Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Аристотель подчеркивал, что философия представляет учение о высших началах и причинах всего сущего. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю как «строительный материал» существования всего. По Аристоцелю, реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог – тот, кто движет, а сам остается неподвижным. Критикую Платона, Аристоцель старался соединить вещественное (материя) и духовное (идеи). Он разработал учение о категориях как специальных научных понятиях, процесса человеческого мышления. Он выделил такие категории как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и др. аристоцеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Он внес существенный вклад в философское осмысление общественной жизни. Так, он пытался исследовать экономические отношения в обществе того времени. Он определил человека как существо общественное и политическое. Исследуя форм гос. устройства, Аристоцель разделил их на «неправильные» и «правильные». Важным условием существования государства он считал наличие гражданина как полноправного участника всех гос. дел. Исследуя эти вопросы, он положил начало полит. науке об общественной жизни. Аристоцель также и основатель биологии. В своем этическом учении он подчеркивал, что человек делает себя сам, с помощью своих усилий.
Учение Аристотеля о человеке и душе.
Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал четыре вида движения (изменения):
1). возникновение и уничтожение;
2). качественное изменение, т.е. изменение свойства;
3). количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль);
4). перемещение, перемена места.
В соответствии с учением о сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Он определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Он разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).
Теория познания: строится на эмпиризме - суть вещей познающихся с помощью ощущения. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи.
Государство Аристотеля: выделил 3 слоя: очень зажиточные, крайне неимущих и средних. Выделял формы государственно правления: монархия, аристократия, полития. Отклонение о монархии дает тиранию, от аристократии – олигархию, от политии – демократию. Наилучшее государство – такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (между рабами и рабовладельцами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе.
14. Средневековая философия: основные принципы и этапы развития. Патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
Основными принципами средневековой философии были:
креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;
провиденциализм – понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;
теодицея – как оправдание Бога;
символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;
откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания;
реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах;
номинализм - особое внимание к единичному.
Этапы:
- апологетика (II-III вв. н.э.) – доказывание того, что вера шире и могущественнее разума («верую – ибо абсурдно»);
- патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);
- схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов. Главная проблема схоластики универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».
Патристика - сочинение "отцов церкви", к-е заложили основы христианского религиозно – философского мировозрения. В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III вв), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения ее представители назывались апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, то есть сочинение, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.
2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;
3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития:
1) ранняя форма (XI-XII в.в.);
2) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
В средневековой филоофии схоластик выражалась в приверженности к силлогизму как единственному методу познания. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии. В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм - одно из главных направлений средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общих понятий. Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.
Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере, мы, люди так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века).
Реализм утверждает объективность только общего. Свойственен для религиозного сознания. Противостоит номинализм. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 463 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!