Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальная структура общества - связанные системой отношений и взаимодействий социальные группы



Социальные группы – формы объединения людей, которые образуются для удовлетворения их потребностей посредством совместных, скоординированных, солидарных действий.

Социоморфизм - осмысление отношений между природными объектами по образу и подобию отношений внутри человеческого рода.

Способ производства – диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.

Стратификация социальная -структурированная дифференциация людей на различные социальные слои, между которыми неравномерно распределяются права и обязанности.

Структура -устойчивость, качественная определенность предмета; такое взаимоотношение его элементов, при котором изменение одного элемента влечет за собой изменение остальных.

Субстанция - характеристика бытия со стороны его внутреннего единства, взаимосвязи всех его проявлений безотносительно к их бесконечно многообразным видоизменениям.

Субъект познания - носитель и активное начало в познавательном процессе.

Суждение - высказывание, с помощью которого связываются понятия и в котором нечто утверждается или отрицается.

Сущность - внутренняя, устойчивая, основная сторона действительности, лежащая за пределами непосредственных восприятий.

Сущность человека - глубинные качества, которые обусловливают специфику человека и внешне проявляются в чертах, свойственных его природе.

Сциентизм -мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание является наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.

Теория - высшая форма организации научного знания, которая дает целостное отображение объективных законов и других существенных связей действительности.

Теодицея - оправдание Бога за наличие зла в мире.

Теоцентризм – принцип религиозной философии, согласно которому Бог является единственным источником всякого бытия, истины и блага.

Техника - область человеческой деятельности, направленная на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека; совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности; искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью; совокупность артефактов.

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояний, свойств, формы сырья, материалов и полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции.

Титанизм -идея всесилия и могущества человека, призванного быть соучастником божественного миротворения.

Точка бифуркации - точка ветвления путей развития нелинейных систем.

Трансцендентальный - термин для обозначения мира явлений человеческого сознания.

Трансцендентный – термин для обозначения мира, внешнего для познающего субъекта, находящегося за пределами его опыта.

Туизм – учение Фейербаха, в котором подчеркивается особая значимость личности другого, «Ты» для человека.

Убеждение -прочная уверенность человека в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции.

Умозаключение - сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов.

Фаллибилизм – принцип, который утверждает принципиальную гипотетичность и погрешимость любого научного знания.

Фальсифицируемость -принципиальная опровержимость любого научного утверждения.

Фатализм - воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития.

Феномен -возникающие в сознании смыслы предметов.

Феноменология – учение о феноменах.

Физикализм – принцип, согласно которому предложения в эмпирических науках должны быть сведены к предложениям физики.

Философия истории – раздел философского знания, в котором осмысливаются проблемы развития общества, определяются цели и смысл его существования.

Флуктуация - отклонение системы от некоторого среднего состояния.

Форма внешняя - указывает на различие данного содержания от всего иного.

Форма внутренняя - способ существования и выражения содержания.

Формализация - переход от оперирования понятиями к оперированию символами, осуществляемый посредством отвлечения от содержания знания и выделения его формы, которая находит выражение в особом, искусственном языке.

Фрактал -понятие в синергетике, которое отражает структурное единство самоорганизующихся систем.

Часть -категория, которая выражает предмет не сам по себе, а лишь его отношении к тому, составным компонентом чего он является.

Человек – категория для обозначения общих черт, свойственных высшему биологическому виду Homo sapiens.

Чувствительность - реакция животного не только на биологически значимые для него факторы, но и на биологически нейтральные, которые, однако, связаны с биологически значимыми.

Целое - предмет (явление, процесс), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей.

Ценность - социокультурное значение определенных явлений действительности для человека.

Цивилизация -такой исторический период в истории человечества, который связан с существованием товарного производства и социально-классовых отношений и характеризуется интенсивным и разносторонним развитием промышленности, техники, науки, искусства, средств связи, городского строительства, предметов быта и других культурных ценностей, а также появлением соответствующего образа жизни людей, некоторых черт их поведения и внешнего облика.

Эвдемонизм – этическое учение о сущности, путях достижения и критериях счастья.

Эволюция - постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.

