Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 15 страница



Первое письменное упоминание термина «шахматы» содержится в новгородской Синодальной кормчей конца XIII в. За годы раскопок было собрано более 130 экземпляров фигурок, содержащих полный шахматный набор: король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка. Большая часть шахмат сделана из дерева, и лишь отдельные экземпляры — из кости. В отличие от Западной Европы, где широко были распространены изобразительные шахматные фигуры, в Новгороде все известные к настоящему времени шахматы носят абстрактный характер. В их основе находится цилиндр или усеченный конус с различными добавлениями, отдаленно напоминающими реальные прототипы.

Раскопки в Новгороде раскрыли неизвестный нам мир деревянных вещей и строений древней Руси: корабли, дома, утварь и т. д. Изделия мастеров часто называли «узорочьем». Они высоко ценились за границей, их охотно покупали в Западной Европе и на Востоке.

II

945 — создание христианской общины при храме св. Ильи в Киеве.

980 — первая религиозная реформа князя Владимира.

988 — крещение Руси по православному (восточно-византийскому) обряду.

991 — разделение церковной организации Руси на епархии.

989 — 996 — строительство церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви) в Киеве.

997 — 998 — основание на Руси митрополии.

Около 1030 — князь Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу, где училось 300 детей разных сословий.

Около 1036 — строительство Спасо-Преображенского собора в Чернигове.

1037 — строительство Софийского собора в Киеве, учреждение киевской митрополии, освещение этих событий в одном из первых древнерусских летописных сводов.

1037 — при киевском Софийском соборе князь Ярослав Мудрый организовал работы по переводу богослужебных книг и их переписке на старославянский язык.

Около 1049 — будущий митрополит Киевский Иларион создал «Слово о законе и благодати».

1051 — основание Киево-Печерского монастыря (с 1598 — лавры).

1045 — 1052 — строительство Софийского собора в Новгороде.

1051 — назначение Ярославом Мудрым главой Киевской митрополии Илариона (с 1054 — монаха Киево-Печерского монастыря Никона).

1056 — 1057 — дьякон Григорий для новгородского посадника Остромира-Иосифа перевел с греческого языка на старославянский «Остромирово евангелие».

1073 — митрополит Иларион составил летописный свод (Никоновскую летопись).

Около 1099 — князь Владимир II Мономах создал «Поучение к детям».

Конец XI в. — в Киево-Печерском монастыре составлен летописный свод «Временник», где впервые была разработана концепция происхождения княжеской династии Рюриковичей.

1103 — 1117 — новгородский мастер Алекса создал портретные изображения князя Ярополка и его семьи для «Мстиславова евангелия».

1108 — 1113 — строительство Михайловского Златоверхого собора Киево-Печерского монастыря.

Не ранее 1113 — составление первой редакции «Повести временных лет» монахом Нестором.

Около 1130 — в Константинополе местным мастером написана икона Богоматери, которая на Руси получила название Владимирской.

1147 — основание Москвы.

1158 — 1160 — строительство Успенского собора во Владимире.

1165 — строительство церкви Покрова на реке Нерль.

Не ранее 1185 — создание «Слова о полку Игореве».

1194 — 1197 — строительство Дмитриевского собора во Владимире.

1198 — строительство церкви Спаса на Нередице (ок. Новгорода).

1282 — князь Даниил основал около Москвы Данилов монастырь (в настоящее время резиденция Московского патриархата РПЦ).

1292 — строительство церкви Николы на Липне в Новгороде.

1360 — 1361 — строительство церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде.

1949 — в Гнездовских языческих курганах под Смоленском была обнаружена разбитая корчага с надписью «гороухща».

1951 — обнаружены первые берестяные грамоты во время археологических экспедиций под Новгородом.

III

Антоний Печерский — основатель и первый игумен Киево-Печерского монастыря, один из родоначальников русского монашества. Причислен к лику святых.

Боян — древнерусский песнетворец XI — начала XII в., слагавший песни в честь подвигов русских князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве», где назван «вещим певцом»; в «Задонщине» Боян назван «гораздым гудцом».

Владимир Всеволодович Мономах — князь смоленский, черниговский и ярославский, с 1113 г. — великий князь киевский. Автор «Поучения к детям» (около 1099 г.), которое дошло до настоящего времени в списке 1377 г. В своем сочинении описал 83 «пути» самосовершенствования человека.

