Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немного истории. С давних пор люди задумывались над природой протяженности



С давних пор люди задумывались над природой протяженности

пространства: что это такое? Ничто или что-то? Явно: это – что-то. Но

тогда: почему пустое? И постепенно, медленно до сознания людей до-

ходила природа протяженности. И вот, Декарт говорит: вакуум не име-

ет протяженности. Вакуум – это ничто. А ничто есть ничто: оно ничем

не владеет, ничего не имеет. Значит, протяженность – это что-то. Но

что?

Живший чуть попозже Ньютон задал такой вопрос: если между

Землей и Солнцем ничего нет, то, что переносит свет от Солнца к Зем-

ле? Чтобы ответить на этот вопрос физики заполняли пространство

«тончайшим» веществом – эфиром. Все более утончая его элемент. И

это утончение неизбежно должно было привести к отождествлению

этого элемента с самой точкой, как атомом протяженности пространст-

ва. К тому же подоспели теоретические рассуждения Максвелла о са-

моиндукции, о природе перемещения электромагнитной волны. И что:

содержание точки – это электромагнитная связь, связь электричества и

магнетизма? Да еще Декарт говорил: все, что есть в нашей действи-

тельности, порождено силами, заключенными в точке пространства. И

тут должна была произойти революция.

Но это мнение не принимали всерьез: даже Маркс называл Декарта

представителем механистического, т.е. примитивного, материализма. И

должно было пройти немало времени, свершиться немало событий в

жизни людей прежде, чем человек сконцентрировал бы свое внимание

на реальности физического содержания точки, чтобы осознать, что точ-

ка – это не геометрическая абстракция, а физическое, наполненное

энергией явление.

Правильно считая, что точка не имеет размеров, древние, в частно-

сти Платон, приходили к выводу: точка – это нуль протяженности. Но

возникало противоречие: как из нулей получалась действительность

протяженности. И это противоречие просуществовало в геометрии до

наших дней.

Но существовало и мнение Демокрита: из того, что точка не имеет

размеров, совсем не вытекает, что она – нуль. Наоборот вытекает, что

точка – атом, единица протяженности. Демокрит понимал дискретность

пространства. Ведь его атом – это не атом вещества. Это атом величи-

ны и протяженности.

В двадцатом веке люди поняли, что любое вещество состоит из

атомов, т.е. далее неделимых частей в том смысле, что если разделить

эту частицу, то исчезает и соответствующее вещество. В науке прочно

утвердилось мнение: любое что-то не возникает из ничего: закон со-

хранения материи и энергии. И только в геометрии негласно существо-

вало утверждение Платона: протяженность составляется из точек, хотя

точка это – нуль. Мирились тем, что это, мол, потому так, что протя-

женность – это всего лишь абстракция, а не реальность. Но, в то-то и

дело, что протяженность оставалась довольно упрямой и очевидной

реальностью.

Нынешняя цивилизация целиком и полностью построена на ис-

пользовании представления об атомно-молекулярном строении вещест-

ва. И уже очевидно: атом вещества – это далее неделимая частица ве-

щества. Далее неделимая означает: ее можно разделить, но тогда исчез-

нет и соответствующее вещество. Но логика изучения внутреннего

строения атома неотвратимо упиралась в необходимость признания

того факта, что атом вещества произошел из атома протяженности –

точки!

Атом протяженности, точку, как и атом вещества (это не нуль, а

единица) можно разделить, но тогда исчезнет протяженность. Как это?

Что это означает? Вот, тут-то и начинается новое мировоззрение, но-

вый взгляд на мир, в целом, на его природу. И эта новизна, вот, такого

порядка: до сих пор с самого возникновения сознания была первая сту-

пень, ступень становления человека, теперь начинается вторая – сту-

пень развития утвердившегося человека, человека, освободившегося от

всего звериного в себе.

К необходимости изучения природы точки, ее внутреннего содер-

жания физики пришли, изучая строение атома, изучая физические

свойства элементарных частиц. Логика квантовой механики неизбежно

привела к необходимости познания природы точки.

