Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура предпринимательства



С моралью и этикой предпринимательства тесно связана его культура, иногда их даже отождествляют. Культуру предпринимательства чаще о связывают с представлением о ценностях и образе поведения предпринимателя. В культуре отражаются воспитание, образование, духовный мир людей, их умение воспринимать достижения человеческой цивилизации и строить взаимные отношения. Культура характеризует тень духовного развития общества, его идеалы, умение вступать в акты с людьми.

Культура предпринимательства воплощает в себе и атмосферу общения, и характер общения друг с другом участников предпринимательских операций, и верность своей фирме, и качество бизнеса, его продуктов. В современном представлении культура предпринимательства объединяет в одно целое культуру отдельных участков бизнеса и культуру предпринимательских действий в целом, именуемую иногда культурой фирмы.

Принято говорить о внутренней и внешней культуре предпринимательских фирм. Внутренняя культура характеризует отношения участников дела между собой, образ и стиль поведения во взаимных отношениях внутри фирмы. Внешняя культура отражает соблюдение принципов культурных отношений предпринимателей со смежниками: потребителями, поставщиками, покупателями и другими лицами, с которыми возникают контакты в ходе предпринимательской операции. Открытой называют гласную, выставленную на всеобщее обозрение, показную культуру поведения предпринимателей. А закрытая, живая культура - это не афишируемый, истинный образ поведения предпринимателя.

Культура предпринимательского поведения - это в основном достаточно признанные в обществе, но неписанные, не высказанные официально в виде требований нормы предпринимательского поведения, усвоенные предпринимателями.

Культура предпринимательства имеет три стороны.

Во-первых, это представление предпринимателя о ценностях бизнеса. Каждый предприниматель определенным образом видит цели бизнеса и обладает собственной шкалой ценностей, важностей, в соответствии с которой он судит о потребителях, клиентах, потребностях в его товаре, качестве товара, ожидаемых доходах и прибыли. Ценностью может являться ориентация на клиента, когда во главу угла ставится удовлетворение его потребностей: "Клиент всегда прав!" Ценностью может быть персонал организации: "Кадры решают все!" Ориентация на своих сотрудников предполагает не только высокие требования, но и внимание, заботу и содействие развитию персонала. Если в организации ценностью является власть, то сотрудники будут стремиться к получению полномочий и должностей, позволяющих оказывать влияние. Ситуация может заходить так далеко, что "игры" за "место под солнцем" приобретут для сотрудников большую важность, чем само дело, фирмы. Способы решения конфликтов тоже могут являться ценностью организации. Так в одних организациях конфликтов боятся и избегают, а в других считается, что конфликтная ситуация содержит потенциал позитивного развития отношений.

Во-вторых, это вытекающие из представления о ценностях, устанавливаемые предпринимателем для себя правила и нормы поведения при планировании и проведении бизнес-операций: например, правило первоклассного обслуживания нужных, приносящих высокий доход клиентов может состоять в поддержании контактов с ними, выявлении их желаний, активному предложению им нужного товара, послепродажном обслуживании.

В-третьих, - это конкретное поведение предпринимателя в ходе проведения бизнес-операций, в процессе которого он на практике реализует выработанные правила и нормы культурного поведения.

Культура предпринимательства имеет наряду с общими чертами ярко выраженный отраслевой характер. Так принято выделять культуру торговли, культуру обслуживания, административно-управленческую культуру.

Необходимо иметь в виду, что культура предпринимательства не складывается односторонним образом, не зависит только от одного предпринимателя. В ней сочетаются, объединяясь в единое целое, культура предпринимательства его работников, участников предпринимательской операции, покупателей предпринимательского продукта.

Содержание организационной культуры не является чем-то надуманным или случайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательской деятельности как ответ на проблемы, которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Это содержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Но для каждого конкретного члена организации они существуют как нечто данное. Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности данного предприятия.

Французский исследователь организационной культуры Н.Деметр подчеркивает, что культура предприятий - это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами. Это означает, что на предприятии каждый связан общим взглядом на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль, каков место оно занимает по отношению к своим конкурентам, каковы его обязательства перед клиентами и т.д. Основная функция организационной культуры создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного "мы".

