Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Министерство образования и науки 22 страница



В хобот —нос

Г слон —олененок

Д зубы —копыта

А певец —ария

Б сопрано —бас

В соната —опера

Г солист —баритон

Д соло —песня

А виселица —обезглавить

Б веревка —удушить

В пират —король

Г расстрелять —пистолет

Д помиловать —угощение

А куст —малина

Б пальма —ананас

В лес —заросли

Г яблоня —медведь

Д яблоко —куст

А зеленый —твердый

Б сладкий —хрупкий

В суп —мусор

Г стручок —орех

Дсемена —панцирь

Практические задания 461

конина

корова

X предложение

предложение

А бык —свинина

Б хлев —стойло

.В говядина —лошадь

Г стадо —конница

Д седло —жаркое

А заманчивый —лестный

Б текст —страница

В слово —абзац

Г предлог —залог

Д фраза —рассмотрение

Инструкция. Посмотрите на эти слова. В левой колонке написа-

ны пропорции, в которых недостающие слова обозначены как Хи

Y. Подумайте и выберите среди предложенных для ответа слов из

правой колонки пару, которая подходит к данной пропорции. По-

мните, что только одна пара из предложенных вариантов является

правильным ответом.

Проведение теста. Все пропорции предъявляются одновремен-

но. Ответы не проговариваются вслух, но нужные слова подчерки-

ваются.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных об-

ращается внимание только на количество правильных ответов.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — О баллов. В норме нужно набрать 10—1 баллов.

Т е с т Г и л ф о р д а ≪К р у ж к и≫

Стимульный материал. На листе белой бумаги расположен

21 кружок (3 ряда по 7 штук в каждом).

Инструкция. Посмотрите на эти кружки. Вам надо дорисовать

каждый из них так, чтобы получилась какая-то картинка. Труд-

ность заключается в том, что эти картинки должны быть связаны

между собой и служить иллюстрацией какого-то рассказа, сюжет

которого разворачивается в той же последовательности, в кото-

рой расположены картинки на бумаге.

Проведение теста. После инструкции дается лист бумаги с нане-

сенными на ней кружками и простой карандаш. Время работы не

должно превышать 15—0 мин. После окончания рисования испы-

462 Часть II. Психология

туемого просят дать название рассказу и передать (или записать)

его содержание. При рассказе он должен опираться на сделанные

рисунки, которые являются своеобразной схемой рассказа. Если

какой-то кружок пропущен, необходимо указать на эту ошибку и

дать возможность исправить ее по ходу дела.

Анализ результатов. Оценка рисунков (образная креативность).

При интерпретации полученных данных обращают внимание на

беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость

связывается с общим количеством ответов (например, дается не

одно, а 2— возможных варианта рисунка). Максимальное количе-

ство баллов —3, минимальное —0 (при отказе). Гибкость оценивает-

ся по количеству использованных категорий в содержании рисун-

ков (например, рисуют только людей, или и людей, и животных, и

разнообразные предметы). Отказ от задания —0 баллов, а макси-

мальное количество баллов —3 (при использовании нескольких ка-

тегорий). Оригинальность разных категорий оценивается следующи-

ми баллами: 1 —животные, пища, транспорт; 2 —игрушки, человек;

3 —герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 —мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника; 6 —предметы туалета, светильники, музыкаль-

ные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности оценивается и сам

характер рисунка. При отказе рисовать, воспроизведении тождест-

венного контура рядом или внутри основного круга —0 баллов. До-

рисовывание с минимальным количеством линий, при котором

обыгрывается традиционное использование контура (солнышко,

шарик, рамка) —1 балл. Рисунок состоит из дополнительных эле-

ментов, соединенных с основным контуром —2 балла. Основной

контур является частью других предметов или их деталью (включе-

ние) —3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает

некоторое действие —4 балла. Рисунок включает в себя несколько

персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая под-

чинена одному смысловому центру, связанному с основным конту-

ром, —5 баллов.

В норме испытуемые должны набрать 6— баллов, получив по

1— балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3— балла за ха-

рактер рисунка. Эта нормативность не зависит от возраста. При

большом количестве баллов (от 11 и выше) можно говорить, о вы-

соких творческих способностях человека, его одаренности. Люди,

набравшие меньше 2— баллов, фактически не обладают творче-

Практические задания 463

скими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуаль-

ный уровень.

