Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2. Фонологические школы в России



Мы предваряем описание фонетической системы русского языка сведениями по истории фонологии, поскольку в таком ракурсе изложения устройство фонетической и фонологической системы русского языка будет более понятным.

Представляется важным проследить эволюцию фонологических идей и концепций как непрерывный лингво-гносеологический процесс, но начать эту главу, естественно, следует с изложения взглядов родоначальника фонологии как науки И.А.Бодуэна де Куртенэ, польского гражданина Российской империи, основателя Казанской лингвистической школы, профессора Казанского, Петербургского, Дерптского (Тартуского), Варшавского университетов. Среди выдающихся открытий Бодуэна следут назвать формулирование понятия морфемы, а также открытие нуля в языке (нулевой морфемы).

Итак, в основание фонологической науки в целом ложатся взгляды родоначальника фонологии как лингвистической дисциплины - И.А.Бодуэна де Куртенэ. Важным вкладом в осмысление идей первооткрывателя фонемы является сборник статей “И.А.Бодуэн де Куртенэ” [387], а также книга Т.С.Шарадзенидзе “Лингвистическая теория И.А.Бодуэна де Куртенэ и ее место в языкознании 19-20 веков” [338]. В них основательно рассмотрена общелингвистическая концепция Бодуэна, ядром которой являлось учение о фонеме. Уже во второй половине 20 века в России под редакцией А.А.Леонтьева и в США под редакцией Э.Станкевича изданы двухтомники избранных работ Бодуэна.

Учению Бодуэна о фонеме посвящена обширная литература, в которой в конечном счете решается задача осмысления фонологии в целом. Назовем наиболее известные труды, такие как теоретико-хрестоматийный том А.А.Реформатского “Из истории отечественной фонологии” [272], главу “Возникновение понятия фонемы” А.А.Леонтьева [194], фонологическую главу В.И.Постоваловой в академическом четырехтомнике “Общее языкознание” под редакцией Б.А.Серебренникова [250], статью В.А.Виноградова в “Лингвистическом энциклопедическом словаре” [58], книгу Г.В.Воронковой “Проблемы фонологии” [62], статью Р.О.Якобсона “Казанская школа польской лингвистики и ее место в мировом развитии фонологии” [429], статью З. Штибера [350] и многие другие.

Итак, как же возникло понятие о фонеме? Сам термин «фонема» был использован Ф. де Соссюром в его знаменитой книге «Курс общей лингвистики», но трактовался этот термин Соссюром в полном соответствии с понятием звука. Другими словами, разницы между звуком и фонемой и как следствие между фонетикой и фонологией Соссюр совсем не видел и не предполагал, что она существует. Воспользовавшись по совету Н.В.Крушевского термином Ф.де Соссюра “фонема”, И.А.Бодуэн де Куртенэ вложил в него свое оригинальное и неединственное содержание. Думается, что в основе расслоения понятия фонемы у Бодуэна лежат прежде всего лингво-философские факторы, которые мы склонны усматривать в имплицитной (скрытой, неосознанной и подспудной) ориентации Бодуэна на разные лингвистические объекты, в результате Бодуэн обнаружил разные фонемы – фонему языка говорящего, фонему языка слушающего, фонему национального языка общества и даже фонему гипотетического языка некоей совокупности родственных наций (например, Бодуэн планировал рассматривать современный восточно-славянский язык как единый объект, для этого случая понадобилось бы особое определение фонемы).

Итак, в ХХ веке были созданы три фонологические школы, основывающиеся на фонологических воззрениях И.А.Бодуэна де Куртенэ. В.Н.Белозеров усматривает следующие мотивы для формирования этих школ: “Фонология у московских лингвистов фактически развивалась в связи с обоснованием правописания как нормы письменной фиксации речи”, в то время как в теории санкт-петербургских фонологов “фонема представляет собой единицу психоакустическую, максимально приближенную к звуковой материи и минимально связанную с семантико-грамматическим уровнем языка” [Белозеров, с.7]. Потребность изучения европейских языков в целях преподавания их в качестве иностранного определила специфику Пражской школы, которая состоит “в выделении различительных и неразличительных признаков звуковой речи, в описании нейтрализации и синкретизма, т.е. тех явлений, которые являются либо самыми необходимыми, либо самыми трудными для усвоения в фонетике чужого языка”. Далее В.Н.Белозеров пишет: “Оказалось, что все единицы, в рамках указанной теорий, необходимы для языкового механизма с достаточно сложной звуковой структурой (например, для русского)” [Белозеров, с.8]. С этим выводом трудно не согласиться, однако глубинные мотивы создания фонологических школ, которые подробно разрабатывали разные аспекты теории фонемы, предложенные И.А. Бодуэном де Куртенэ, сводятся, на наш взгляд, совсем к другому, - а именно: мотивирующим моментом была имплицитная или эксплицитная ориентация отцов-основателей этих школ на разные объекты, из которых извлекалась фонема при описании. Так, фонема языка общества – это прерогатива Московской школы, фонема языка говорящего индивида – прерогатива Петербургской школы. В свою очередь, фонема языка слушающего и языка общества одновременно – это прерогатива Пражской школы.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 951 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...