Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛОССАРИЙ. Абак(абака) — верхняя часть капители, колонны; плита чаще всего квадратного очертания с прямыми или вогнутыми краями



Абак (абака) — верхняя часть капители, колонны; плита чаще всего квадратного очертания с прямыми или вогнутыми краями.

Абсида — см. апсида.

Агора — городская площадь в античной Греции.

Айван — пространство в виде открытой галереи или портала с нишей, перекрытой сводом (в средневековой архитектуре Востока).

Академизм — творческое направление, культивирующее каноны и идеалы прошлого.

Акант — декоративный элемент коринфской капители в виде стилизованных листьев травянистого растения аканта.

Акведук — инженерное сооружение в виде моста; для перевода водопровода через дорогу, овраг, реку.

Акрополь — укрепленная возвышающаяся часть древнегреческого города.

Ампир — разновидность позднего классицизма первых десятилетий XIX в.; характеризуется намеренной монументальностью и на­рядностью общих решений, а также помпезностью деталей (как правило, перенасыщенных стилизациями военной атрибути­ки: воинских доспехов, знамен, венков и т.д.).

Амфипростиль — небольшой прямоугольный в плане древнегре­ческий храм стеновой конструкции с четырехколонными пор­тиками на главном и заднем фасадах.

Амфитеатр — открытый театр, зрительные места которого рас­полагаются полукругом, кругом или эллипсом с постоянным подъемом рядов от центра к периферии.

Ансамбль — гармоничное единство расположенных в простран­стве по какой-либо определенной схеме зданий, сооружений, ландшафта и т.д.

Ант — открытый торец продольной стены прямоугольного зда­ния.

Антаблемент — верхняя часть здания в ордерной системе, лежа­щая на колоннах; состоит из трех элементов: архитрава (не­

сущей балки), фриза (ряда второстепенных балок) и карниза (навесной плиты).

Антресоль — верхний полуэтаж помещения.

Анфилада — ряд соединенных между собой помещений или дво­ров, входы которых расположены по одной оси.

Апсида — выступ в здании или стене (полукруглой, квадратной или многоугольной в плане формы), перекрытый полукупо­лом или полусводом.

Арка — криволинейное (полуциркульное, лучковое, стрельчатое) перекрытие пролета между двумя опорами или проема в сте­не (окна, двери, ворот).

Аркада — ряд арок, одинаковых по форме и размерам опираю­щихся на колонны или столбы.

Аркатура — декоративный пояс в виде аркады, опирающейся на консоли, кронштейны или колонны-пилястры.

Аркбутан — элемент арочно-сводчатой готической конструктивной системы, передающий распор свода главного нефа внешним опорным столбам —«контрфорсам».

Архитектоника — художественно выраженная работа конструктив­ной системы здания или сооружения.

Архитрав — нижняя часть антаблемента, главная балка в стоеч- но-балочной ордерной конструктивной системе; опирается не­посредственно на колонны.

Атрий, атриум — открытый двор, часто окруженный колоннадой или аркадой; в античном жилище — центральное помещение, имеющее в кровле отверстие для освещения (комплювиум).

Аттик — стенка (в триумфальных арках) или этаж, расположен­ный выше главного карниза сооружения.

База1) основание; 2) нижняя часть опоры в стоечно-балоч- ной конструктивной системе (колонны, пилястры).

Базилика — прямоугольное в плане здание, разделенное внутри- продольными рядами колонн на несколько (3/5) частей (не­фов), имеющих самостоятельные перекрытия, в античности — общественного назначения, в средневековье — культового на­значения; прототип готического храма.

Балюстра — боковая часть ионической капители в виде свитка.

Балюстрада — вид ограждения балконов, галерей, лестниц, крыш: ряд фигурных столбиков, связанных по верху перилами.

Балясина — фигурный столбик в балюстрадах.

Барабан — многогранная или цилиндрическая часть здания (обыч­но с окнами), опирающаяся на своды или подпружные арки и служащая основанием для купольного покрытия.

Барельеф — вид плоской скульптуры, где фигурная часть выс­тупает над плоскостью фона не более чем на половину свое­го объема.

Бельведер — площадка наверху здания или отдельно стоящая постройка на возвышенном месте, служащая для обозрения окружающей местности.

Бочка — вид кровли: полуцилиндр с килевидно приподнятым «коньком» (Россия, XVII—XVIII вв.).

Венец — один ряд бревен в срубной конструкции.

Вилла — загородный дом с парком.

Волюта1) элемент ионической и коринфской капители: в виде спиралевидного завитка; 2) пластический элемент барочных зданий.