Рассказ (вербальная креативность) также оценивается и по по-

казателям гибкости, беглости и оригинальности, и по общему со-

держанию. При отказе —0 баллов. При отсутствии цельного рас-

сказа, который заменяется словесным пересказом отдельных ри-

сунков-кружочков —1 балл. При наличии нескольких, не связанных

эпизодов, объединяющих в единое целое несколько рисунков — 2 балла. Использование заимствованного сюжета (известного рас-

сказа, сказки), который связывает рисунки во всех кружках, оцени-

вается в 3 балла. Оригинальный сюжет, объединяющий все рисун-

ки —4 балла.

Количество баллов, набранных при подсчете вербальной и об-

разной креативности, не суммируется, они оцениваются отдельно

и их показатели сравниваются между собой.

А н к е т а Шмишека

Стимульный материал.

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?

2. Обидчивы ли вы?

3. Случалось ли вам когда-либо быстро заплакать?

4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делае-

те, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?

5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детстве?

6. Может ли ваше настроение изменяться от ликующей радости

до глубокой печали?

7. Находитесь ли вы в компаниях в центре внимания?

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований на-

ходитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не

хотите разговаривать?

9. Серьезный ли вы человек?

10. Можете ли вы сильно воодушевиться?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Быстро ли вы забываете обиду?

13. Мягкосердечный ли вы человек?

14. Пытаетесь ли вы после того, как опустили письмо в почто-

вый ящик, проверить не застряло ли оно?

15. Всегда ли вы добросовестны в работе?

464 Часть П. Психология

16. Боялись ли вы в детстве грозы или собак?

17. Считаете ли вы других людей малопедантичными?

18. Сильно ли ваше настроение зависит от жизненных событий

и переживаний?

19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?

20. Бывает ли ваше настроение чаще всего подавленным?

21. Были ли у вас истерические припадки или истощение нерв-

ной системы?

22. Склонны ли вы к состоянию сильного внутреннего беспо-

койства или страстным стремлениям?

23. Трудно ли вам длительное время просидеть на одном месте?

24. Боритесь ли вы за свои интересы, когда кто-либо поступает

с вами несправедливо?

25. Смогли бы вы убить человека?

26. Очень ли вам мешает неровно постланная скатерть или косо

повешенная занавеска? Устраняете ли вы сразу эти недостатки?

27. Боялись ли вы в детстве оставаться один(на) в квартире?

28. Часто ли у вас без причин меняется настроение?

29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?

. 30. Быстро ли вы можете разгневаться?

31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?

32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством ра-

дости?

33. Подходите ли вы для проведения увеселительных меро-

приятий?

34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мне-

ние по тому или иному вопросу?

35. Влияет ли на вас вид крови?

36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с боль-

шой ответственностью?

37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступи-

ли несправедливо?

,•38. Трудно ли вам спускаться в темный подвал?

39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу также мед-

ленно и тщательно, как и любимое вами дело?

40. Являетесь ли вы общительным человеком?

41. Охотно ли вы в школе читали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?

Практические задания 465

44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так

изматывали вам нервы, что вы не ходили на работу (в институт)?

45. Можно ли сказать, что вы и в неудачах не теряете чувства

юмора?

46. Делаете ли вы шаг к примирению, если вас кто-либо ос-

корбит?

47. Любите ли вы животных?

48. Уйдете ли вы из института, с работы или из дома, если у вас

там что-нибудь будет не в порядке?

49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или ва-

шими родственниками может случиться какое-нибудь несчастье?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли вам выступить на сцене перед большой аудито-

рией?

52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если кто-ли-

бо умышленно вас грубо рассердит?

53. Много ли вы общаетесь?

54. Если вы будете чем-либо разочарованы, то придете ли вы в

отчаяние?

55. Нравится ли вам организаторская работа?

56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, если на пути встре-

чаются препятствия?

57. Может ли вас так захватить кинофильм, книга и т.п., что

слезы выступят на глазах?

58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышля-

ли над своим будущим или какой-либо проблемой?

59. Приходилось ли вам в школе пользоваться подсказкой или

списывать домашнее задание?

60. Трудно ли вам пройти ночью через кладбище?

61. Следите ли вы внимательно за тем, чтобы каждая вещь в

доме лежала на своем месте?

