Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Правовые семьи в современном мире



Правовая семья – группировка правовых систем ряда государств, объединяемая общностью происхождения права, сходством правовых источников, юридической техники.

Романо-германская правовая семья – Германия, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, Латинская Америка, РФ.

Источники – древнеримское право. В период средневековья (12-13 в.в.) и в эпоху Ренессанса наука Европы адаптировала римское право времен Юстиниана. Причина правовой революции – изменение условий жизни западноевропейских сообществ – зарождение капиталистического способа производства, замена натурального хозяйства товарно-денежным, всплеск экономической активности, рост городов, ремесел, торговли. Феодальное право кастового типа устарело. Рыночная экономика требовала право, основанного на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это было найдено в римском праве, но в той части, которая распространялась на свободных граждан, а не на рабов.

Ведущий источник романо-германского праванормативно-правовой акт, т.е. – закон. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни. Характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Распространяется упорядочение нормативного материала, система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Существует деление права на публичное и частное (в приоритете). Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. Правовые нормы формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. Суд не создает права, он только толкует и применяет. Суд не является самостоятельным источником права, а считается лишь дополнением к закону.

Суть романо-германской традиции права – юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно.

Достоинства – четко организованная, непротиворечивая, иерархически структурированная система законодательства.

Недостатки – некоторая оторванность от реальной жизни, т.к. законотворчество не может объективно предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений.

Англосаксонская правовая семья – Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия.

В Англии, в период нормандского завоевания, существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное на местных обычаях. Начиная с 10 в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны права. Принятые решения принимаются за основу всеми иными судьями, в отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов – общее право.

Одновременно существует и система нормативно-правовых актов и прецедентное право. Но главный источник англосаксонского права – судебный прецедент. Судья – субъект правотворчества. Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти, низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонского права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания – факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонском праве формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона. Именно на судебное решение, а не на норму закона будут ориентированы все участники правоотношения. Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством.

Достоинства – гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке.

Недостатки – несистематизированность права, его казуичность, недостаточная определенность.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, н апример, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Мусульманская правовая семья – Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан.

Имеет теологическую основу, основываясь на божественном происхождении государства и права. Мусульманское право – шариат – система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права – Аллах, передавший его через пророка Мухаммеда. В праве проявляется воля всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение законодателем не допускается. Задача законодателя – открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников имеет 4 звена:

Коран – речи и проповеди пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме.

Сунна – биографическое описание жизни и деятельности пророка, его поступки и высказывания.

Иджма – общепризнанные толкования Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями (муфтиями), судьями и исламскими учеными-правоведами.

Кийас – суждение по аналогии.

При отправлении правосудия судья не опирается на источники – Коран и Сунну, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность ( неуклонная последовательность учению), консервативный характер, мало поддается модернизации и реформированию. Его характеризует казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов над дозволениями.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией — индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности— почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо — семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т. д.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 1653 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...