Иларион — первый русский митрополит, поставленный князем Ярославом Мудрым в 1051 г. без согласования с константинопольским патриархом. Участвовал в составлении церковного устава. В 1054 г. устранен с кафедры митрополита, стал монахом Киево-Печерского монастыря с именем Никон. Автор летописного свода 1073 г., «Слова о законе и благодати». Основал монастырь в Тмутаракани.

Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции «Повести временных лет».

Петр — новгородский мастер начала XII в., создавший по приказу князя Всеволода в 1119 г. княжескую усыпальницу — Георгиевский собор Юрьева монастыря. Предполагают, что участвовал также в строительстве церкви Благовещения на Городище и Николо-Дворищенского собора в Новгороде.

Сильвестр — игумен Выдубецкого монастыря в Киеве. В 1116 г. составил вторую редакцию «Повести временных лет». Собирал сведения о народах и племенах Восточной Европы, разработал теорию общеславянского единства и версию о дунайской прародине славян.

Феодосий Печерский — один из основателей Киево-Печерского монастыря, где разработал правила монашеского общежития «Устав Константинопольского монастыря Федора Студита», В его честь монах Нестор создал «Житие преподобного Феодосия Печерского». Автор сочинения «Два поучения к народу», посланий, молитв.

IV

Агиография (греч. hagios — святой, grafo — пишу) — жизнеописа-ние (жития) святых.

Апокрифы (греч. — тайный, сокровенный) — считались на Руси «ложными», «отреченными», не признаваемыми церковью сочинениями в отличие от канонических книг.

Апсида — полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь.

Голубец — 1) голубая медная краска, часто используемая при написании особо ценных икон; 2) двускатный или овальный навес над иконами или могильными крестами.

Граффити (итал. — «нацарапанные») — магические или бытовые надписи на стенах зданий, сосудов и т. д.

Гульбище — галерея, примыкающая к основному помещению.

Епархия — церковно-административная территориальная единица, состоящая из нескольких приходов.

Зернь — мелкие золотые, серебряные или медные шарики диаметром 0,4 мм, которые напаиваются на ювелирные изделия из тонкой проволоки.

Киноварь — красная краска, которой пользовались при расцвечивании заглавных букв в рукописных книгах.

Кодекс — форма книги из скрепленных вместе вощеных дощечек.

Корчага — древнерусский глиняный сосуд X—XII вв. с округлым туловом и двумя ручками, позднее — большой сосуд типа горшка с широким горлом.

Крестово-купольный храм — прямоугольный в плане, с четырьмя (или более) столбами. Его интерьер делится на продольные (по оси восток — запад) части (нефы). Четыре центральных столба соединены арками, поддерживающими барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест.

Летописи — древнерусские исторические сочинения XI—XVII вв., созданные по принципу «погодных» записей. Подлинники древних летописей не сохранились. В настоящее время известно более 200 списков (редакций), составленных на основе оригиналов. Значительная часть древнерусских летописей опубликована в Полном собрании русских летописей (ПСРЛ).

Левкас — грунт, состоящий из алебастра, разведенного на жидком клее, широко распространен в древнерусском искусстве. В иконописи это обычно слой мела на рыбьем клею.

Личное письмо — термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение живописцем лица и других частей тела, не закрытых одеждой.

Митрополит (греч. metropolitis — столичный) — глава крупной церковной территории, объединяющей несколько епархий.

Мозаика — особая разновидность монументальной живописи, основанная на использовании разноцветных твердых веществ — смальты, естественных цветных камней, перламутра, цветных эмалей. Разновидностью мозаики является инкрустация.

Оклад — декоративное покрытие иконы или книжного переплета. Выполнялись из драгоценных металлов, украшались чеканкой, сканью, чернью, эмалями, драгоценными камнями или их имитацией. Оклады на иконах распространены в православных храмах. Один из древнейших образцов на Руси — оклад иконы «Петр и Павел» XI—XII вв. — закрывал лишь фон и поля иконы; с конца XVII в. распространяются глухие оклады, выполненные из цельных металлических пластин и оставляющие открытыми только лики и руки образов.

Подклет — нижний этаж здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.

Плинфа — плоский кирпич размером 40х30х3 см.

Филигрань (скань) — вид ювелирной техники, когда из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, свитой в несколько нитей, выполняются ажурные узоры и напаиваются на металлический фон. Часто сочетается с зернью или эмалью.

Фреска — техника монументальной стенной росписи водяными красками по сухой или сырой штукатурке.

Хоры — балкон в церкви для привилегированных лиц.

Эпиграфика — научная дисциплина, изучающая надписи на различных предметах (пряслицах, бересте, стенах, камнях и т. д.).

V

Жизнеописания достопамятных людей земли Русской (X—XX вв.). М., 1992.

Литература древней Руси: Хрестоматия / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1990.

Повесть временных лет (ПВЛ)/Сост. Д. С. Лихачев; Пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова. Ч. 1—2. М.; Л., 1950.

Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/Собр. М. Забылиным. Репринтное издание 1880 г. М., 1990.

Александрова Н. В. Русская духовная музыка и иконопись XI—XVII вв. Мн., 2003.

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974.

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры: В 2 ч. М., 2002.

Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1969.

Георгиева Т. С. История русской культуры: история и современность: Учебное пособие. М., 1999.

Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992.

Демин В. Н. Русь летописная. М., 2002.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1989.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2000.

Пантеон российских государей / Сост. Н. Л. Волковский. СПб, 2003.

Русское православие. Вехи истории. М., 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.


Глава 6. СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ РУСЬ В XIV—XV вв.

В течение XIV—XV вв. в европейских странах шел процесс образования и территориального определения национальных государств. В истории Руси этот период также стал начальным этапом формирования новой политической общности. В это время десятки самостоятельных и полусамостоятельных княжеств попадают под политическое влияние Северо-Восточной Руси. Вопросы о центре единого государства, его политических формах и исторических перспективах решаются в течение именно этих столетий.

В отличие от европейских стран процесс складывания нового государства на основе древнерусских княжеств развивался в условиях иноземного господства, под властью Золотой Орды. Весьма сложной была его этническая составляющая: в этот процесс были втянуты многие неславянские народы, одновременно шло объединение русского населения древнерусских земель в составе другой формирующейся государственности — Великого княжества Литовского.

Внешним проявлением этих процессов было соперничество князей за великокняжеские столы, один из которых утвердился, в конце концов, в Москве, другой — в Вильно. Немаловажным фактором формирования двух государств как преемников древней Руси стала их взаимная борьба за первенство в объединительном процессе.

Борьба за лидерство непосредственно в Северо-Восточной Руси развивалась, прежде всего, между Москвой и Тверью. Причины победы Москвы историки сводят к следующим факторам: 1. Географический. Москва — перекресток торговых путей, транспортный, товарный узел, где сходились пути Балтийского Запада, Днепровского Юга, Болгарского приволжского Востока и Ростовского приволжского Севера. 2. Религиозный. Закономерно сложился блок светской и церковной властей. У истоков его стояли князь Юрий Данилович и митрополит Петр. 3. Политический. Дальновидная политика московских князей, расчетливое лавирование, накопление материальных ресурсов создали предпосылки для усиления и расширения их вотчины. Нельзя не отметить и этнический фактор: Московская Русь, ассимилировав коренной угро-финский субстрат, вобрав выходцев из Орды и Великого княжества Литовского, представляла новое активное этническое и политическое образование. Причину возвышения Москвы видят также «в особенности колонизационного процесса и в создании военно-служилого войска (двора)» (А. А. Зимин).

Сильным соперником Москвы в борьбе за объединение земель Руси являлось Великое княжество Литовское. Походы Ольгерда на Москву, освобождение от ордынского ига и включение в состав Литовско-Русского государства южнорусских земель, противостояние Польше в борьбе за Галицкие земли носили характер борьбы «за всю Русь». Объединение земель могло состояться лишь на антиордынской идейной основе. Эту политику во второй половине XIV в. последовательно проводило Великое княжество Литовское в союзе с Тверью. Однако дальнейшее развитие событий — заключение Ягайлом Кревской унии, поражение литовских войск на Ворксле, поддержка Витовтом Тохтамыша, наконец, отсутствие у Литвы прочной опоры на границах Северо-Восточной Руси (колеблющаяся позиция Новгорода, Пскова, Верховских княжеств) потенциально лишило Вильно перспективы в объединении «всей Руси». Московская Русь в XIV в. не смогла помешать успехам Гедиминовичей на западе и юге, но ее сил было достаточно, чтобы не допустить объединения всех русских земель вокруг Вильно.

К началу XV в. великое княжение Владимирское стало наследственной отчиной московских князей. Золотоордынский ярлык на стол становится не столь важным для утверждающегося политического авторитета и силы московских князей, начиная с Ивана Калиты, хотя и выполняет как бы фиксирующую роль. Лидерство Москвы означало распространение авторитарных политических форм на всю территорию Северо-Восточной, а в перспективе и Северо-Западной Руси. Почин в этой политической экспансии положил Василий I, а внук Дмитрия Донского Василий II занял престол в 1425 г. без согласия хана. Во второй четверти XV в. в ходе феодальной войны, охватившей земли Северо-Восточной и Северо-Западной Руси, решались вопросы не столько о том, быть ли единому государству с центром в Москве, сколько быть ли наследственной единодержавной Московской монархии. Победа Василия II, опиравшегося на военно-служилое сословие, означала в перспективе утверждение самодержавных форм правления и крепостнических отношений.

I

Воздействие ордынского ига на древнерусское общество. С установлением власти Золотой Орды из четырех сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) потеряли свой суверенитет и вошли в состав других государств — Великого княжества Литовского и Польши. Так перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли. Иноземное нашествие предопределило распад раннесредневековой этнической общности. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси стала складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Великого княжества Литвы и Польши — украинская и белорусская.

Непосредственное воздействие монголо-татарского нашествия проявилось и в сфере экономики. Походы Батыя и последующие нападения ордынцев оставили на территории Руси страшный след разрушений: сожженные города, опустошенные села, поросшие лесом пашни, поредевшее население, частью истребленное татарами, частью угнанное в полон, частью бежавшее из своих родных мест. Недаром писатель-современник свой рассказ о монголо-татарском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли». Более всего пострадали города. По археологическим данным, из 74 русских городов XII—XIII вв., известных по раскопкам, были разорены 49. 14 из них так и не поднялись из пепла, а 15 городов превратились постепенно в села. Пришло в упадок ремесленное производство. Некоторые уникальные ремесленные технологии никогда не возродились. В монголо-татарское рабство уводили, прежде всего, искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа.

Завоевание приводило к систематическому выкачиванию значительных материальных средств, существенная часть которых уходила в Орду в виде дани, «запросов» и «поминков». Необходимость изыскивать эти средства принуждала великого владимирского князя к увеличению налогов и в целом эксплуатации народа, не забывая, кстати, об укреплении за этот счет своих экономических и политических позиций.

Орда активно влияла и на политическую жизнь земель Северо-Восточной Руси. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы не допустить их консолидации, разжигая вражду между князьями. Занятие великокняжеского престола целиком зависело от ханского пожалования, сопровождавшегося выдачей ярлыка. Удельные князья, ставшие в подавляющем большинстве вассалами Орды, предпочитали владеть «отчинами» и уделами.

Однако при всех исключительно тяжелых условиях ига монголо-татары отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды. На их территории не действовал правовой кодекс монголов — «Яса Чингисхана», не было создано и специальных законов для Руси. Здесь действовали собственные традиционные правовые нормы, нашедшие отражение в княжеских уставных грамотах и Судебниках. Кроме того, завоеватели не устранили русских князей как институт власти, не создали на Руси своих правящих династий, как это было в Персии или Китае. Не имели они и постоянного наместника с определенными функциями: ханские баскаки не имели полномочий управления, а наблюдали, главным образом, за сбором дани. Таким образом, систематического управления русскими землями со стороны Орды не было, оно находилось в руках местных князей, а сношения с Ордой осуществлялись, как правило, через великого князя. Русь сохранила и свою духовную основу — православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Орда не настаивала на смене веры.

Тем не менее, монгольское нашествие как бы разделило древнерусскую историю надвое. В домонгольский период социально-экономическое и культурное развитие Руси было сходно с другими европейскими странами. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс стал затухать, происходила консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Орду огромной дани. Эти структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.

Хозяйственный подъем в Северо-Восточной Руси. Процесс восстановления и развития экономики после монголо-татарского нашествия наиболее заметно проявился в Северо-Восточной Руси. Это была недавно освоенная земля, имевшая широкие возможности для колонизации и экономического развития. И до нашествия Батыя, и после сюда направлялся мощный колонизационный поток. На территориях, огражденных непроходимыми лесами, к северу от широкой Оки, можно было рассчитывать на относительно спокойную жизнь. Хотя условия для земледелия здесь были хуже, так как прежде всего надо было валить лес, обрабатывать пустоши. На очагах плодородной земли («опольях», «росчистях», «сечах») вырастали новые села и города. Приток больших масс населения на сравнительно небольшую территорию Северо-Восточной Руси привел к значительному подъему экономики.

Благодаря активной колонизации земель по Волге и Оке значительно расширились границы земледельческой культуры. За счет освоения пустошей и вырубки лесов быстро увеличивалась площадь пахотных земель. Кроме подсечной и переложной, распространялась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар), что увеличивало производительность полей, в том числе и применение естественных удобрений. Внедрялась более глубокая вспашка земли с перевертыванием верхнего пласта почвы, для чего применялся деревянный плуг с железным лемехом. Сеяли по-прежнему пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, гречиху; из технических культур — коноплю и лен. Из овощей на Руси выращивали капусту и репу, а также лук, чеснок, огурцы, свеклу и морковь. На княжеских и боярских землях разводили сады с яблонями, вишнями, сливами. С переходом к паровой пашенной системе земледелия было связано развитие животноводства с преобладанием крупного рогатого скота. Особенно быстро увеличивалось поголовье волов и лошадей, реже разводили овец и коз. На землях Северо-Восточной Руси, богатых лесами и водоемами, население занималось разными промыслами, ловлей рыбы, бортничеством (добыванием меда диких пчел). В лесах, по берегам Волги и Оки, на Севере добывали пушного зверя — белок, горностаев, соболей, ловили бобров. Иногда рыбная ловля или бортничество являлись основным занятием сел и слобод.

Рост феодальной собственности на землю. Значение земли как основного источника средств существования постоянно возрастало. Конец XIII — начало XIV в. — период быстрого роста феодального землевладения, сокращения крестьянской пашни. Основной формой владения землей стала вотчина — княжеская, боярская или церковная. Одним из главных путей расширения вотчинного землевладения была передача или пожалование князем земли с крестьянами. Нередко князь актом дарения лишь оформлял уже совершившийся захват общинных земель. Вотчинное владение могло передаваться по наследству, быть предметом дарения или продажи. В то же время отчуждение вотчинных земель было ограничено кругом родственников владельца, которые имели преимущественные права на покупку или последующий выкуп земли. Это право защищало интересы отдельных боярских или княжеских родов, ущемляя в то же время возможности других земельных собственников, стремившихся к увеличению своих владений. Таким образом, обращение вотчины даже в кругу привилегированного слоя землевладельцев было ограниченным.

Землевладельцы-вотчинники делились на две категории: высшую составляли бояре, а низший — «слуги вольные». И те, и другие обладали широкими иммунитетными правами, т. е. освобождением от княжеского управления в своих землях. По жалованным грамотам, выдававшимся князем, в частные владения не должны были въезжать представители княжеской власти. Вотчинник сам судил население своего владения или поручал суд своим приказчикам и тиунам. Однако при отсутствии общих законов отношения между землевладельцем и подвластным населением еще во многом определялись обычаем, «стариной». Осуществляя суд, вотчинник собирал в свою пользу судебные штрафы. Крупные вотчинники-бояре платили дань тому князю, на территории которого находилась вотчина. Важной привилегией землевладельцев было право самим собирать дань для князя с подчиненного населения, что освобождало вотчину от въезда и злоупотреблений многочисленных княжеских чиновников — «данщиков», бобровников», «бортников» и др.

В конце XIII — XIV в. росло значение условного землевладения. Князья передавали свои земли «в держание» тем, кто обязывался нести военную службу или выполнять административные поручения в княжеском хозяйстве. Нередко «в держание» передавались пустоши или нераспаханные участки с условием заселения их крестьянами. Подобные условные владения назывались также «жалованьем». Впоследствии из этой формы землевладения сформировалась поместная система. Таким образом, появление и распространение условного землевладения способствовало освоению заброшенных и целинных земель и создавало материальную базу для обеспечения княжеских слуг, являвшихся военной и административной опорой власти князя.

Служба вотчинников носила добровольный характер, так как они нуждались в поддержке и покровительстве со стороны княжеской власти. По приказу князя они являлись в назначенное место со своими дружинами «конно, людно, цветно и оружно». Однако в любой момент они могли прервать службу, «отказаться» от князя и поступить на службу к другому князю, возможно даже врагу их прежнего господина. Служба вотчинников не зависела от местоположения вотчин. Поэтому они могли служить не только тому князю, во владениях которого находились их вотчины, но и другому, сохраняя все владельческие права. В договоры между князьями неизменно включалось условие: «А боярам и слугам вольным меж нас вольным воля». Из «воли» делалось два исключения: землевладельцы должны были участвовать в обороне своего города (т. е. того города, к которому в административном отношении принадлежало данное владение) и платить дань князю «по земле и воде».

Низший разряд вотчинников в XIV в. получил название «дети боярские». Предполагают, что этот термин происходит от древнего названия младших членов княжеской дружины — «детские» или «отроки». Хотя «дети боярские» были свободными вотчинниками, однако, вследствие незначительных размеров земельных владений, их положение было неустойчивым. В случае разорения им грозило превращение в холопов. Поэтому они охотно переходили в зависимость от крупных землевладельцев — князей, бояр, церкви — и несли в их пользу военную службу или исполняли разные хозяйственные обязанности.

Одной из форм феодальной земельной собственности были владения церкви: митрополита, монастырей и отдельных епископских кафедр. Благодаря ростовщической деятельности, покупкам, княжеским и боярским пожалованиям особенно быстро росли монастырские вотчины. Важным средством расширения монастырского землевладения была колонизация неосвоенных земель. Еще одним крупным источником обогащения монастырей были «вклады по душе» (т. е. для поминания умершего) светских землевладельцев. Небогатые вотчинники нередко отдавали свои земли монастырю, чтобы обеспечить его покровительство или даже полное монастырское содержание.

Категории сельского населения. Сельское население в Северо-Восточной Руси носило общее название «люди», «сироты», «христиане». В новгородских и псковских землях сохранялось старое название — «смерды». Термин «христиане» («хрестьяне») первоначально обозначал православное население Киевской Руси в противоположность иноверцам и носил чисто религиозную окраску. После установления ордынского ига он стал применяться к широким слоям населения, выступавшим против иноплеменников, «басурман», ордынцев и приобрел социальное значение. Постепенно «хрестьянами» или крестьянами стали называть широкие слои сельских жителей.

Вместе с тем, в источниках встречаются и иные, специальные термины для обозначения сельского населения, тех же крестьян, например — «старожильцы» и «новоприходцы». Эти названия отражали определенную свободу, которой пользовались крестьяне. Они могли уйти от своего господина к другому в расчете на определенные льготы, освобождавшие их от всех или некоторых повинностей на 10—15 лет. В этих случаях они становились «новоприходцами» в отличие от «старожильцев», которые жили на одном месте в течение многих поколений и выполняли все налоги и повинности. Юридически и старожильцы не были лишены права перехода, но в действительности они были прочно связаны со своим хозяйством, и землевладельцы всячески препятствовали их переходу как наиболее ценной категории крестьянства. В числе сельского населения источники упоминают «серебреников» (взявших денежную ссуду серебром), «половников» и «третников» (отдававших господину указанную часть урожая).

Имущественное положение крестьян также было различным. Богатые крестьяне дополнительно арендовали землю, нанимали обедневших односельчан: «пешеходцев» (не имевщих скота), «подворников», «захребетников» (не имевших собственного хозяйства и проживавших в чужих дворах). Но в основном эти крестьяне находились в экономической зависимости от вотчинников и несли в их пользу различные повинности: платили оброк натуральными продуктами, выполняли работы в усадьбе. Работы на пашне были в основном обязанностью монастырских крестьян, а в боярских вотчинах на пашне работали холопы.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...