Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Часть II
Ответственный за выпуск Л.Н. Савич
Художник О.А. Стасевич
Под авторской редакцией
Подписано в печать 12.05.2003.
Бумага офсетная. Формат 1/16.
Печать трафаретная. Усл.п.л. 11,16. Уч.-изд.л.12.
Тираж 100 экз. Заказ 206.
Редакционно-издательский центр Академии управления
при Президенте Республики Беларусь.
Лицензия ЛВ №334 от 22.10.98.
Отпечатано в редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17.
ГЛАВА 4 ДРЕВНИЙ КИТАЙ
1. Государство Шан (Инь) Исто-
рия Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из
которых связан с правлением определенной династии. Пер-
вый период- Шан (Инь) - продолжался с XVIII в. до н.э.
до XII в. до н.э. Второй период - Чжоу - с XII в. до
н.э. до 221 г. до н.э. Третий период - царство Цинь - с
221 г. до н.э. до 207 г. до н.э. Четвертый период-
царство Хань - с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э. Четвер-
тый период характеризуется перерастанием рабовладель-
ческого государства в феодальное. Согласно китайским
преданиям, возникновение государства в Древнем Китае
связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся пле-
менем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн
Тан основал династию, получившую название Шан. Это наз-
вание затем было принято в качестве названия правящей
династии государства. В более позднее время, после па-
дения династии Шан, ее, а также государство в целом
стали обозначать иероглифом "инь". Поэтому первый пери-
од в истории Древнего Китая имеет два названия - Шан и
Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном). Таким
образом, особенность образования государства в Китае
заключается в том, что процесс перехода от первобытно-
общинного строя к классовому обществу был активизирован
покорением одного народа другим. Органы первобытнооб-
щинного строя не были приспособлены для управления за-
воеванным народом. С этой целью был создан специальный
государственный аппарат. В этот период завершился на-
чавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, пе-
реворот в социальных отношениях. Общественный строй.
Иньское общество и государство были рабовладельческими.
Господствующий класс складывался из иньской светской
аристократии, жреческой знати и аристократии подчинен-
ных племен. В зависимости от близости к царю и от зани-
маемой должности светской аристократии присваивались
титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное
положение определялось также земельными владениями и
наличием рабов. Рабами могли владеть как частные лица,
так и государство. Источниками рабства являлись: захват
пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение
в рабство за некоторые преступления, получение рабов от
подчиненных племен в качестве дани. Рабы находи-
лись на положении скота. Они не могли иметь ни семьи,
ни имущества. Значительную часть населения составляли
свободные общинники. Община играла большую роль в об-
щественных отношениях иньского времени. Общинное земле-
пользование было организовано по системе "колодезных
полей". Все земли делились на две категории: обществен-
ное поле и частные поля. Общественное поле обрабатыва-
лось совместно всей общиной, весь урожай поступал ста-
росте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные
поля находились в индивидуальном пользовании семьи.
Урожай с этих полей шел на прокормление свободных об-
щинников. Частные поля, однако, не являлись собствен-
ностью их держателей. Земля рассматривалась как госу-
дарственная собственность и находилась в распоряжении
царей. В частной собственности в данный период были ра-
бы, дома, орудия труда.
Государственный строй. Государственный строй на раннем
этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демок-
ратии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем
всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных
вождей превратились в единоличных правителей. Среди
подданных укреплялось представление о них, как о "сы-
новьях Неба", получивших власть по воле божественных
сил. Царь был первым и самым крупным рабовладельцем,
верховным военным вождем, высшим судьей и первосвящен-
ником. Религия представляла в глазах народных масс его
божественное происхождение. Царь возглавлял государс-
твенный аппарат, на высшие должности в котором назначал
своих близких родственников. Более мелкие должности за-
нимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики на-
логов, судьи и т.п. Должностные лица подразделялись на
три основные категории: высшие гражданские чиновники;
военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели.
Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства,
как армия и тюрьмы. В XII в. до н.э. государство Шан
(Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутрен-
них противоречий. В то же время укрепляет свои силы и
расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью
иньских ванов. Под руководством чжоу объединяется ряд
племен для борьбы против Иньского государства. В 1076г.