Врубка — способ соединения бревен: в лапу (без остатка), в обло (с остатком).

Выпуски (помочи) — концы бревен, выпускаемые из сруба для поддержки кровель, сеней, галерей, крылец и др.

Галерея — открытое с одной или двух сторон перекрытое про­странство: соединяет здания, верхний ярус в театре.

Гипостиль (гипостильный зал) — зал, перекрытие которого по­коится на множестве колонн.

Глава — внешняя форма купола в виде шлема, луковицы, кону­са.

Гульбище — галерея, примыкающая к основному срубу или ок­ружающая его.

Гурт — конструктивно-декоративная тяга (на арках — в виде те­санных клинчатых камней; на ребрах сводов или на фасадах зданий — в виде какого-либо фигурного профиля), укрепля­ющая ребра крестового свода.

Диптер — античный храм, окруженный по периметру двумя ря­дами колонн.

Дольмен — объект мегалитической архитектуры в виде 2-х или нескольких плит, поставленных на ребра и перекрытых пли­той.

Донжон — неприступная башня в средневековом замке, служа­щая убежищем при осаде неприятелем замка.

Закомара — завершение части наружной стены крестово-куполь­ного храма, соответствующее по форме очертанию свода пе­рекрытия.

Звонница — колокольня в древнерусской архитектуре в виде стены с проемами наверху, в которых подвешивались колокола либо в виде встроенной в здание храма или отдельно стоящей башни.

Зиккурат — многоярусная ступенчатая пирамида культового на­значения.

Интерколумний — в античной архитектуре расстояние между ко­лонами, пролет.

Ионики (овы) — яйцеобразные орнаментальные мотивы в иони­ческом и коринфском ордерах.

Кампанила — Отдельно стоящая башня-колокольня(в итальянской архитектуре XX—XVII вв.).

Капитель — верхняя часть колонны, служащая переходным опор­ным элементом от антаблемента к колонне.

Карниз — 1) верхняя часть «антаблемента»; 2) венчающая часть стены здания в виде горизонтальной выступающей плиты, защищающая стену от дождя и служащая нижней опорой для крыши.

Кессон — небольшое углубление в потолке или своде прямоуголь­ной или квадратной формы.

Клеть — прямоугольный деревянный сруб.

Козырек — небольшой навес над каким-либо проемом (дверным," оконным).

Кокошник1) декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор; 2) декоративное за-*

вершение стен церквей в виде закомар, иногда с заостренным верхом.

Конек — стык двух скатов кровли, завершающийся горизонталь­ным ребром с декоративным украшением.

Консоль — выступающая из стены часть балки или специально вмонтированная в стену короткая балка, служащая подпорой для балконов и карнизов.

Контрфорс — неширокая поперечная стенка, воспринимающая через «аркбутан» горизонтальную нагрузку непосредственно или от свода.

Кремль — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами и башнями.

Кромлех — вид объекта мегалитической архитектуры: группа каменных столбов, перекрытых балками, расположенных по кругу, спирали и т.д.

Кронштейн — консольная опорная деталь для крепления других деталей к стене или стойке в форме выступающего бруска или балки, нередко профилированного со спиральными завитка­ми.

Купол — крыша круглого или многоугольного завершения зда­ния в форме полусферы или иной фигуры вращения (эллип­са, параболы и т.д.).

Курватура — специально создаваемая кривизна прямолинейных элементов для устранения оптических искажений их прямо­линейности при восприятии — в «стилобате», в «антаблемен­те», в «колоннах» античного ордера.

Курдонер — парадный двор дворца, усадебного дома, особняка, образуемый основным корпусом и боковыми флигелями.

Курица (кокора) — элемент безгвоздевой кровли: ствол ели с от­ветвлением одного из корней, который служит крюком для зацепления его в слегах.

Лежень — поперечный брус в конструкции пола или потолка.

Лемех — элемент покрытия шатров глав храмов в деревянном зодчестве в виде продолговатых изогнутых дощечек.

Лопатка — плоский вертикальный выступ на внешней стороне стены здания (крестовокупольной системы), являющийся продолжением внутренних стен.

Луковица — шаровидный, напоминающий головку лука, купол здания (чаще всего храма).

Люнет — арочный проем в стене, несколько приподнятый над полом: для расположения в нем окна или скульптуры, рос­писи.

Маскарон — декоративный элемент в архитектуре в виде скуль­птурного изображения лица человека или головы животного.

Машикули — консольный выступ в верхней части крепостной стены или башни с «бойницами» в средневековом зодчестве.

