Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках 1 страница



АГНОСТИЦИЗМ

Отрицание познаваемости мира.

АКСИОЛОГИЯ

Учение о ценностях.

АНТРОПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ

Раздел философии, связанный с изучением проблемы человека.

АПРИОРИЗМ

Одна из особенностей теории познания И. Канта, согласно которой человек имеет априорные (доопытные) знания до начала познавательного процесса.

ВРЕМЯ

Форма бытия материи, характеризующаяся свойствами изменения и развития систем, длительностью и последовательностью смены состояний.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Учение о познании (теория познания).

ДЕДУКЦИЯ

От лат. deduction – выведение – метод познания, основанный на рассуждениях от общего к частному.

ДЕИЗМ

Философское учение, согласно которому мир создан Богом во всей его полноте и не нуждается в божественном присутствии и управлении.

ДИАЛЕКТИКА

Учение о движении, развитии, всеобщих связях и закономерностях.

ДУАЛИЗМ

Философское учение, согласно которому в основе мира находятся две равноправные субстанции – материальная и духовная.

ИДЕАЛИЗМ

Философское направление, сторонники которого за первооснову мира принимают некое идеальное (от слова «идея») - нематериальное,- начало (дух, слово, идею, Бога и т.д.). Может существовать в двух формах: объективного (признание объективно существующего идеального начала – мировой разум, абсолютная идея и т.д.) и субъективного (идеальное первоначало мира связано с субъектом - ощущения, воля, восприятие, сознание человека).

ИНДУКЦИЯ

От лат induction – наведение – это метод познания, основанный на обобщении отдельных знаний, полученных из опыта.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

Фаза социализации индивида, содержанием которой является усвоение социокультурных, моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.

КАТЕГОРИЯ

Всеобщее понятие, которым пользуется большинство наук. Например, движение, материя, развитие.

КВИНТЭССЕНЦИЯ

Сущность, основа.

КРЕАЦИОНИЗМ

Учение о сотворении мира Богом из ничего.

ЛИЧНОСТЬ

Сознательный индивид, который занимает определенное место в обществе, наделен соответствующими общественными функциями и обладает характерными социальными качествами.

ЛОГИКА

Наука о формах правильного мышления.

МАТЕРИЯ

Философская категория для обозначения объективной реальности.

МАТЕРИАЛИЗМ

Философское направление, представители которого признают первичность материи, природы, бытия по отношению к духу или сознанию.

МЕТАФИЗИКА

Способ мышления, рассматривающий мир вне развития и движения, игнорирующий всеобщую взаимосвязь явлений. В истории философии часто используется как синоним термина «философия».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Совокупность представлений, взглядов на мир и место в нём человека.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

ОБЩЕСТВО

В философском смысле часть объективной реальности, имеющая свои характерные черты, законы функционирования и развития.

ОНТОЛОГИЯ

Учение о бытии.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Процесс реализации творческих способностей человека, в результате которого происходит создание материальных и духовных ценностей, формирование общественных отношений.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Способность человека отвечать за свои поступки, то есть готовность отстаивать своё решение, свой выбор и понести наказание в случае наступивших отрицательных последствий.

ОТРАЖЕНИЕ

Атрибутивное свойство материи, проявляющееся как результат взаимодействия.

ПАНТЕИЗМ

Мировоззрение, максимально сближающее Бога с природой, вплоть до полного их отождествления.

ПАТРИСТИКА

Форма средневековой философской мысли, философия и теология отцов церкви.

ПОЗНАНИЕ

Деятельностное отношение человека к миру, в результате которого человек приобретает определённые знания.

ПРОСТРАНСТВО

Форма бытия материи, характеризующаяся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием.

РАЗВИТИЕ

Это процессизменения, который сопровождается целенаправленным накоплением информации с последующим ее упорядочением и структурированием.

РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Усвоение индивидом накопленного человеческого опыта, наличного природного и общественного бытия.

РАЦИОНАЛИЗМ

Направление в теории познания, считающее основойпознания разум.

СЕНСУАЛИЗМ

Направление в теории познания, с точки зрения которого главным источником достоверного знания являются органы чувств.