до н.э. племена чжоу нанесли поражение иньской армии.
Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, ос-
нованное племенем чжоу, по имени которого называется
новый большой период в истории Древнего Китая.
2.Государство Чжоу
Время правления династии Чжоу делится
на три периода: период Западного Чжоу(1122-742 до н.э.).
Восточного Чжоу (770-403 до н.э.), период "воюющих
царств" (403-221 до н.э.). Период Западного Чжоу отме-
чен более высокой ступенью развития производительных
сил, увеличением численности рабов, развитием крупного
землевладения. Укрепляется рабовладельческое государс-
тво, усложняется его структура. Общественный строй.
Господствующее положение в обществе занимала рабовла-
дельческая аристократия, к которой относилась чжоуская
наследственная и военная знать, часть иньской рабовла-
дельческой аристократии, уцелевшая после покорения.
Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он рас-
поряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось круп-
ное землевладе-
ние. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжа-
лась своими владениями - судя по имеющимся данным, зем-
лю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать.
В этот период появляется тенденция к превращению владе-
ний в частную земельную собственность, хотя формально
во владении землей сохраняется зависимость от воли ца-
ря. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей,
происходит превращение права крупных рабовладельцев на
владение землей в право собственности на землю. Большую
роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное
землепользование. Сохранилась упомянутая выше система
"колодезных полей". В целом земледельцы (нунфу) влачили
жалкое существование. Многие из них переходили в разряд
безземельных арендаторов. В самом низу общественной
лестницы находились рабы, число которых увеличивалось
за счет военнопленных, завоеванного мирного населения,
государственных преступников. При этом возрастало число
частных рабов. Рабский труд широко использовался в раз-
личных отраслях хозяйства. Государственный строй. Вер-
ховная власть находилась в руках наследственного царя
(вана). В царстве Чжоу существовала дворцовая система
управления: дворцовые служащие являлись одновременно и
должностными лицами. Она включала в себя большое коли-
чество чиновников, имеющих самую разнообразную компе-
тенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, на-
чальник царского архива, хранитель царской сокровищни-
цы, чиновник, следящий за ритуалом, и т.д. Государс-
твенный аппарат складывался из приближенных личных слуг
вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник
(сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был гла-
вой административного аппарата и ближайшим помощником
вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) де-
лились натри разряда: старшие, средние, младшие. По
преданию, царь Чэн ван (1115-1079 до н.э.) осуществил
организацию и укрепление государственного аппарата.
Главными советниками царя являлись "три гуна": "великий
наставник", "великий учитель" и "великий покровитель"
(из их числа назначался сян). Кроме того значительную
роль в государстве играли три управителя: один ведал
культом, другой возглавлял ведомство общественных работ
(в его ведении находились земельный фонд и ирригацион-
ная система), третий ("великий начальник лошадей") уп-
равлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу
играли жрецы и гадатели. Существовали должности верхов-
ного жреца и "великого гадателя".
Армия не была полностью постоянной. Она состояла из
двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения,
собираемого во время войны. Централизованного государс-
тва в течение всего периода Чжоу не существовало, и в
непосредственном управлении вана находилась лишь сто-
личная область. Остальная территория страны управлялась
владетельными князьями - чжухоу. В данный период окон-
чательно установилась созданная еще в эпоху Инь иерар-
хическая система княжеских титулов, состоявшая из пяти
категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали
свою территорию из рук чжоуского царя и были обязаны
являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркива-
ло их зависимость от царя. Территория княжества дели-
лась на более мелкие административные единицы, сложив-
шиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей
административно-территориальной единицей являлась сель-
ская община. Судя по имеющимся данным, устройство сель-
ских общин было неодинаково в различных княжествах. На-
иболее типичным было следующее: пять семейств составля-
ли соседскую общинулинь, пять таких общин составляли
деревню- ли, четыре ли образовывали "клан" цзу, пять
цзу составляли группу - дан, пять дан составляли округ-
чжоу, пять чжоу образовывали сян. Во главе сяна стоял
управитель - цин. Самой низшей была административная
должность старосты сельской общины. В IX в. до н.э. ос-
лабляются связи центральной власти с правителями зави-
симых княжеств. Правители княжеств прекращают свои при-
езды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации
влечет недовольство народных масс. Неудачные войны с
кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу.
