Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Delphi — одна из самых мощных систем, позволяющих на самом современном уровне создавать как отдельные прикладные программы Windows, так и разветвленные комплексы, предназначенные для работы в корпоративных сетях и в Интернет.
Сколько существует программирование, столько существуют в нем и тупики, в которые оно постоянно попадает и из которых в конце концов доблестно выходит. Один из таких тупиков или кризисов был не так уж давно связан с разработкой графического интерфейса пользователя. Программирование вручную всяких привычных пользователю окон, кнопок, меню, обработка событий мыши и клавиатуры, включение в программы изображений и звука требовало все больше и больше времени программиста. В ряде случаев весь этот сервис начинал занимать до 80-90% объема программных кодов. Причем весь этот труд нередко пропадал почти впустую, поскольку через год — другой менялся общепринятый стиль графического интерфейса и все приходилось начинать заново.
Шагом, кардинально облегчившим жизнь программистов, явилось появление визуального программирования.
Визуальное программирование позволило свести проектирование пользовательского интерфейса к простым и наглядным процедурам, которые дают возможность за минуты или часы сделать то, на что ранее уходили месяцы работы. В современном виде в Delphi это выглядит так.
Работа ведется в Интегрированной Среде Разработки (ИСР или Integrated development environment — IDE) Delphi. Среда предоставляет вам формы (в приложении их может быть несколько), на которых размещаются компоненты. Обычно это оконная форма, хотя могут быть и невидимые формы. На форму с помощью мыши переносятся и размещаются пиктограммы компонентов, имеющихся в библиотеках Delphi. С помощью простых манипуляций можно изменять размеры и расположение этих компонентов. При этом все время в процессе проектирования видите результат — изображение формы и расположенных на ней компонентов.
Но самое главное заключается в том, что во время проектирования формы и размещения на ней компонентов Delphi автоматически формирует коды программы, включая в нее соответствующие фрагменты, описывающие данный компонент. А затем в соответствующих диалоговых окнах пользователь может изменить заданные по умолчанию значения каких-то свойств этих компонентов и, при необходимости, написать обработчики каких-то событий. То есть проектирование сводится, фактически, к размещению компонентов на форме, заданию некоторых их свойств и написанию, при необходимости, обработчиков событий.
Компоненты могут быть визуальные, видимые при работе приложения, и невизуальные, выполняющие те или иные служебные функции. Визуальные компоненты сразу видны на экране в процессе проектирования в таком же виде, в каком их увидит пользователь во время выполнения приложения. Это позволяет очень легко выбрать место их расположения и их дизайн — форму, размер, оформление, текст, цвет и т.д. Невизуальные компоненты видны на форме в процессе проектирования в виде пиктограмм, но пользователю во время выполнения они не видны, хотя и выполняют для него за кадром весьма полезную работу.
В библиотеки визуальных компонентов Delphi включено множество типов компонентов и их номенклатура очень быстро расширяется от версии к версии. Имеющегося уже сейчас вполне достаточно, чтобы построить практически любое самое замысловатое приложение, не прибегая к созданию новых компонентов. При этом даже неопытный программист, делающий свои первые шаги на этом поприще, может создавать приложения, которые выглядят совершенно профессионально.
Компоненты библиотек Delphi и типы других объектов оформляются в виде классов. Классы —это типы, определяемые пользователем. В классах описываются свойства объекта, его методы и события, на которые он может реагировать.
Язык Object Pascal, который используется в Delphi, предусматривает только инструментарий создания классов, а сами классы создаются разработчиками программного обеспечения. Создатели Delphi уже разработали множество очень полезных классов и включили их в библиотеки системы. Эти классы используются при работе в Интегрированной Среде Разработки. Но существует и возможность создания новых классов.
Если бы при создании нового класса вам пришлось все начинать с нуля, то эффективность этого занятия была бы под большим сомнением. Да и разработчики Delphi вряд ли создали бы в этом случае такое множество классов. Действительно, представьте себе, что при разработке нового компонента, например, какой-нибудь новой кнопки, вам пришлась бы создавать все: рисовать ее изображение, описывать все свойства, определяющие ее место расположения, размеры, надписи и картинки на ее поверхности, цвет, шрифты, описывать методы, реализующие ее поведение — изменение размеров, видимость, реакции на сообщения, поступающие от клавиатуры и мыши. Вероятно, представив себе все это, вы отказались бы от разработки новой кнопки.
К счастью, в действительности все обстоит гораздо проще, благодаря одному важному свойству классов — наследованию.
Важным свойством классов является наследование. Новый класс может наследовать свойства, методы, события своего родительского класса, т.е. того класса, на основе которого он создается. Например, при создании новой кнопки можно взять за основу один из уже разработанных классов кнопок и только добавить к нему какие-то новые свойства или отменить какие-то свойства и методы родительского класса.
Отдельно надо сказать об одной из главных задач Delphi — разработке приложений для работы с базами данных. В этой области Delphi занимает самые передовые позиции, работая с любыми системами управления базами данных.
В целом Delphi — великолепный инструмент как для начинающих программистов, так и для ассов программирования.
Лекция 3 Главное окно. Форма. Редактор кода. Основные свойства, методы и события
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!