Мезонин — жилая надстройка над основной частью небольшого дома.

Метопа — часть фриза дорического ордера: плита, обычно квад­ратной формы, заполняющая промежуток между двумя триг­лифами, нередко украшенная рельефами или росписью.

Модерн — творческое направление в европейской архитектуре: характеризуется скульптурностью форм, синтезом искусств, отказом от классической архитектуры.

Модернизм — понятие, характеризующее какую-либо новацию; антоним — «классика».

Моноптер — античный храм круглой формы.

Наличник — декоративный элемент, обрамление оконного или дверного проема.

Наос (целла) — главное помещение античного храма.

Нартекс — западный притвор в храме для лиц, не допускающихся в храм.

Некрополь — мемориальное кладбище.

Нервюра (гурт) — профилированное ребро готического свода или купола; арка из тесаных клинчатых камней, упрепляющих ребра свода.

Неф — часть пространства базилики в виде галереи, заключен­ной между рядами опор или между рядом опор и стеной.

Облом — декоративный элемент в архитектуре — на цоколе, кар­низе, поясах, тягах, во фронтонах, арках и т.д.

Одейон — общественное здание в Древней Греции, круглое в плане, где выступали артисты и ораторы

Ордер1) порядок; 2) определенный порядок взаиморасполо­жения частей и элементов в стоечно-балочной конструктив­ной системе и характер их художественного выражения.

Орхестра — круглая площадка для артистов или музыкантов, для почетных зрителей.

Охлупень (шелом) — конек здания в деревянной архитектуре: бревно с желобом в нижней части, прикрывающее верхний стык кровли.

Палаццо — дворец в городах Италии в период Возрождения: тре­хэтажное здание с внутренним открытым двором.

Пандус — вертикальная коммуникация (пешеходная или транс­портная) в виде наклонной плоскости.

Парапет — невысокая ограждающая стенка: лестниц, крыш, террас и т.д.

Парус — элемент купольной конструкции в форме сферическо­го треугольника, являющийся переходом от прямоугольного основания здания к купольному его покрытию; балочно-кон- сольный, арочно-сводчатый.

Пассаж — тип здания, центральной частью которого является пространство с остекленным покрытием, а по его сторонам размещаются этажи для производства каких-либо операций (торговых, банковских и др.).

Пастада — в древнегреческой архитектуре — помещение, раскры­тое с одной стороны (чаще всего во внутренний дворик).

Периптер — тип античного храма: храм, окруженный по пери­метру колоннадой.

Перистиль — пространство (внутреннего двора жилого дома или общественного здания), окруженное со всех сторон колонна­дой.

Перспективный портал — в романской архитектуре выразитель­но решенный вход в здание, суживающийся уступами и пе­рекрытый рядом уменьшающихся арок.

Пилон — опора (квадратная, прямоугольная или более сложных форм), стоящая по сторонам входов и въездов.

Пилястра — плоский выступ в стене в виде половины колонны "или пилона.

Пинакль — завершение контрфорсов в готических сооружениях в виде остроконечных декоративных пирамидальных башенок, которые оканчиваются фиалами.

Плафон — поверхность потолка, чаще всего художественно офор­мленная: фресками, лепниной, мозаикой и т.д.

Плинфа — плоский квадратный «кирпич» в Византийской и Древ­нерусской архитектуре, размером 40—50 х 40—50 х 4—5 см.

Подий (подиум) — подножие зданий (чаще всего храмов) в Древ­нем Риме, имеющее ступенеобразный вход с одной или со всех сторон.

Подклет — нижний хозяйственный этаж зданий в средневековой русской архитектуре.

Полис — город-государство в Древней Греции.

Полотенце — (кисть, ветреница) — резная доска, закрывающая стык причелин.

Полуколонна — колонна, выступающая из стены на половину ствола.

Портал — монументальный вход в здание.

Портик — колоннада, крытая антаблементом или антаблементом с фронтоном, прилегающая к зданию.

Посад — часть поселения, расположенная за крепостной стеной кремля, монастыря.

Прируб — сруб, прирубаемый к основному срубу (в деревянной архитектуре).

Притвор (нартекс) — входное помещение в храм (для верующих, не имеющих права входить в храм).

Причелина — доска на фронтоне деревянного сооружения, при­крывающая торцы слег тесовой кровли.

Простиль — античный храм с колонным портиком на главном фасаде.

Пропилеи — монументальные ворота у входа в город, на акро­поль и т.д.

Псевдопериптер — античный храм с колонным портиком только на главном фасаде, а на остальных с полуколоннами.