СИСТЕМА

Комплекс взаимодействующих элементов.

СОЗНАНИЕ

Высшая форма отражения, присущая человекукак социальному существу.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Процесс включения индивида в общественную жизнь, в деятельность различных коллективов и общностей людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раздел философии, изучающий общество.

СТРУКТУРА

Совокупность устойчивых отношений и связей между элементами, включающая общую организацию элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития.

СУБСТАНЦИЯ

Нечто неизменное, лежащее в основе вещей.

СЦИЕНТИЗМ

(от лат. «scientia» - наука). Мировоззренческая позиция, в основе которой находится абсолютизация научного знания, которое объявляется единственным источником истины.

СХОЛАСТИКА

Форма средневековой философской мысли, школьное направление в развитии науки, философии и теологии, основанное на церковных догматах.

ТЕОЦЕНТРИЗМ

Характерная особенность средневековой философской мысли, отражающая её направленность на Бога.

ЦЕЛЬ

Идеальная программа действий, акт сознания. Объективное направление действия, конечный результат определённого процесса.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Социокультурный тип общества, ядром которого являются духовные идеалы и ценности.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ

Процесс реализации человеческих способностей, внешнее обнаружение личностных качеств, умений и навыков.

ЭЛЕМЕНТ

Неразложимый при данном способе рассмотрения компонент системы.

ЭМПИРИЗМ

Направление в теории познания, считающее, что основой познания является чувственный опыт.


[1] В этой части учебного пособия использованы материалы из: Гайдукова, И.Б. Философия: учеб. Пособие. -Курск. гос. техн. ун-т. - Курск, 2006. 115-122.

[2] Впервые слово «торсионный» было использовано французским математиком Эли Картаном в работе, опубликованной в докладах Французской академии наук в 1913 г. Он был первым человеком, который совершенно определённо сказал: «В природе должны существовать поля, порождающиеся вращением». А вращение есть везде: планеты вращаются вокруг Солнца, ядро атома – вокруг своей оси, а вокруг ядра вращаются электроны. И поскольку на английском языке «вращать» – «torsion», то поля стали назвать «torsion fields» – торсионные поля.

[3] Девис, П. Суперсила. Поиски единой теории природы [Текст]/ П.Девис. М., 1989. - С.10-11.

[4] Стивен Хокинг Краткая история времени. От большого взрыва до черных дыр»: Амфора; СПб.; 2001. - Стр. 19-21. // Электронный ресурс: Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

[5] Гёте И. В. Фауст // Гёте Иоганн Вольфганг. Фауст. Лирика. М.: Худож. Лит-ра, 1986. С. 51.

[6] О развитии личности при слепоглухонемоте (Е. Келер, О.И. Скороходова, четверо выпускников факультета психологии МГУ) подробнее можно прочитать в книгах А.И. Мещерякова "Слепоглухонемые дети", О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир", в статье Э.В. Ильенкова "Становление личности: к итогам научного эксперимента"//Коммунист. – 1977. - № 2.

[7] Данные о теории космической эволюции приведены по материалам АиФ.

[8] Розанов В. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология русской религиозной философии. М: Мысль, 1994. С. 54.

[9] Розанов В. Там же. С.62.

[10] Камю А. Миф о Сизифе (эссе об абсурде) // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. С. 92.

[11] Гусейнов, А.А. Насилие / А.А.Гусейнов; Под ред. И.Т.Фролова. // Философский словарь. М.: Республика, 2001. С. 349.

[12] Госс Ж. Понятие ненасилия / Ж. Госс // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 19.

[13] Госс Ж. Понятие ненасилия / Ж. Госс // Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 24.

[14] Ганди М. Сатьяграха / М.Ганди // Ненасилие: философия, этика, полтика / Отв. ред. А.А.Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 168.

[15] Там же. С. 173–174.

[16] Кинг, М.-Л. Паломничество к ненасилию / М.-Л. Кинг // Ненасилие: философия, этика, полтика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: Наука, 1993. С. 175–187.

