Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
тавлял современному ему капиталистическому обществу, чья культура| оценивалась им достаточно пессимистически. Социальные отношения общинного (общностного) типа рассматривались социологом исключительно в рамках понятий взаимопонимания, согласия, дружбы, сотрудничества и других сугубо положительных характеристик. Конфликтные же отношения в общине он игнорировал, равно как и факторы принуждения, которые, конечно же, не могли в ней не действовать.
Специалисты, исследовавшие творчество Тенниса, безусловно, заметили довольно резкую грань (а временами и пропасть) между общиной (общностью) и обществом. Несмотря на обилие самых разнообразных форм и классификаций, они не «схватывают» всей сложности, постепенности, поэтапности перехода от общины к обществу. Критика Теннисом последнего в лице современного ему капитализма и его культуры не требовала от социолога поиска диалектического перехода от общности к обществу. Ему достаточно было показать плюсы первой (общины) и минусы второго (общества). И хотя социальное развитие от общины к обществу представляло собой процесс возрастания рациональности как становление последнего, его подлинная динамика осталась где-то втуне.
Непосредственное влияние Тенниса на Зиммеля, Дюркгейма, Вебера очевидно. Он выдвинул оказавшую на них серьезное воздействие идею аналитического построения социологаи (в противоположность историческому), что способствовало осознанию социологией самой себя как науки. В целом нельзя недооценивать социологическое творчество Тенниса, которого отдельные исследователи относят к «классикам второго эшелона» [Шпакова. 1995. С. 139]. В какой эшелон зачислять ученого — первый или второй — вопрос спорный; что же касается отнесения его к весьма немногочисленному кругу классиков социологии, то здесь предмета для дискуссий, похоже, не существует.
Вопросы и задания
1 Что 1акое классическая немецкая социология? Назовите ее основные особенности Чем классическая немецкая социология отличается от классической немецкой философии?
2. Охарактеризуйте понятие «формальная социология». Кто был ее наиболее ярким
представителем? Почему она так называлась?
3. Как понимал предмет социологии Ф. Теннис? В чем суть его социологической кон
цепции?
4. Какие уровни социологической науки выделял ученый и почему?
5. Каким образом и почему Теннис различал общность (общину) и общество? Какие ти
пы связей и отношений им рассматривались?
6. Раскройте содержание учения Тенниса о формах социальной жизни. Назовите эти
формы и дайте краткую характеристику каждой из них.
7. Какие типы социальных норм выделял немецкий социолог? Как они соотносились с
формами социальной жизни, отношениями в общности и обществе?
Глава 7. Классическая немецкая социология. Социологическое творчество...
8. Как понимал Теннис соотношение социологии и политики? Какое значение он при
давал этому вопросу?
9. Охарактеризуйте значение социологического творчества немецкого ученого.
Литература
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.
Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991.
Култыгин В.П. Классическая социология. М, 2000.
Теннис Ф. Эволюция социального вопроса // Западно-европейская социология XIX — начала XX веков: Тексты. М, 1996.
Теннис Ф. Общность и общество // Социол. журн. 1998. № 3/4.
Шпакова Р.П. Фердинанд Теннис. Забытый социолог? // Социол. исслед. 1995. № 12.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!