук В.П. К вопросу о цветовой символике // Дантовские чтения. М., 1971
6. Бэлза И.Ф. Некоторые проблемы интерпретации и комментирования ““Божественной комедии” // Дантовские чтения. М., 1979
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1044 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!