Страна распадается на ряд самостоятельных государств.
Чжоуские цари превратились в правителей небольшого вла-
дения - Восточного Чжоу. Период Восточного Чжоу харак-
теризуется крупными изменениями в экономической и поли-
тической жизни страны. Развитие ремесел и торговли
обусловливает возрастание роли купечества в обществен-
ной жизни. Происходит утрата наследственной рабовла-
дельческой знатью своих родовых земельных владений, ко-
торые переходят в руки военачальников, служилых людей,
купцов. Это приводит к упадку наследственного землевла-
дения родовой аристократии и укреплению частной собс-
твенности рабовладельцев на землю. В руках служилой
знати сосредоточиваются значительные земельные владе-
ния. Крупное землевладение образуется не только за счет
пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и
за счет насильственных захватов сильными у более сла-
бых.
Развитием крупного землевладения отмечен и следующий
период в истории Китая - период Чжаньго ("воюющих
царств"). Одновременно разрушается общинное землевладе-
ние старого типа (системы "колодезных полей"). Один из
первых ударов по общинному землевладению был нанесен
введением земельного налога: вместо обработки общинных
полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей
земли. С момента уничтожения монархии Западного Чжоу
единого государства не существовало. Страна распалась
на множество самостоятельных государств, которые вели
между собой ожесточенную борьбу; в процессе ее более
слабые государства поглощались более сильными. В IV в.
до н.э. происходит усиление царства Цинь, которое выхо-
дит победителем из борьбы с другими царствами и в III
в. до н.э. основывает новое Циньское царство.
3.Государство Цинь
Созданию сильного централизованного
государства Цинь способствовали реформы Шан Яна-санов-
ника Циньского- государства. Эти реформы заключались в
следующем. Была узаконена свободная купля-продажа зем-
ли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад
общины также ускорял закон о принудительном дроблении
больших семей. В целях централизации государства было
проведено новое административное деление по территори-
альному принципу. Изменилась система взимания налогов:
новый налог определялся количеством обрабатываемой зем-
ли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано
18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы
ознаменовали переход к развитому рабовладельческому го-
сударству. Жизнь в государстве подчинялась общим прави-
лам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил
меры веса и длины, утвердил обязательные для всех зако-
ны, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по
единому образцу. Строгое соблюдение законов считалось
первостепенным условием порядка в стране. Сильное цент-
рализованное государство Цинь сумело подчинить себе ос-
тальные китайские государства, и в результате была об-
разована огромная империя. Главой государства был импе-
ратор (хуанди). В его руках сосредоточивалась вся пол-
нота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Управление империей осуществлял разветвленный государс-
твенный аппарат, в состав которого входили десятки ты-
сяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли ле-
вый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов
были секретари. К высшим государственным чиновникам от-
носились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший
культом предков императора, чинов-
ник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль
в деятельности государственного аппарата играли импера-
торские советники. После завоевания древнекитайских
царств в империи были проведены административная, аг-
рарная, финансовая и военная реформы по образцу реформ
Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огром-
ную территорию разделили на 36 областей, которые в свою
очередь делились на уезды, уезды - на волости, а волос-
ти - на тин (низшая административная единица). Во главе
каждой области стояли два управителя - представители
военной и гражданской власти, которые назначались из
столицы и в любой момент могли быть смещены императо-
ром. Прежняя аристократия была поставлена под строжай-
ший надзор имперских чиновников. Старые аристократичес-
кие титулы были уничтожены. Критерием знатности стали
богатство и государственные заслуги. Были введены очень
суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Чинов-
ники в своей деятельности руководствовались твердо ус-
тановленными едиными законами. Государственный аппарат
этого периода отличался громоздкостью, сложностью, на
службе состояла огромная масса чиновников. Проведенные
реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких
социальных противоречий вспыхивали восстания, наиболее
мощное из которых в 209 г. до н.э. привело к гибели
диньской монархии. К власти пришла новая династия -
Ханьская.