[17] Гросс-Майер, Х. Формы и методы групповых ненасильственных действий / Х.Гросс-Майер. // Ненасилие: философия, этика, политика. / Отв. Ред. А.А.Гусейнов. – М.: Наука, 1993. С. 80 – 87.

[18] Ильенков, Э.В. Философия и культура. М., 1991.

[19] Кроме внешних воздействий, воспринимаемых экстерорецепторами, нанервную систему человека воздействуют процессы, происходящие внутри его организма и воспринимаемые интерорецепторами. На этой основе возникают ощущения, отображающие эти внутренние процессы и называемые проприоцептивными (переводится как «ощущающий себя»). К ним относятся ощущения равновесия, двигательные ощущения и т.п.

[20] Поскольку органы чувств и разум работают почти постоянно, то для того, чтобы они «не мешали» интуиции, их необходимо «отключить». На Востоке такого добиваются путём медитации. Древние греки, например, Пифагор со своими учениками, также высвобождали «непосредственное знание», занимаясь медитацией.

[21] Локк Дж. Опыт о человеческом разумении.- Сочинения в 3 т. - М., 1985. Т. 1. - С. 81.

[22] Изложение материала дается по Гайдукова, И.Б. Философия [Текст]: учеб. пособие / И.Б. Гайдукова; Курск. гос. техн. ун-т. 2-е изд., испр. и доп. Курск, 2006. – С. 205-209.

[23] Айзенк, Г. Природа интеллекта – битва за разум [Текст]/ Г.Айзенк, Л. Кэмин. М., 2002.

Лекция 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках

1. Философия Возрождения

Начиная с XIV—XV вв. в странах Западной Европы происходит ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоя-

тельность по отношению к церкви приобретает не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название Ренессанс, т. е. Возрождение. В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Неверно было бы считать, что Средневековье совсем не знало античности или целиком ее отвергало. Уже говорилось, какое большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее — аристотелизм. В Средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку. Но при этом было сильное различие в отношении к античности в Средние века и в Возрождение. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если Средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в Средние века — Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Гуманизм и проблема индивидуальности

В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху

Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастают новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, — даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, — индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.

Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живописи и ваяния, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика — таков круг занятий, например, флорентийского художника и гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404—1472). В отличие от средневекового мастера, который принадлежал к своей корпорации, цеху и т. д. и достигал мастерства именно в этой сфере, ренессансный мастер, освобожденный от корпорации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои интересы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих знаний и умений.

Тут, впрочем, необходимо учесть еще один момент. Мы теперь хорошо знаем, сколько всевозможных практических навыков и умений должен иметь любой крестьянин — как в Средние века, так и в любую другую эпоху, — для того чтобы исправно вести свое хозяйство, причем его знания относятся не только к земледелию, но и к массе других областей: ведь он сам строит свой дом, сам приводит в порядок нехитрую технику, разводит домашний скот, пашет, шьет, ткет и т. д. и т. п. Но все эти знания и навыки не становятся у крестьянина самоцелью, как, впрочем, и у ремесленника, а потому не делаются предметом специальной рефлексии, а тем более демонстрации. Стремлению стать выдающимся мастером — художником, поэтом, ученым и т. д. — содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в Средние века — святых.

Эта атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии — во Флоренции, Неаполе, Риме. Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, этим традиционным центрам средневековой учености.

Человек как творец самого себя

Посмотрим теперь, чем возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Обратимся к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центре мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» [1].

1 История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. С. 507.

Это совсем не античное представление о человеке. В античности человек был природным существом в том смысле, что его границы были определены природой и от него зависело только то, последует ли он природе или же отклонится от нее. Отсюда и интеллектуалистский, рационалистический характер древнегреческой этики. Знание, по мнению Сократа, необходимо для нравственного действия; человек должен познать, в чем состоит добро, а познав это, он обязательно последует доброму. Образно говоря, античный человек признает природу своей владычицей, а не себя — владыкой природы.