Пьедестал — основание для установки колонны, статуи, вазы и т.д.

Пята — основание, на которое опирается арка или свод.

Пятерик — срубная двухкомнатная сельская изба, которая вклю­чает пять основных стен.

Ретикулат — сетчатая регулярная конструктивная облицовка бе­тонных стен в древнеримской архитектуре.

Ригель — балка, линейный несущей элемент, сплошной или ре­шетчатый, соединяет стойки, колонны, служит опорой про­гонов, плит.

Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фа­сада; центральный, боковой.

Роза — вид окна в готическом соборе в виде больших круглых проемов с каменным ажурным переплетом и цветным (вит­ражным) стеклом.

Розетка — орнамент (живописный или скульптурный) в виде стилизованного цветка.

Рокайль — орнамент в виде стилизованной раковины (живописной или скульптурной), характерный элемент стиля «рококо».

Рококо (рокайль) — творческое направление в архитектуре пер­вой половины XVIII в., последняя стадия развития стиля «ба­рокко», проявившаяся в цвето-пластической пышности ин­терьеров.

Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна со скульптур­ным изображением носовой части корабля (ростра).

Ротонда — круглое в плане сооружение, часто перекрытое купо­лом.

Руст — отдельный квадрат в стене, обработанный рустикой.

Рустика — способ обработки стены каменными квадрами с гру­боколотой или выпуклой лицевой поверхностью, либо ими­тирующая его рельефная кладка.

Сандрик — карниз над проемом окна или двери, иногда завер­шается фронтоном.

Свод — вид перекрытия или покрытия криволинейного очерта­ния: клинчатый, цилиндрический, коробовый, зеркальный, крестовый, парусный и др.

Синтез — соединение (мысленное или реальное) каких-либо эле­ментов в нечто целое.

Слега — тонкое бревно, используемое как горизонтальный эле­мент в подкровельной конструкции.

Смальта — цветное непрозрачное стекло, изготовляемое путем варки стекла с «пигментами»; основное средство «мозаики».

Средокрестие — пересечение продольного нефа и поперечного трансепта в базилике.

Сруб — ■ сооружение из четырехугольных бревенчатых венцов.

Стереобат — ступенчатое основание храма или другого монумен­тального здания.

Стиль — совокупность признаков, принципов, приемов.

Стоя — портик или колоннада в древнегреческой архитектуре.

Таберна — торговое и ремесленное помещение в Древнем Риме.

Таблинум — комната в древнеримском атриумном доме, распо­ложенная в глубине атрия.

Тектоника — взаиморасположение элементов здания, обеспечи­вающее ему прочность и устойчивость,, а также наглядно вы­ражающее это качество здания.

Толос — круглое в плане здание, покрытое куполом (в антично­сти). '

Травея — пространственная ячейка готического собора, перекры­тая крестовым сводом.

Трансепт — поперечный основному неф в храмах готической или крестово-купольной конструктивной системы.

Триглиф — деталь фриза дорического ордера: прямоугольная плита с тремя прорезями.

Трифорий — верхняя боковая галерея в готических соборах, от­крытая в средний неф тройными или двойными арочными проемами.

Фахверк — каркас (чаще всего деревянный) средневековых жи­лых домов.

Фиал — завершающий пинакли контрфорсов (в конструкции готического собора) фигурный шпиль.

Филенка — небольшое поле, ограниченное какой-либо рамкой: дверная, стенная.

Флигель — боковая пристройка к зданию или отдельно стоящая небольшая жилая постройка во дворе большого дома.

Фолос (толос) — круглое в плане здание, покрытое «куполом» (в античности).

Форум — монументально решенная площадь в Древнем Риме, центр общественной жизни.

Фриз — средняя часть «антаблемента» в ордерном здании: лен­точная композиция на стене.

Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика, ко­лоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Целла — внутреннее помещение античного храма, где распола­галось изваяние божества.

Цемянка — известковый раствор с добавкой толченого кирпича.

Четверик —■ деревянный сруб в четыре стены.

Шпиль — остроконечное конусообразное завершение зданий.

Щипец — фронтон, не имеющий карнизной тяги, разделяющей его со стеной здания.

Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стен си­деньями.

Эмпоры — хоры в романских и готических храмах.

Энтазис — в античной архитектуре утолщение колонны на вы­соте !/3 от основания.

Эркер — часть интерьера, вынесенная за грань стены, обычно для улучшения инсоляции.

Эхин — часть капители в виде подушки, на которую опирается абака.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная:

Ткачев В.Н. История архитектуры — М.: Высшая ицсола, 1987.

Всеобщая история архитектуры (под ред. Б.П. Михайлова), т. I- 2 - М„ 1963.

Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Архитектура гражданских и промышленных зданий пяти томах. Том 1. — М.: Стройиздат, 1984.

Михайлов Б.П. Архитектура гражданских и промышленных зда­ний. — т. 1. История архитектуры. — М.: Высшая школа, 1967.

Дополнительная:

Анисимов А.Н., ГумилевЛ.Н. идр. Искусство стран Востока. — М.: Просвещение, 1986.

Архитектурный фестиваль Зодчество 1993 — 2002. Юбилейный ка­талог. — М.: Профи — Графика, 2002.

Асеев Ю.С. Архитектура Киева. — Киев: Бущвельник, 1982.

Афанасьев В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство Древ­него Востока. МИИ. — М.: Искусство, 1975.

Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия XIX века. — т. 1. Архитектура исповеданий. — Санкт-Петербург: Строитель, 1902.

Бархин М.Г. Архитектура и человек. — М., 1979.

Бофилл Р. Пространство для жизни. Пер. с фр. — М.: Стройиздат, 1993.

Борисов Е., Стернин Г. Русский модерн. — М.: Галарт, 1998.

Былинкин Н., Калмыкова В., Рябушин А. История советской ар­хитектуры (1917 — 1954 гг.). — М.: Стройиздат, 1985.

Вагнер Г.К. Старые русские города. Справочник-путеводитель. — М.: Искусство, 1980.

Виноградова Н.А., Николаев Н.С. Искусство стран Дальнего Вос­тока. МИИ. — М.: Искусство, 1979.

Гольдштейн А.Ф. Зодчество. — М., 1980.

Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. — М.: Вече, 2000.

Гутнов А.Э. Мир архитектуры. — М.: Молодая гвардия, 1985.

Дженкс Ч. Деконструкция. Прелести отсутствия. — М., 1991.

Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. — М.: Детская литература, 1989.

Зодчество 2003. XI международный фестиваль. Каталог. — М., 2003.

Иконников А.В. Архитектура Москвы.ХХ век. — М.: Московский рабочий,1984.

Иконников А.В. Зарубежная архитектура от «новой архитектуры» до постмодернизма. — М.: Стройиздат, 1982.

Иконников А.В. Историзм в архитектуре. — М.: Стройиздат, 1997.

Ильин М.А., Моисеева Т.В. Москва и Подмосковье. Справочник- путеводитель. — М.: Искусство, 1979.

Ионина Н.А. 100 великих дворцов мира. — М.: Вече, 2001.

Ионина Н.А. 100 великих чудес света. — М.: Вече, 2001.

Кириченко Е.И. Дореволюционные проекты московского метро// Архитектура и строительство Москвы, 1995, № 5, стр. 43—48.

Курбатов В.В. Советская архитектура. — М.: Просвещение, 1988.

Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. — М., 1977.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. — М.: Просвещение, 1982.

ЛюбимовЛ.Д. Искусство Древней Руси. — М.: Просвещение, 1980.

Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. — М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2000.

Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии.МИИ. — М.: Искусство, 1977.

Нефедов В.А. Архитектурная форма в поисках свободы //Форма, Весна — 2001, стр. 10—23.

Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды — Санкт- Петербург, 2002.

Новиков А.А. Игры с «трансформерами»// Форма — Весна — 2001, Санкт- Петербург.

ОполовниковА.В. РусьДеревянная. — М.: Детская литература, 1981.

Пилявский В.И. История русской архитектуры. — М., 1984.

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живо­пись.-Скульптура. И др. В 2-х томах. Том 1—2. — М.: Сов. Энцикло­педия, 1986.

Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. — М.: Строй­издат, 1984.

Салин Д.К. 100 великих архитекторов. — М.: Вече,2000.

Сидорова Н.А. Афины. — М.: Искусство, 1984.

Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. — М.: Просвещение, 1967.

СтаньковаЯ., Пехарь И. Тысячелетнее развитие архитектуры. Пер. счеш. — М.: Стройиздат, 1987.

Таклепоровский В. Русские архитекторы. — М.: Детгиз, 1953.

ТепловТ. Основы архитектуры. — М.: Стройиздат, 1989.

ТильпеТЛ. Основы архитектуры. — М.: Высшая школа, 1984.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. МИИ. — М.: Искусство, 1974.

Фремптон К. Современная архитектура, (пер. с англ.) — М.: Строй­издат, 1990

ОГЛАВЛЕНИЕ





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1047 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...