Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция системного функционализма в исследовании религии (Т. Парсонс)



Парсонс. Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие в социологической школе "системного функционализма", связанной в первую очередь с именем Т. Парсонса. Он, в полном соответствии с подходом, заложенным Дюркгеймом. исходит из того, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является интеграция социальных систем. Общество представляет собой нормативную систему, организующую совместную жизнь его членов. Как совокупная социальная система, общество включает подсистемы. Иными словами, существуют социальные системы разных уровней, разной степени общности — от отдельных личностей, до целых цивилизаций. Каждая система, вне зависимости от своего уровня, осуществляет себя в системе действия, т.е. она должна действовать, иначе она умирает. Каждая социальная система обладает набором из четырех основных функций — адаптации, целедостижения, интеграции и "удержания образца". Условия существования любой социальной системы, вне зависимости от ее уровня и масштабов, обеспечиваются решением как внутренних задач системы, так и взаимодействия с другими системами. Все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими Системами и получать поддержку со стороны других систем. Таким образом, требуется интеграция как внутри каждой системы, так и между системой и ее внешней средой в качестве условия сохранения системы. Таким образом, понятие интеграции оказывается связанным у Парсонса с понятием стабильности системы, проблема "порядка" ("гармоничного функционирования").

Сакральное (от лат. sacrum священное) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное освященное, святое, заветное. Сакральное противостоит светскому, профанному, мирскому. Сакральное в теологии означает подчиненное Богу.

Символом сакрализации выступает освящение, то есть такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура обретает трансцендентный смысл.

Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему сакрализации. Система сакрализации состоит из: а) суммы священных для данного общества идей (идеология); б) психологических приемов и средств убеждения людей в безусловной истинности этих идей; в) специфических знаковых форм воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особой организации (например, церкви); д) специальных практических действий, обрядов и церемоний (культ).

Представление о сакральном включает важнейшие характеристики сущего:

- онтологически сакральное отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности;

- гносеологически сакральное заключает истинное знание в сути своей непостижимое;

- аксиологически сакральное – абсолютное, глубоко чтимое;

- феноменологически сакральное – исключительное явление.

40. Неоэволюционизм в исследовании религии: Т. Парсонс, Р. Белла





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 570 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...