Эгоизм – этическое учение, которое исходит из того, что человек в своих действиях должен руководствоваться только личными интересами.

Экзегетика -искусство истолкования и интерпретации религиозных текстов.

Экзистенция -категория для обозначения конкретного бытия человеческой личности, которое абсолютно не похоже на других.

Эклектика - методологический прием, основанный на выхватывании отдельных, часто несовместимых и исключающих друг друга мыслей, фактов, взглядов, воззрений и их механическом смешении.

Эксперимент - испытание изучаемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Экстаз - мистический союз с Божественным Абсолютом.

Эманация -истечение переполненного благом Единого в философии Плотина.

Эмпиризм – гносеологическое учение, согласно которому чувственный опыт является единственным источником познания.

Эмпирические факты - действительные, реально существующие события, свойства и отношения объектов мира и процессы их изменений, которые стали известны в результате наблюдения и эксперимента и вошли в сферу человеческого познания, стали предметом человеческой деятельности.

Эпистемология -философский анализ научного знания.

Эстетика -учение о прекрасном.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Этика -учение о морали.

Этносы большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы.

Явление - внешнее обнаружение сущности.


[1] Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 129.

[2] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С.290.

[3] Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. С. 83.

[4] Рассел Б. История западной философии: В 3 кн. СПб., 2001. С. 22-23.

[5] Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. С. 25.

[6] Мир философии. Ч. 1. С.149.

[7] Мир философии: Книга для чтения. С. 136.

[8] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2. С.104.

[9] Вопросы философии. 1988. № 8. С. 125.

[10] Законы Ману (II в. до н.э.),приписываемые мифическому прародителю людей, божественному законодателю Ману, представляют собой сборник предписаний о правилах поведения людей в их частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма.

[11] См.: Оливер М. История философии. Минск, 1999. С.28.

[12] Геомантика – искусство прорицания; гадание, основанное на учении о связи небесных явлений, космических сил и земного рельефа.

[13] См.:Оливер М. История философии. Минск, 1999. С. 39.

[14] Гомер (YIII в. до н.э.) – древнегреческий поэт, автор поэм «Илиады» и «Одиссеи», в которых нашла свое выражение предфилософская мифология Древней Греции.

[15] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 62.

[16] Гесиод (YIII - YII вв. до н.э.) - древнегреческий поэт, автор поэм «Труды и дни» и «Теогония», в которой систематизируются древнегреческие мифы.

[17] Фрагменты ранних греческих философов. С. 130.

[18] Аэций – автор «Свода мнений», в котором излагаются воззрения древнегреческих философов.

[19] Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. С 367.

[20] Чернышев Б. Софисты. М., 1929. С. 31.

[21] Платон. Сочинения: В 3 т. Т.3. М., 1971. С. 234.

[22]Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М., 1975. С. 400.

[23] Там же. Т.4. С. 77.

[24] Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997. Кн. 3. У. 10.

[25] Аристотель. Там же. Кн. 4. 1Х. 8.

[26] Секст Эмпирик. Соч. М., 1975. Т. 1. С. 8.

[27] Эпикур утверждал, что не только тело человека, но и его душа состоит из атомов, которые и обеспечивают человеку богатство мира ощущений. После смерти душа и тело распадаются на атомы, и человек теряет способность к чувствительности.

[28] Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т.1, ч.1. С. 355-356.

[29] Термин «логика» впервые ввели стоики. Аристотель для обозначения науки о законах и формах мышления использовал понятие «аналитика».

[30] Антология мировой философии. Т.1, ч. 1. С. 489.

[31] Антология мировой философии: Античность. Минск, 2001. С.737.

[32] Антология мировой философии. Т 1, ч. 1. С. 506.

[33] Теология (от греч.theos – Бог и logos – учение) – богословие, учение о Боге.

[34] Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. С 5.

[35] Впоследствии понятие «схоластика» получило негативный смысл. Схоластикой стали называть всякую оторванную от проблем реальной жизни, крайне усложненную и запутанную философию, а также пустое словопрение.

[36] Аверроисты – последователи арабского мыслителя ХП в. Аверроэса (Ибн Рушда), который прославился своими комментариями к сочинениям Аристотеля.

[37] См.: Таранов П. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 226.

[38] См.: Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С.274.

