Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мышление и творчество



Мышление по самой своей сути - процесс творческий. В творчестве создаются социально значимые культурные ценности, открываются неведомые доселе факты, свойства и закономерности, раскрываются новые методы познания и преобразования действительности. Одной из отличительных особенностей творческой деятельности является способность человека преобразовывать непосредственно данное в конкретно-образной форме, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации. Процесс создания нового в форме образа, представления или идеи есть воображение. Воображение во многом зависит от восприятий того, что в данный момент действует на человека, а также от представлений того, что воздействовало на него раньше.

По своей природе воображение тесно связано с мышлением. Как и мышление, воображение возникает в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения. Как и в мышлении, в воображении осуществляется опережающее отражение действительности. Важнейшее назначение воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, что еще не существует. Однако опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир, а в процессах воображения – в конкретно-образной форме.

Включение мышления или воображения в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации. Если исходные данные задачи известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления. Если же имеется дефицит информации, то действует механизм воображения. При отсутствии необходимых для мышления знаний воображение может приобрести относительную самостоятельность, выйти за пределы обычных норм мышления.

Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно проигрывать научные эксперименты. Задумывая постановку опыта, ученый, исходя из своих гипотез и учитывая уже установленные законы данной области, может в воображении представить такую конкретную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить выдвинутую им гипотезу. Такое мысленное создание конкретной ситуации эксперимента является актом творческого воображения в научном исследовании. Роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно позволяет преобразовывать закрепленную научными традициями парадигму и смотреть на вещи по-новому. Подчеркивая значение воображения для творческого процесса, А. Эйнштейн отмечал, что воображение важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все на свете, стимулируя прогресс и являясь его источником.

Важнейшей особенностью воображения, участвующего в художественном творчестве, является его эмоциональность. В творческой деятельности писателя, художника или музыканта воображение и чувства, воплощенные в художественных образах, неотделимы друг от друга.

Необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека является мечта. Мечта, будучи формой проявления воображения, представляет собой образы желаемого будущего, не воплощенные непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта вдохновляет человека, помогает ему бороться с трудностями жизни, дает возможность заглянуть вперед. Но мечта может вызвать энтузиазм и привести к цели только в том случае, если она реальновыполнима.

Беспредметные образы и представления, оторванные от жизни, но связанные с потребностями человека, называют грезами. В них человек сполна удовлетворяет все те потребности, реализовать которые он не способен в настоящей жизни.

Сила воображения, его значение для познания и творчества определяется прежде всего тем, насколько воображение учитывает меру, за пределами которой оно может утратить смысл и объективную значимость своей продуктивности, а также тем, насколько новым и оригинальным является результат его продуктивности. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, то оно оборачивается творчески бесплодной фантазией.

Термин «фантазия» выступает часто в качестве синонима воображения. Однако отождествлять эти понятия не следует. Дело в том, что если воображение всегда связано с реальностью и ориентировано на нее, то фантазия, как правило, использует образы-символы, которые сознательно гипертрофируют, извращают действительность.

Творчество неразрывно связано с интуицией. Выделяется несколько видов интуиции, но предпочтение отдается интеллектуальной интуиции как способности прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Гуссерль, например, понимал под интуицией непосредственное созерцание общего. Необходимым условием интеллектуальной интуиции, по его мнению, является редукция, то есть переключение внимания с эмпирических фактов на смыслы, непосредственно открывающиеся сознанию.

Интуиция - это процесс, который, как правило, происходит внезапно и неосознанно. Поэтому интуиция нередко понимается как бессознательный процесс. Например, Фрейд рассматривал интуицию как скрытый, бессознательный первопринцип творчества. В действительности же интуиция детерминируется не только бессознательными, но и сознательными моментами, в ней проявляется единство чувственной и рациональной сторон познания. Правда, интуиция не поддается описанию по законам формальной логики, ибо строго логическое мышление гарантирует успех лишь в решении типовых задач. Однако нельзя считать интуицию алогичным процессом, поскольку она является особым видом умозаключения, когда осознается и остается в памяти не весь его ход, а лишь окончательный вывод.

В процессе познания окружающего мира человек благодаря ощущениям, восприятием, мышлению не только отражает в сознании различные предметы, их свойства и разнообразные связи между ними, для него они приобретают определенный личностный смысл. Внутреннее переживание смысла познаваемого объекта порождает эмоции. Эмоции являются необходимым моментом познания. Образ действительности, возникающий на основе единства чувственного и рационального, - это, прежде всего переживаемый субъектом познания образ.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...