Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема № 1. Культурология как научная дисциплина



Культурология и гуманитарное образование

Культурология — наука о культуре.

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению как особого явления действительно сложился относительно недавно. В течение длительного времени – целых тысячелетий – культура существовала как нечто само собой разумеющееся, неосознаваемое, неотделимое от человека и общества и не требующее к себе какого-то особого, пристального внимания.

Базовый тер­мин «культура» — латинского происхождения, восходит к латин­скому cultura и находится в оппозиции к термину natura — природа.

Термин «культура» уже в римской античности приобрел пере­носное значение в отличие от прямого — возделывание, обработ­ка, уход и cultor — возделыватель, землепашец и проч., т.е. зем­леделец. Такая трансформация свидетельствует о его напол­ненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, общий контекст этой трансформации — человеческая ученость, образованность, для обозначения которых использовалось как ба­зовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспи­танный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального воспитания (disciplina).

Исследование культуры имеет глубокие философские тради­ции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии.

Однако только в XX в. все более осознается потребность в специальном межпред­метном исследовании культуры. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины 19 в. этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки – этнография, филология, антропология и др. Одной из первых работ прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871).

Значительный вклад в становление культурологии внес американский ученый Л. Уайт (1900-1975) своей книгой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие – экономические, нравственные, политические – отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы, знания. Из трех подсистем технологическая выступает определяющей.

Поиск новых, отвечающих духу времени подходов в изучении об­щественных процессов выдвигает на первый план дисциплины культурологического цикла. Это обусловлено следующими при­чинами.

1. История мировой культуры, рисуя образ единого человече­ства, возрождает интерес к гуманитарным ценностям. Череда верований, художественных шедевров, философских идей, научных от­крытий, обычаев свободно компонуется вдоль хронологической оси без противопоставления архаичного и современного, передового и реакционного, развитого и отсталого, демонстрируя пора­зительное многообразие типов культур как средств и способов человеческой самореализации.

2. Современная культурология вынуждена восполнять отсут­ствующее пока у нас классическое образование, без которого представить себе мировую, и в первую очередь европейскую, культурную традицию невозможно. Едва ли какой-либо другой курс может взять на себя подобную задачу. Роль культурологии как энциклопедии начальных сведений по мифологии, религии, истории искусства сохранится до построения нормальной образовательной вертикали.

3. Изучение культурологии, теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Гуманитаизация трактуется сейчас весьма расплывчато, иногда просто как дополнение существующих знаний сведениями из этики, эстетики, искусствоведения, психологии и других наук о человеке и обществе. Между тем истинная цель гуманитаризации — в ограничении технократизма и сциентизма гуманистическим мировоззрением, ориентация на человека как самозначащую ценность и основание нового типа культуры.

Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в художественно-эстетическом, научном, производст­венно-техническом, этико-политическом и других аспектах.

Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры как «онтоло­гического» феномена. Существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выде­лить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается сис­тема знаний о культуре.

Второй подход представляет культурологию как раздел дис­циплин, изучающих культуру. Например, культурология как филосо­фия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Сущест­вует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел фи­лософии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествле­ние с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определен­ному региону иди периоду времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культу­рологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполага­ет определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...