4. Государство Хань
Основателем новой ди-
настии был сельский староста Лю Бан, один из руководи-
телей восстания. В начале своего правления он осущест-
вил ряд реформ, направленных на смягчение положения ра-
бов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен
поземельный налог и т.д.). Однако эти реформы не оста-
новили роста рабовладения и крупного частного землевла-
дения - основных причин, порождающих социальные проти-
воречия. Положение народных масс спустя некоторое время
вновь ухудшилось. В конце I в. до н.э. императором
Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и
земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли
больше 138 га, рабов - от 30 до 200 в зависимости от
социального положения собственника. Структура централь-
ного и местного государственного аппарата осталась
прежней. Стремления царской власти были направлены па
централизацию страны. Этому способствовало новое адми-
нистративное деление Китая. Страна была поделена на 13
крупных округов, возглавляемых наместниками императора-
окружными ревизорами,
осуществлявшими контроль за местной администрацией.
Увеличилось число областей, округов, уездов. Во главе
областей и уездов стояли три назначаемых из центра чи-
новника: правитель и его помощники по гражданским и во-
енным делам. Деятельность местной администрации контро-
лировалась инспекторами из центра. Более решительная
попытка смягчить классовые противоречия реформами свер-
ху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н.э. со-
вершил дворцовый переворот и захватил власть. В 9 г.
н.э. он провозгласил себя императором "новой" династии
и объявил о намерении проводить политику решительных
реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуциан-
цы. Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась
купляпродажа земли, все земли были объявлены "царски-
ми"; одновременно восстанавливалась древняя система об-
щинного землевладения. Была запрещена купля-продажа ра-
бов. Но ведя борьбу против частного рабовладения, Ван
Ман не только не сделал попыток ограничить государс-
твенное рабовладение, но пытался обосновать законное
право государства владеть рабами. Численность государс-
твенных рабов увеличилась. Из них стали формировать ар-
мии. Неоднократно проводились денежные реформы, введены
новые налоги, учреждены особые управления, которые
должны были регулировать рыночные цены и регламентиро-
вать ссудный процент. Все это способствовало сосредото-
чению всех источников доходов, в частности, значитель-
ной части ссудных операций в руках государства. Ван Ман
стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую
империю. Был увеличен государственный аппарат, установ-
лена продажа должностей. Государственные служащие для
занятия должности сдавали экзамен, причем они должны
были в совершенстве знать учение Конфуция. Эти меры
подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати
и обеспечивали доступ к государственному управлению
разбогатевшим купцам, ремесленникам, незнатным землев-
ладельцам. За нарушение "новых законов" были введены
суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены
или превращены в государственных рабов. Но реформы Ван
Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а,
напротив, углубили и обострили классовые противоречия,
привели к разрушению экономики страны. Доведенное до
отчаяния население в 18 г. н.э. подняло восстание, из-
вестное под названием восстания "Краснобровых". В пери-
од успехов к восставшим примкнули представители сверг-
нутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восста-
новить свою власть. В 23 г. н.э. ханьская династия.
вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения
Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Су-
щественные изменения произошли в государственном аппа-
рате. Функции по управлению страной были разделены меж-
ду пятью ведомствами, при императоре создан высший со-
вещательный орган - императорский совет. Во второй по-
ловине II в. н.э. борьба политических группировок при-
вела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная
система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восста-
ние "Желтых повязок" охватило страну. Оно было подавле-
но ценой огромного напряжения сил - погибла значитель-
ная часть населения, запустели земли, были разрушены
некоторые крупные города. В результате мощных ударов
восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она
распалась на три царства.