62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а

проснуться в удрученном и еще несколько часов находиться в нем?

63. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

64. Страдаете ли вы головными болями?

65. Часто ли вы смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливы с людьми, не открывая

своего истинного отношения к ним?

67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?

30 - 4455

466 Часть П. Психология

68. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?

69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?

70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем

как уйти, выключены ли приборы, заперта ли дверь и т.п.?

71. Пугливы ли вы?

72. Бывает ли, что вы чувствуете себя ≪на седьмом небе≫, хотя

объективных причин для этого нет?

73. Охотно ли вы участвовали в детстве или в юности в кружке

художественной самодеятельности, драмкружке и т.п.?

74. Тянет ли вас иногда вдаль?

75. Находите ли вы будущее пессимистичным?

76. Может ли ваше настроение изменяться от высочайшей ра-

дости до глубокой тоски за короткий промежуток времени?

77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской ком-

пании?

78. Долго ли вы злитесь?

79. Сильно ли вы переживаете, если у другого человека случи-

лось горе?

80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист тетра-

ди, если вы поставили на нем кляксу, сделали ошибку и т.п.?

81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторож-

ны, чем доверчивы?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Возникала ли у вас мысль против воли прыгнуть с моста

или под приближающийся поезд (но не как попытка самоубий-

ства)?

84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?

85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных мыслей

и не думать о них постоянно?

86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?

87. Предпочитаете ли вы во время беседы молчать (да) или вы

словоохотливы (нет)?

88. Смогли бы вы, если бы пришлось играть в спектакле, с пол-

ным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о

себе?

Ключ к а н к е т е

Гипертимная акцентуация

Да - 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

Практические задания 467

Коэффициент —3

Боязливая (тревожная, психастеническая) акцентуация

Да- 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

Н е т - 5

Коэффициент —3

Дистимная акцентуация

Да - 9, 20, 43, 75, 87

Нет - 31, 53, 65

Коэффициент —3

Педантическая акцентуация

Да - 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

Нет - 36

Коэффициент —2

Возбудимая акцентуация

Да - 8, 22, 30, 42, 52, 64, 74, 86

Коэффициент —3

Эмотивная (сензитивная) акцентуация

Да- 3,13, 35, 46, 47, 78

Нет - 25

Коэффициент —3

Застревающая акцентуация

Да - 2, 15, 24, 34, 36, 56, 68

Нет - 37

Коэффициент —3

Демонстративная (истероидная) акцентуация

Да - 7, 19, 21, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

Нет - 51

Коэффициент —2

Циклотимная акцентуация

Да - 18, 28, 40, 50, 62, 72, 76, 84

Коэффициент —3

Экзальтированная акцентуация

Да - 6, 10, 32, 54, 57, 69

Коэффициент —4

Просуммируйте количество баллов по каждой акцентуации, ум-

ножьте на данный коэффициент, а затем разделите полученное

число на 100. Таким образом, вы получите процентное соотноше-

ние каждого вида акцентуации в вашем характере.

30*

468 Часть II. 1 [сихология

Н е с у щ е с т в у ю щ е е ж и в о т н о е

Инструкция. Нарисуйте несуществующее животное, т.е. такое,

которого нет в реальной жизни.

Проведение теста. Испытуемым предлагается лист белой бумаги

и простой карандаш. После начала работы экспериментатор, как и

в других личностных тестах, не вмешивается в ее процесс. После

окончания работы можно задать несколько вопросов: ≪Как зовут

это животное? С кем оно живет? С кем дружит? Чем питается?≫ От-

веты фиксируются.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание на раз-

мер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигу-

ры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой (чем

больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение

на листе бумаги —с уровнем притязаний. Расположение в верхней

трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа —о

средних, а в нижней трети —о заниженных притязаниях. Большое

значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением

на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно боль-

шой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое распо-

ложение говорит об уверенности человека в себе, но не идеализа-

ции, стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую

оценку, но не любой ценой.

Животное большого размера, размещенное в верхней части ли-

ста свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях на

высокую оценку окружающих, на лидерство, хотя эти притязания и

не всегда оправданны. Если рисунок еще и очень украшен (украше-

ния на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о де-

монстративности данного человека, т.е. о том, что он стремится

обратить на себя внимание любой ценой. Если такие люди не могут

получить высокий статус, не являются лидерами группы, они ста-

новятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только

для того, чтобы заставить говорить о себе.

О неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполно-

ценности говорят рисунки, в которых маленькая фигурка животно-

го помещается в самом низу листа. Такие люди нуждаются в добро-

желательном отношении окружающих, поощрении, которое необхо-

димо для того, чтобы они почувствовали уверенность в своих силах.

О наличии внутриличиостного конфликта можно говорить в

том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем

Практические задания 469

притязаний. На рисунках таких людей маленькая фигурка может

располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигу-

ра нарисована в самом низу. Высокое нервное напряжение, трево-

га и агрессия в этом случае связаны с отсутствием идентичности,

цельности Я-концепции. При этом люди, у которых небольшая фи-

гура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу

(иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведени-

ем, конфликтностью. Такой вид агрессии называется агрессией от

тревоги и является весьма распространенным как у детей, так и

взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неуме-

ние, некомпетентность и неуверенность.

Люди, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, увере-

ны в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность по-

казывать. Это, как правило, встречается у людей, получивших авто-

ритарное воспитание, либо тех, кто по различным причинам не хо-

чет проявить свои способности и притязания.

При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размеще-

ние фигуры по горизонтали. Фигура, сдвинутая влево (так же как и

смотрящая налево) может говорить об инфантильности человека,

его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с

чрезмерными требованиями к нему, так и с серьезными проблема-

ми, трудностями, встречающимися в настоящем. Фигура, сдвинутая

вправо (либо смотрящая направо) говорит о стремлении в будущее.

Хотя этот рисунок также говорит о том, что человек не очень удов-

летворен настоящим, такое стремление предпочтительнее стрем-

ления в прошлое.

Большое значение имеет и преобладание в нарисованной фигу-

ре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по верти-

кали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преоблада-

ние горизонтальных линий —наоборот, о уверенности, агрессив-

ности, стремлении к лидерству. Об агрессивности говорят и

нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ри-

сунки, на которых животное питается другими животными, людь-

ми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти рисунки ха-

рактерны для любой агрессии —и открытой, с стремлением к пре-

восходству, к лидерству, и защитной агрессии, появляющейся в

результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок цели-

ком, сопоставляя данные, полученные при анализе разных пара-

метров.

470 Часть //. Психология

Рекомендуется обращать внимание и на штриховку рисунков.

Так сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внут-

ренним напряжением человека, стремлением к высокой оценке,

лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом, часто выходя-

щая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении, но

свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нер-

возности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремле-

нием к защите, к любви и ласке, которых человеку не хватает.

Оценивается и содержание рисунков. Рисунки животных, име-

ющих панцирь, броню и т.п. говорят о желании спрятаться, уйти

от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для

замкнутых людей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так

и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгоро-

женностью самого человека, желанием уйти от общения, от любо-

пытства чужих людей. Такой рисунок может говорить и о недоста-

точной эмоциональности. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек,

имеющих крылья, часто связаны с желанием выйти из неприятной

ситуации, сложившейся в семье, в группе сверстников или на рабо-

те. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на

листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться

человек —в прошлое или в будущее. Появление антенн, проводов,

биноклей и т.п. часто связано с интересом к окружающему, к дру-

гим людям, стремлением наладить с ними связь.

Глоссарий

Адаптация —постоянный процесс активного приспособления челове-

ка к окружающей (прежде всего социальной) среде.

Аксиология —философское учение о ценностях; аксиологический — имеющий ценностное значение.

Активность —деятельностное состояние живых существ, являющееся

важнейшим условием их существования.

Алгоритм —предписание о выполнении в определенной последова-

тельности элементарных операций для решения любой задачи, принадле-

жащей к некоторому классу.

Амбивалентность чувств —двойственность, противоречивость несколь-

ких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Антропологизм —концепция, утверждающая взгляд на человека как на

высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого

дает ключ к ее тайнам.

Антропология —наука, всесторонне изучающая биологическую природу

человека.

Апперцепция —зависимость восприятия от прошлого опыта и от содер-

жания деятельности человека.

Архетип —центральное понятие аналитической психологии Юнга.

Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного

общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в кол-

лективном бессознательном.

Ассоцианизм —первая психологическая школа, возникшая в XVIII в.

Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассо-

циации.

Ассоциация —связь между психическими явлениями, при которой вос-

приятие одного из них влечет за собой появление другого.

Астения —состояние психической слабости, проявляющееся в повы-

шенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости на-

строения.

Бессознательное —совокупность психических процессов и состояний, в

существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает

себе отчета.

Биогенетический закон —закон, описывающий открытое немецкими ес-

тествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между эта-

пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологиче-

ского вида.

472 Часть //. Психология

Бихевиоризм —психологическое направление, отрицающее сознание как

предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Высшие психические функции —сложные, прижизненно формирующиеся

психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличи-

тельной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и про-

извольность.

Герменевтика —теория истолкования и понимания текста. Метод разъ-

яснения основывается на объективных основаниях (главным образом зна-

чении слов) и субъективных, т.е. переживаниях и намерениях авторов.

Гешталътпсихология —психологическое направление, выдвинувшее про-

грамму изучения психики с точки зрения целостных структур —гештальтов,

первичных по отношению к своим компонентам.

Глубинная психология (психоанализ) —ряд психологических школ, прида-

ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес-

сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же-

ланиям).

Гуманистическая психология —психологическое направление, признаю-

щее главным предметом исследования личность человека, рассматривае-

мую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации

и постоянному личностному росту.

Дедукция —вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья ко-

торой связаны отношением логического следования.

Детерминизм —закономерная и необходимая зависимость психических

явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм ис-

ходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и

состояний.

Дидактика —раздел педагогики, в котором излагаются теоретические

основы образования и обучения.

Душа —понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения

на психику животных и человека.

Знак —предмет или явление, служащее представителем другого пред-

мета или явления.

Идентификация —уподобление, отождествление с чем-либо или с

кем-либо.

Индивидуальный стиль деятельности —устойчивая, индивидуально-спе-

цифическая система психологических средств и способов выполнения де-

ятельности.

Индукция —логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее

общего характера к утверждению более общего характера.

Инновационная деятельность учителя —социально-педагогический фено-

мен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы норматив-

ной деятельности.

Инсайт —внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание су-

щественных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которо-

го достигается осмысленное решение проблемы.

Глоссарий 473

Интеллект —относительно устойчивая система умственных действий,

операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, на-

правленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и об-

раза-Я.

Интенциональность —направленность (устремленность) сознания на

предмет.

Интериоризация —формирование внутренних структур человеческой

психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в

виде сообщения или формы поведения.

Интуиция —способность непосредственного постижения истины. Ин-

теллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно

только на основе рассудка, разума.

Катарсис —эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внут-

реннего очищения, разрядки.

Когнитивная психология —психологическое направление, рассматриваю-

щее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Компенсация —возмещение, уравновешивание деятельности плохо раз-

витых или нарушенных психических функций путем использования высо-

коразвитых или сохраненных функций.

Креативность —творческие способности человека, проявляющиеся в

разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Мотив —побуждение к деятельности, связанное со стремлением к

удовлетворению потребности.

Надсознателъное —не поддающийся сознательному контролю и регуля-

ции уровень психики, связанный с решением творческих задач.

Научение —процесс и результат приобретения индивидуального опыта,

независимо от мотивации и способа этого приобретения —целенаправлен-

ного или стихийного.

Одаренность —качественно своеобразное сочетание способностей,

обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез ____________—процесс формирования основных структур психики инди-

вида в течение его детства.

Педагогика —наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая

цели и закономерности этих процессов.

Педология —комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориенти-

рованный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и

составления целостного представления о его жизни и психическом разви-

тии.

Персонализм —направление в психологии, созданное В. Штерном, счи-

тающее предметом исследования целостную личность как особую первич-

ную реальность.

Перцепция (восприятие) —процесс непосредственного и активного от-

ражения объектов.

Позитивизм —научное направление, доказывавшее, что источником ис-

тинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие

474 Часть II. Психология

объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер.

Познавательные {когнитивные процессы) —психические процессы, отра-

жающие различные стороны действительности в виде образов или пред-

ставлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются

при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инстру-

ментами познания окружающего мира, картина которого создается на

основе полученных познавательными процессами данных.

Психоанализ —метод исследования глубинных, бессознательных струк-





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 389 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.059 с)...