Помимо формирования этих общих взглядов культура предприятия обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. В формах организационной культуры каждый сотрудник предприятия осознает свою роль в его системе, то, что от него ждут и как наилучшим образом он может ответить на эти ожидания. В свою очередь, каждый знает, что он может ждать от предприятия, если будет плодотворно выполнять свою миссию. Наконец, каждый знает или чувствует, что если он нарушит писанные или неписанные нормы предприятия, то будет наказан, и что эта угроза исходит не только от руководства, но и от его товарищей. Таким образом, культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение цели предприятия.

Этика рынка: «наша ситуация»

Логика становления рыночных отношений в стране предполагает подключение нашей экономической системы к мировым хозяйственным процессам. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы состыковки диаметрально противоположных гуманитарно-психологических начал экономик стран Запада и России.

Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство наряду с нестабильностью политической ситуации в стране и с неконвертируемостью рубля весьма существенно влияет на готовность потенциальных западных партнеров осуществлять инвестиции в экономику страны. Нам предстоит усвоить, что рынок - это не просто место купли-продажи товаров, не "базар", а прежде всего особая логика, психология, этика, словом, значительный культурный слой, который необходимо готовить заранее. Не рынок является аморальным, жульническим, а те люди, которые приносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателю и конкурентам.

Цивилизованный рынок основывается на не писаных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность. У нас сложились определенные антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления. Я имею в виду те проявления общественного сознания, которые задерживают продвижение к эффективной экономике, основанной на использовании рыночных механизмов. Не вызывает сомнений и то, что пороки нашего нарождающегося бизнеса - своего рода производные от общего состояния общественной морали.

У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше всего, но превыше прибыли - честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Не обманешь - не продашь". А что было раньше? Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота, и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово - закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сом­невается в их надежности. Вот пример;

Недавно я присутствовал на переговорах американского бизнесмена с представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США крупной партии товаров (одежда, сигареты) для России. Общая сумма контракта - около одного миллиона долларов. В процессе обсуждения условий поставки возник вопрос: если после получения товара и его оплаты выяснится, что в контейнерах есть испорченные или бракованные упаковки, как вести дальнейшее сотрудничество? Ведь по закону в этом случае получатель не может предъявить претензии. Удивленный американец ответил, что все испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих экспертов, ему достаточно слова нашего представителя.

Нашим предпринимателям, конечно, трудно понять поведение американца, ведь на его доверии можно "сыграть". Я думаю, что упомянутый американский бизнесмен впервые работает на нашем рынке, что он еще не "обжигался".

В приведенном примере видно, что предприниматели, привыкшие работать в условиях цивилизованного рынка, доверяют друг другу, для них - действительно, слово - закон. Хотя, как говорят, в семье не без урода. Вполне естественно, что в любом обществе есть предприниматели, ведущие дела нечестно.

Но что же сегодня делает именно отечественный бизнес ущербным?

1. Практически полное отсутствие у наших предпринимателей привычки и традиций услужить, обслужить, наиболее очевидно проявляющееся у работников сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

2. Комплекс "неполноценности", покорность, боязнь пойти "до конца", рискуя по-крупному. Психология не победителя, а вечно проигрывающего до начала игры. И вместе с тем - надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, но отнюдь не опора на собственные силы, не настойчивость.

3. Зеркальное отражение предыдущего - рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание "растоптать", унизить. Иностранцы отмечают повышенную конфликтность наших людей, нежелание искать компромиссы.

4. Отчетливо выраженная у наших бизнесменов психология рантье, объясняющаяся с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой – неуверенностью в завтрашнем дне.

5. Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, опираясь на "блат".

6.Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя.

На Западе много внимания уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление. С человеком, неопрятно одетым, просто дело иметь не станут. Но это не значит, что обязательно должна быть "тройка" с шикарным галстуком - хорошее впечатление можно произвести и без прекрасного костюма. Пример тому - наш миллионер Марк Горячев. С ним ведут дела солидные партнеры, не обращая внимания на то, что он на переговорах одет в джинсы и рубашку. Здесь важен имидж вообще.





Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 1038 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...