5. Основные черты права Древнего Китая
Если верить преданиям, уже в Х в. до
н.э. чжоуским Му-ваном было разработано уложение о на-
казаниях. Эта кодификация насчитывала якобы 3000 ста-
тей. В Уложении говорилось о смягчающих и отягчающих
обстоятельствах, различались неосторожные и умышленные
деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой
запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде
всего нормы обычного права. Период Чжаньго отмечен бур-
ным развитием законодательной деятельности. В идеологии
этого времени господствовали два течения, оказавшие
большое влияние на развитие права: конфуцианство и ле-
гизм. Философское учение конфуцианства признавало пре-
обладающее значение норм морали над нормами права,
отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напро-
тив, придавая большое значение правовым нормам, пыта-
лись распространить их действие на все случаи жизни,
проповедовали равенство всех перед законом, неотврати-
мость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного
государства. Одним из ведущих представителей этой школы
Лу Куем была написана "Книга законов", рассматривавшая
различные преступления и наказания. Конец рабовладель-
ческого периода в истории Китая отмечен многочисленными
сборниками права. Право собственности. В периоды Инь,
Западного Чжоу земля считалась собственностью вана, на
полученные в дар земли приближенные имели лишь право
пользования. В период Западного Чжоу намечается тенден-
ция к превращению владений в частную собственность. С
середины I в. до н.э. в ряде царств стали совершаться
торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсив-
ным развитием
частнособственнического землевладения за счет перерасп-
ределения земельного фонда и перехода его в руки новой
знати. Помимо земли важнейшим объектом права собствен-
ности были рабы. В период Инь рабы находились на поло-
жении скота. Они считались государственной собствен-
ностью и, хотя находились во владении частных лиц, куп-
ли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал возможен
обмен, покупка раба. В V-Ш вв. до н.э. существовали две
категории рабов: государственные и частные, причем
частное рабовладение играет все большую роль. Для пери-
ода Цинь характерна широкая и свободная торговля раба-
ми. Обязательства. Древнекитайскому праву были известны
различные виды договоров. Одним из первых является до-
говор мены, который постепенно по значимости уступает
место договору куплипродажи. При совершении торговых
сделок требовалось заключение договора в письменной
форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно ши-
рокое распространение получил договор дарения: земли,
рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период
Чжоу был известен договор займа, развивается ростовщи-
чество. Договор займа оформлялся долговой распиской.
Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача
письменных обязательств. Развитие договора займа приве-
ло к появлению долгового рабства. В V-Ш вв. до н.э. до-
вольно часто заключался договор аренды земли. К III в.
до н.э. относятся сведения о договоре личного найма.
Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характер-
на большая патриархальная семья с абсолютной властью
отца, с многоженством, культом предков. Женщина пол-
ностью зависела от власти мужа, личного имущества не
имела, права женщин в наследовании были ограничены.
Брак заключали родители. Уголовное право и процесс. Пе-
речень преступлений, называемых источниками, огромен. В
эпоху Чжоу насчитывалось 3 000 различных преступлений.
Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные
(шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личнос-
ти (убийство, нанесение телесных повреждений), против
собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воин-
ские (неявка к установленному сроку на место сбора,
непроявление мужества воином). Как преступления расс-
матривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое
влекло за собой смертную казнь. Длительное время су-
ществовала кровная месть. В условиях обострения классо-
вой борьбы этот обычай вытесняют система телесных нака-
заний и широкое применение смертной казни, осуществляе-
мой непосредственно органами государственной власти.
Виды наказаний в различные периоды незначительно отли-
чались друг от друга. В Иньском государстве применялось
битье палками, отрезание носа. поджаривание на огне,
разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапыва-
ние живым в землю, отрубание руки, ноги, выкалывание
глаз. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены пять
основных наказаний: "мосин" (клеймо тушью на лице) при-
менялось за 1 000 различного рода провинностей; "исин"
(отрезание носа) - также за 1 000 различных провиннос-
тей; "фэйсин" (отрезание ног) - за 500 провинностей;
"чужин" (кастрация для мужчин и превращение в ра-
бынь-затворниц женщин)- за 300 провинностей; "данисин"
(отрубание головы) - за 200 провинностей. Кроме пере-
численных в кодексе наказаний указаны битье палками,
удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно
было откупиться. Во времена Цинь устрашение окончатель-
но становится основной целью наказания. Широко применя-
ется смертная казнь в самых разнообразных видах. Суд не
был отделен от администрации, судебные функции выполня-
ли многочисленные представители государственного аппа-
рата. Верховным судьей являлся император. На местах су-
дили представители местной администрации. Имелись чи-
новники, обязанные разыскивать преступников, вести
борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица,
приводившие в исполнение судебные решения. В периоды
Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительносостяза-
тельный характер. В случаях совершения преступлений ра-
бами имели место элементы розыскного процесса. Позднее
этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состя-
зательный.
К титульной странице
Вперед
Назад
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 629 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!