Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление религиоведения как отрасли знания



Содержание

1. Становление религиоведения как отрасли знания

2. Структура, методы и принципы изложения религиоведческого знания

3. Проблема определения религии и подходы к ее изучению

4. Структура и функции религии

5. Принципы и критерии классификации религии

6. Проблема происхождения религии. Архаические формы религии

7. Древнеегипетские верования: пантеон, культовая практика, священные тексты

8. Религиозные представления народов Месопотамии. Специфика вавилонской космогонии и антропогонии

9. Зороастризм: специфика вероучения и культа. Авеста

10. Индуизм: этапы развития, основные признаки, понятия и направления

11. Философско-религиозные учения древнего Китая: конфуцианство и даосизм

12. Иудаизм: основные этапы развития, вероучение и культ в иудаизме

13. Формирование корпуса священных текстов в иудаизме (Танах и Талмуд)

14. Буддизм: специфика мировоззрения, основные понятия и концепции в буддийском учение

15. Происхождение и сущность христианства. Формирование вероучения и культа в раннем христианстве

16. Научный и богословский подходы к осмыслению природы и личности Иисуса Христа

17. Основные положения христианской этики

18. Специфика религиозного искусства в христианстве

19. Священный канон в христианстве. Состав, структура, содержание Нового Завета. Понятие апокрифа

20. Феномен ортодоксии в христианстве. Особенности православного вероучения и культа

21. Католицизм: специфика учения, культа и организации

22. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Особенности протестантского вероучения, культа и организации

23. Библия как сакральный текст: структура, переводы, специфика семиотической организации

24. История возникновения ислама, особенности его вероучения и культа

25. Коран как священный текст и "завершенное пророчество". Традиция комментирования Корана

26. Конфессиональная история Беларуси

27. Свободомыслие как форма духовной культуры человечества

28. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Теории секуляризации

29. Нетрадиционные религиозные движения в контексте современной культуры. Причины распространения и классификация неокультов

30. Личность и тоталитарная секта: приемы изменения психики неофита

31. Религия в современном обществе. Религиозный модернизм и фундаментализм

32. Веротерпимость и свобода совести в современном обществе

33. Специфика философского анализа феномена религии. Феномен веры. Религиозная и нерелигиозная вера

34. Понятие вероисповедания. Символ веры в теистической традиции

35. Сущность теизма и атеизма. Бог как центральная категория теистических вероучений

36. Понятие и структура теологии. Катафатическая и апофатическая теология

37. Психологические аспекты изучения религии: представители, проблемное поле, основные концепции психологии религии

38. Трактовка феномена религиозного опыта в психологии религии. Структура и основные признаки религиозного опыта

39. Мистика как сакральная религиозная практика. Феномен Откровения

40. Традиции мистицизма в иудаизме, христианстве, исламе. Проблема сосуществования мистицизма и религиозного рационализма

41. Социологическая парадигма исследования религии. Интеграционистский (Э. Дюркгейм) и эволюционистский (М. Вебер) подходы в исследовании религии

42. Концепция системного функционализма в исследовании религии (Т. Парсонс)

43. Неоэволюционизм в исследовании религии: Т. Парсонс, Р. Белла

44. Формы религиозных организаций и их типология (Э. Трельч, М. Вебер, Р. Нибур).

45. Специфика феноменологического исследования религии. Методологические принципы и основные задачи феноменологии религии

46. "Священное" как предмет феноменологического анализа в учениях Р. Отто, Ф. Хайлера, Й. Ваха, М. Элиаде


Вступ

В работах теологов религия пытается понять себя, это объяснение религии как бы "изнутри", с позиций человека, принимающего "истины веры" и из них исходящего: религия — это "встреча" человека с богом. Религиозная вера дает ключ не только к объяснению мира и человека, но и к ответу на вопрос, почему существует религия, как она возникла: если бы не было бога, его "откровения", не было бы и религии. Это значит, что существование религии следует рассматривать как подтверждение, свидетельство существования бога. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным опытом "встречи с богом". Иными словами, объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры в качестве исходной посылки и безусловной истины.

Философский подход — в отличие от теологического — в том, чтобы, не предполагая заранее существование "высшего начала", "священного", попытаться ответить на вопрос, какие имеет религия основания в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания.

Так возникает критический подход к религии, не довольствующийся простым принятием на веру, ставящий под сомнение все без исключения суждения и требующий подтверждения обоснованности их истинности.

Только в XIX в. складывается, наряду с теологическим и философским, еще один подход к объяснению религии — научный; религия становится предметом исследования, которое опирается на эмпирический материал, тщательно собирает, накапливает фактические данные о религии и анализирует их с помощью методов, присущих научному мышлению. Предметом науки о религии не является предмет религиозной веры, "священное", бог или боги. Она изучает религию в реальном контексте культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека: как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей.

Понятие "религия" есть абстракция, выделяющая признаки, которые являются общими для различающихся во многих других отношениях религий. Чтобы составить такое понятие, нужно изучить по возможности большое количество религий — и тех, которые существовали в прошлом и о которых сохранилась только память, как о мертвых языках, на которых сегодня уже никто не говорит, и тех, которые существуют и исповедуются сегодня людьми, населяющими Землю. Изучив их со всеми присущими им особенностями и затем сравнив их между собой, можно выделить то, что входит в понятие религии.

Однако есть и другой, прямо противоположный, подход, согласно которому все религии, сколь бы разными они ни представлялись, на самом деле существуют как вариации одной религии, религии, как бы воплощающей в себе это понятие, представляющей собой некий эталон.


Становление религиоведения как отрасли знания

Религиоведение возникло в середине XIX века как комплекс научных дисциплин, изучающих религию как составную часть культуры человечества. Истоки становления религиоведения как науки можно наблюдать еще в античность (Гесеот "Теогония"), затем в эпоху Возрождения, когда накапливался эмпирический материал. Однако следует отметить те препятствия, которые мешали становлению религиоведения как отрасли знания, а именно:

- проблема верификации (проверяемости знания);

- субъективизм (христианство считалось истинной религией, а остальные – нет);

- аисторизм\надисторизм;

Предпосылки возникновения религиоведения:

- интерес к религиям неевропейских народов;

- концепция всеобщей истории, которая была сформулирована в начале XIX века;

- был собран богатый эмпирический материал;

- изучение древних восточных языков.

Этапы развития религиоведения:

1) в.п. XIX в. – н. XX – раннее религиоведение – попытка отделиться от теологии, создать науку о религии;

2) п.п XX в. – классическое религиоведение – теряется научная установка, увеличивается влияние богословов-теологов (Отто, ван дер Леуф);

3) в.п. XX в. – современное религиоведение – попытка вернуться к научному изучению религии, отделиться от философии религии.

Выводы по 1 этапу:

- религиоведение появляется в 60-е гг XIX в. В Зап. Евр. И Сев. Ам. Определяется предмет, цели, задачи, методология и т.д.;

- религиоведение зарождается на стыке наук: философия религии, социология религии, психология религии и т.д.;

- религиоведы старались опираться на эмпирические данные и использовать рациональные методы их интерпретации;

- были сформулированы методы религиоведения (см. 2 вопрос!!!);

- возникновение науки о религии вызвало отрицательную реакцию большинства теологов;

- религиоведение развивалось в полемике с теологией.

2 этап:

На этом этапе развития религиоведения возникают истоки феноменологии религии. Но это происходит во время теологизации: научные методы подвергаются жесткой критике, превалирует иррационализм и субъективизм.

Шмидт (богослов) – попытка перевернуть методологию религиоведения, концепция прамонотеизма – вера в единого Бога.

Маретт – гипотеза о наличии на раннем этапе развития религии веры в таинственную силу религии – мана, вера в существование сверхъестественного начала.

Характерно представление о диффузии анимизма, фетишизма и т.д.

Преобладал герменевтический подход к изучению религии – истолкование текстов. При этом нельзя нарушать принцип аутеинтичности текста – настоящего, первичного текста. Задача – раскрыть истинное значение библейского текста.

Выводы по 2 этапу:

- основным итогом развития религиоведения в п.п. XX в. было разрушение предшествующей научной парадигмы;

- критика парадигмы связана с появлением новых данных о веровании примитивных народов, не укладывающихся в эволюционизм;

- вместо философского рационализма, предпочтение отдается идеализму, субъективизму и иррационализму;

- теология пытается поставить научное изучение религии на службу христианству;

- в феноменологии религии не было предложено новой парадигмы;

- сер. XX в. – религиоведение в кризисе.

3 этап: религия теологический вероучение культ

Расширение международных контактов. Создана международная ассоциация изучении религии.

Тенденция: изменение акцента в области исследования – изучение современных религий, развитие социологии религии, психологии религии.

На первый план выдвигаются методы.

Доступ к новым данным.

Повышение внимания к уточнению терминологии.

Преодоление христоцентризма, евроцентризма. Ученые работают над выпуском разных энциклопедий.

Проблема общей методологии.

Критика феноменологии. Возникновение неофеноменологии. По мнения Вандербурга неофеноменология включает в сферу интересов состояние современных религий. Также она не изучает религиозные явления сами по себе, а только их значения для человека.

Выводы по 3 этапу:

- поиски новой парадигмы не увенчались успехом, т.к. нет единства, методологический плюрализм;

- религиоведческое сообщество не было монолитным. Фактор – стремление размежеваться с теологией и философией религии;

- вытеснение на второй план направлений, которые используют понятия и методвы теологии и философии религии;

- кризис классической феноменологии и как следствие усиление рационального начала.





Дата публикования: 2014-10-16; Прочитано: 1746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...