Освоение свойств атомов вещества создало соответствующую

структуру общества. По планете прошлись социальные революции, ре-

волюции переустройства общества. Как логика строения атома ведет к

структуре точки, так и логика использования достижений науки о

строении атома подвела человечество к новому, коренному переуст-

ройству общества. И очевидно: дальнейшее развитие науки необходимо

идет через изучение природы точки пространства.

Так что же это такое? Это что такой феномен только у точки: иметь

свое внутреннее содержание, а нам являться только точкой пространст-

ва? Нет! Совсем не феномен. Это явление – очень даже распространен-

ное явление. Вот, перед глазами чайник. Он имеет свое содержание?

Имеет. И в тоже время – это что-то одно, а именно, чайник. Точно так и

любая вещь! Причем, все эти вещи можно поставить в последователь-

ность. В последовательность величины присутствия в них этой самой

их вещности. В этой последовательности эти вещи будут выглядеть,

как единицы, как атомы. Осталось только их связать друг с другом,

чтобы получить непрерывную их последовательность. И превратить эту

последовательность в протяженность, протяженность, в которой эти

единицы, атомы и буду выглядеть – как точки.

Итак, во-первых, как связать? А как связываются части чайника в

единое целое? И каково соотношение этих частей с этим целым? Что

такое целое и что такое часть? Что такое целое? Если пропустить через

себя все сказанное разными аристотелями по этому поводу, да еще и

самому подумать с вершины нашего времени, можно и надо сказать:

целое – это то, что самодостаточно в своем качестве, т.е. само себя со-

бой же и полностью обеспечивает. А часть – это то, что лишь частично,

не полностью, себя обеспечивает, не полностью обеспечивает себя в

своем качестве. Отсюда и вытекает понятие Самобытия. А из этого по-

нятия – понятие целого. И соответственно понятие части. И становится

понятным: части соединяются для того, чтобы преодолеть свою час-

тичность, чтобы постараться полностью себя собой обеспечивать. И

вот, когда они соединяются друг с другом так, что образуют целое со-

единение, в этом своем соединении они дополняют самообеспечение

друг друга полностью: и сами себя обеспечивают полностью, и создают

новое целое, единство которого есть единство частей. Части сами ста-

новятся целыми и создают новое целое. И всякое целое – это и одно-

временно соответствующая единица соответствующего качества, мера

его, атом.

Значит, как связываются точки друг с другом? Они связываются

средствами своего существования. Связь – процесс передачи этих

средств друг другу. Точно так, как это делаем мы в процессе обмена

продуктами. Ведь продукты – это наши средства нашего существова-

ния, это элементы нашего качества.

Теперь, второе: как последовательность частей в целом превраща-

ется в протяженность и время?

Из предыдущего рассуждения мы видели, что части соединяются в

целое, совершенствуя свои структуры, структуры своего самообеспече-

ния. Что значит: совершенствуя? Это значит: была одна структура –

стала другая. И что здесь интересно? Интересно то, что неразрывность

частей в целом будет сохраняться только в том случае, если последова-

тельность совершенствования структуры каждой части тождественна

последовательности расположения частей в целом! Так вот, последова-

тельность совершенствования частей относится к последовательности

расположения этих частей в целом как время к пространству. И в этом

– вся природа связи времени и пространства. Все остальное – от лука-

вого.

Соотношение части и целого порождается соотношением Самобы-

тия и Бытия. Бытие безгранично, Самобытие имеет свои пределы. По-

этому нет такого целого, которое ни являлось бы частью еще большего

целого. И поэтому-то таких пространств, как наше, столько, сколько

точек в нашем пространстве. При этом наша жизнь, наша деятельность

есть процесс формирования еще одного, нового пространства, про-

странства, в котором мы – точки. Глобализация экономических отно-

шений и есть процесс установления непрерывности этого пространства.

Вопросы для повторения:

1. Что говорили о вакууме Декарт, Ньютон?

2. Как представлял Платон возникновение мира?

3. Что привело физику к необходимости изучения физической

природы точки?





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 505 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...