У Пико мы слышим отзвуки учения о человеке, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь — не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испор-

ченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Апофеоз искусства и культ художника-творца

Такой силы, такой власти своей над всем существующим, в том числе и над самим собой, человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века. Ему не нужна теперь милость Бога, без которой, в силу своей греховности, он, как полагали в Средние века, не мог бы справиться с недостатками собственной «поврежденной» природы. Он сам — творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса.

Всякая деятельность — будь то деятельность живописца, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта — воспринимается теперь иначе, чем в античности и в Средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности (исключение составляла только государственная деятельность). Это и понятно: созерцание (по-гречески — «теория») приобщает человека к тому, что вечно, т. е. к самой сущности природы, в то время как деятельность погружает его в преходящий, суетный мир «мнения». В Средние века отношение к деятельности несколько меняется. Христианство рассматривает труд как своего рода искупление за грехи («в поте лица твоего будешь есть хлеб твой») и не считает больше труд, в том числе и физический, занятием рабским. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, а она во многом сродни созерцанию: это молитва, богослужебный ритуал, чтение священных книг. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои сугубо земные нужды, он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, — самого себя.

И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой (как постижением бытия), практически-технической деятельностью, которую именовали «искусством», и художественной фантазией. Инженер и художник теперь — это не просто «ис-

кусник», «техник», каким он был для античности и Средних веков, а творец. Отныне художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. В творении Бога, т. е. природных вещах, он стремится увидеть закон их построения. В науке такой подход мы находим у И. Кеплера, Г. Галилея, Б. Кавальери.

Ясно, что подобное понимание человека весьма далеко от античного, хотя гуманисты и осознают себя возрождающими античность. Водораздел между Ренессансом и античностью был проведен христианством, которое вырвало человека из космической стихии, связав его с трансцендентным Творцом мира. Личный, основанный на свободе союз с Творцом встал на место прежней — языческой — укорененности человека в космосе. Человеческая личность («внутренний человек») приобрела невиданную ранее ценность. Но вся эта ценность личности в Средние века покоилась на союзе человека с Богом, т. е. не была автономной: сам по себе, в оторванности от Бога человек никакой ценности не имел.

В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не столько в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем — открывшемся ему теперь в новом свете — теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскресении человека во плоти привело к той «реабилитации» человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает наивысшее выражение.

Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в Средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху

ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV—XVI вв. нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого пантеизм означает «всебожие». Хри-

стианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности. Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс (1493—1541), видят в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, которые находят свое проявление не только в строении и функциях живых существ — растений, животных, человека, ангелов и демонов, но и в неодушевленных стихиях. Парацельс устанавливает особую систему аналогий между различными органами человека и животных, с одной стороны, и частями растений, строением минералов и движениями небесных светил — с другой. Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята исходя из трех алхимических элементов — ртути, серы и соли; ртуть соответствует духу, сера — душе, а соль — телу. Подобно тому как в человеке всеми отправлениями тела «заведует» душа, точно так же в каждой части природы находится некое одушевленное начало — архей, а потому для овладения силами природы необходимо постигнуть этот архей; войти с ним в своего рода магический контакт и научиться им управлять.

Такое магико-алхимическое понимание природы характерно именно для XV—XVI вв. Хотя оно и имеет точки соприкосновения с античным представлением о природе как целостном и даже одушевленном космосе, но существенно отличается от этого представления своим активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил. Не случайно натурфилософы Возрождения критиковали античную науку, и прежде всего физику Аристотеля, которая представлялась им слишком рационалистичной и приземленной, поскольку была почти полностью лишена магического элемента и проводила строгое различие между одушевленными существами и неодушевленными стихиями — огнем, воздухом, водой и землей. Гораздо ближе к возрожденческому способу мышления был неоплатонизм, тем более что он еще с XIII—XIV вв. воспринимался как антитеза аристотелизма поздней схоластики. У неоплатоников натурфилософия заимствовала понятие мировой души, которое было отвергнуто в Средние века как языческое, а теперь, напротив, все чаще ставилось на место трансцендентного христианского Бога. С помощью этого понятия натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401—1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел — беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «Единое есть все» — формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от Творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное — это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как «максимум», единое же — как «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) — максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того — с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем

самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...