[39] Бруно Д. Диалоги. М., 1949. С. 490.

[40] Рационализм в данном случае понимается в широком смысле слова.

Рационализм в узком смысле – это гносеологическое учение, противостоящее эмпиризму.

[41] Эмпиризма - гносеологическое направление, которое основой познания, его главным источником и критерием истинности признает чувственный опыт.

[42] Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2-х т. М., 1969-1971. Т.1. С. 373.

[43] Декарт в переводе на латинский язык означает Cartesius – Картезий.

[44].Декарт. Сочинения в 2-х т. М., 1989. С. 269.

[45] Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957. Т. 1. С. 308.

[46] Лейбниц. Соч. В 4 т. М., 1983. Т. 2. С. 82.

[47] Гельвеций К. Сочинения: В 2т. Т.2. М., 1974. С. 506.

[48] Кант И. Собр. Соч.: В 6 т. Т.4, ч. 1. М., 1965. С. 499.

[49] Фихте. Избр. Соч. Т.1. С. 456.

[50] Мир философии. М., 1991. Ч.1. С. 40.

[51] Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. М.-Л., 1936. С. 12.

[52] Там же. С. 14.

[53] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т.2. С. 33.

[54] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 32.

[55] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 263.

[56] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1. М., 1900. С.3..

[57] Там же. С. 18.

[58] Там же. С. 337.

[59] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 100.

[60] Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. М., 1990. Т.1. С. 62..

[61] Там же.

[62] Там же. Т.2. С.346.

[63] Там же. С. 644.

[64] Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1967. С. 109.

[65] Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 12.

[66] Там же.

[67] См.: Современная буржуазная философия. М., 1978. С. 481-482.

[68] На путях постмодернизма. М., 1995. С. 175.

[69] Ломоносов М.В. Избр.филос. соч. М., 1950. С. 98.

[70] Радищев А.Н. Полн.собр.соч.: В 2 т. М., 1938-41. Т.2. С. 98.

[71] Там же. С. 86.

[72] Индетерминизм – это концепция, которая отрицает причинную обусловленность всех явлений. Выражением индетерминизма стали идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами (Божественной целью).

[73] Флуктуация - отклонение системы от некоторого среднего состояния.

[74] Точка бифуркации – это точка ветвления путей развития нелинейных систем.

[75] См.: Голод С.В. Новые аспекты реальности микромира в искусственных нанообъектах/Сб. «Новые» и «вечные» проблемы философии. М., 1999. С.91-101.

[76] Недиалектическое (метафизическое) отрицание – это деструктивное отрицание, поскольку его результатом является полный отказ от всего того, что связано с прежним состоянием предметов или явлений. После такого отрицания развитие уже невозможно.

[77] Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. С. 383.

[78] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 80.

[79] Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. С. 254.

[80] Павлов И.П. Лекции по физиологии. М., 1952. С. 21.

[81] Гегель Г.Ф. Наука логики, т. 3. М., 1972. С. 290.

[82] Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 22.

[83] Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978. С. 204.

[84] Винер Н. Творец и робот. М., 1966. С. 73-74.

[85] Бердяев Н.А. Человек и машина.// "Вопросы философии", 1989, N 2,

с. 155.

[86] Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 234.

[87] Дорст Ж. До того, как умрет природа. М., 1968. С. 403.

[88] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 96.

[89] Римский клуб - созданная в 1968 г. международная организация ученых, общественных и политических деятелей, поставившая задачу мобилизации общественного внимания к глобальным проблемам современного человечества.

[90]Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 185.

[91] Печчеи А. Там же. С. 209.

[92] Эмпатия - это способность исследователя мысленно перевоплощаться в другое Я, независимо от того, одушевлено оно или нет.

[93] См.: Спиркин А.Г. Философия. М., 1998. С. 346.

[94] В данном случае понятием «философская антропология» обозначается не раздел философского знания, а одно из направлений в современной западной философии.

[95] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С 242.

[96] Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 584.

[97] Там же. С. 591.

[98] Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 370.

[99] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 12.

[100] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. Книга 2. М., 1977. С. 24.

[101] Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С.270-271.

[102] Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 306.

[103] Там же. С. 307.

[104] Философия: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 2001. С. 244-245.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...