Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В Западной Европе



Падение Западной Римской империи означало оконча-

тельное крушение античных политико-правовых порядков и

гибель цивилизации, представлявшей собой высшее дости-

жение древнего мира. На смену приходят средние века,

когда западноевропейское общество надолго было отброше-

но назад и вынуждено было проделать новый виток разви-

тия от примитивных протогосударств к крупным и конгло-

меративным "варварским" королевствам, а в конечном сче-

те - к централизованным национальным государствам. Сам

термин "средние века" западноевропейского происхожде-

ния, он восходит к итальянским гуманистам XV-XVI вв.,

видевшим в средневековье длительную, но промежуточную

эпоху между двумя великими европейскими культурами -

античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому

данный термин лишь со значительной долей условности мо-

жет быть применен к государствам как Востока, так даже

и Восточной Европы.

Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на

долгое время утрату богатейших духовных ценностей ан-

тичного мира (особенно его политического демократичес-

кого наследия), не была регрессом в истории государс-

твенности и человечества в целом. Развал Римской импе-

рии сделал возможным выход на политическую арену Запад-

ной Европы новых этносов и народов. Они уступали римля-

нам в политико-правовой культуре, но сумели в средние

века создать свои, неизвестные странам Востока и антич-

ному миру, исторически более перспективные формы орга-

низации экономической, социальной и политической жизни.

Важным катализатором исторического развития, опреде-

лившим уникальность западноевропейской цивилизации и в

последующие века, были унаследованные от античности

частная собственность, выступавшая в средние века преж-

де всего в виде феодальных поместий, и христианская ре-

лигия.

Влияние античных традиций в средневековой Европе с

большой силой проявилось в эпоху Ренессанса, когда в

рамках феодального общества с невиданной для всего тог-

дашнего мира быстротой складываются материальные и ду-

ховные предпосылки капитализма.

Историю средневековья, которая охватывает в Западной

Европе более тысячи лет, принято делить на периоды в

зависимости от тех ее аспектов, которые составляют

предмет рассмотрения (хозяйственная жизнь и степень

развития феодальных отношений, культура, религия и

т.д.). В мировой литературе нет единого подхода и к са-

мому понятию "феодализм", который нередко отождествля-

ется с политической раздробленностью, с феодальной ие-

рархией, с определенными ступенями церковной организа-

ции и т.д. В отечественной литературе последних лет до-

минировала марксистская трактовка феодализма как особой

общественно-экономической формации. Соответственно и

периодизация средневековья связывалась прежде всего с

уровнем развития феодального способа производства (ста-

новление феодализма - раннее средневековье, расцвет фе-

одализма - развитое средневековье, упадок феодализма -

позднее средневековье).

В данном учебнике, посвященном истории государства,

а не общества в целом, целесообразно пользоваться пери-

одизацией, которая (с некоторыми вариантами) стала наи-

более употребительной в отечественной историко-правовой

науке. Эта периодизация учитывает прежде всего эволюцию

и последовательную смену самих форм средневекового ев-

ропейского государства, которые не были известны антич-

ному миру и которые, как это будет показано далее, кар-

динально отличаются от государственных форм, существо-

вавших в ту же эпоху в странах Востока.

Так, в Европе в период ранних (варварских) госу-

дарств, когда формирующийся класс земельных собственни-

ков-феодалов сплачивался вокруг королевской власти,

пользовавшейся также поддержкой христианской церкви и

крестьян-общинников, первые, как правило, крупные госу-

дарственные образования приобретали форму раннефеодалъ-

ных монархий.

Развитие феодальных поземельных отношений, базиро-

вавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации фе-

одально-зависимого крестьянства, порождало и новые виды

связей между земельными собственниками разного ранга,

которые приобретали характер феодальной иерархии. В ус-

ловиях крайней степени политической децентрализации,

фактически феодальной раздробленности, единственным

способом организации и поддержания государственной

власти стали особые договорные отношения, построенные

на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое го-

сударство, превратившееся в Западной Европе в IX-XIII

вв. в великое множество государств-поместий и отличав-

шееся крайней степенью экономической и политической де-

централизации, приняло форму сеньориальной монархии.

Экономический подъем в XIII-XV вв., связанный с рос-

том городов и развитием торгового оборота, с накоплени-

ем капитала, породил сословную консолидацию западноев-

ропейского общества. В новых условиях стало возможным

постепенное территориальное объединение государств на

национальной основе, усиление королевской власти, ис-

кавшей поддержки у представителей сословий.

Для этого периода характерно становление сослов-

но-представителъных монархий.

Наконец, в позднем средневековье (XVI-XVII вв.),

когда полным ходом идет разложение феодализма и форми-

руются основные элементы капиталистической системы,

только сильная королевская власть способна укрепить и

поддержать пошатнувшееся общественное здание. Она смог-

ла еще какое-то время обеспечивать экономическое разви-

тие и умерять нарастающие общественные антагонизмы. Но

при этом королевская власть все более возвышается над

обществом, делает ставку на бюрократический централизм,

на военно-полицейскую силу, на устранение политической

оппозиции. Таким образом, на своей последней стадии

средневековое государство выступает в форме абсолютной

монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего

старого режима и начало Новой истории, давшей миру об-

разцы представительной и демократической государствен-

ности.

Особенность западноевропейской модели средневекового

государства определяется не только эволюцией монархи-

ческого строя и последовательной сменой его форм. Для

нее также характерной является (особенно в периоды де-

централизации и территориальной раздробленности) диффу-

зия политической (государственной) власти, которая пе-

реходит от короля в руки отдельных светских и духовных

магнатов, а также в поместья крупных земельных собс-

твенников. Сама политическая власть, дающая возможность

управлять вассалами, крепостными и лично свободными

крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атри-

бутом земельной собственности.

В таких условиях связи государства с другими элемен-

тами (институтами) политической системы становятся осо-

бенно сложными. В истории западноевропейского средневе-

ковья сельская (крестьянская) община не порождала ка-

ких-либо особых проблем для государства. Она являлась

простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное

хозяйство, и обладала минимальными административными и

судебными функциями. В политическом плане она полностью

находилась под властью короля, сеньора или церкви. Ина-

че строились отношения государства с теми средневековы-

ми общественными институтами и объединениями, которые в

Западной Европе обладали реальной политической властью,

прежде всего с церковью и городами.

Особенно сложными и неоднозначными на разных ступе-

нях средневековья были взаимоотношения государственной

(королевской) власти и христианской церкви. Они нередко

порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили

и к прямому противоборству.

В раннем средневековье "варварские" короли, принимая

христианство и получая тем самым поддержку церкви, под-

носили ей большие дары, прежде всего в виде обширных

земельных владений. Так церковь постепенно превратилась

в крупного земельного собственника, имеющего по сравне-

нию с самими королями и свет-

скими магнатами несомненное преимущество, ибо церковные

и монастырские земли не подлежали дроблению и возврату

в мирской земельный фонд. