Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Механизмы голосообразования и их нарушения



Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.

В основе громкой речи и пения лежит образование гласных звуков. Гласные звуки обеспечивают голосовую звучность речи, но возможность понимания ее смыслового содержания зависит в основном от согласных. Поэтому в устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков, в основном согласных звуков речи, и второстепенное место принадлежит интонации, а в пении - голос; фиксированная мелодия является одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план, - словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.

Показательными в этом отношении являются следующие факты: когда взрослому, нормально говорящему человеку случается неправильно произнести тот или иной звук в слове, он ощущает какую-то неловкость во рту; если же певец фальшивит, то он может чувствовать непривычное ощущение в гортани. Диапазон певческого голоса всегда шире, чем диапазон речевого, который лежит обычно в нижней части певческого диапазона. Для бытовой речи оказывается достаточно 4 - 7 тонов.

Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.

Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний; высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).

Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.

Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок: на низких и средних тонах вибрирующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых друг к другу, раскрытие их происходит на короткий момент, колебания происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук получается богатый обертонами (тонами, дополнительными к основному тону), металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном звучании голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сближения голосовых связок (рис. 10).

Тембр - окраска, качество звука голоса. Тембр характерен: а) для голоса каждого человека; б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом. В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае - от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.

Координированная и сложная изменчивость всех этих свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает все богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека. В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует уже около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов: а) подсвязочного давления воздуха и б) действия массы и натяжения голосовой мышцы. Более новая - нейрохронаксическая теория. Автор ее - французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву (возвратному), в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Последние годы усиленно обсуждается правильность этих теорий.

Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом; в речевой и певческой практике создается так называемое кинестезии-мышечное чувство движений в гортани, но только при наличии слуха голос может получить свое полное развитие ≈ только слышащий ребенок научается полноценно говорить и петь: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр. Среди речевых звуков больше и прежде всего страдают гласные (они звучат неясно, глухо), затем свистящие звуки, страдает ударение.

Хорошее восприятие как речи, так и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т. е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.

Все сказанное говорит о том, что как речевой, так и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно разнообразные условнорефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием окружающей социальной среды.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1130 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...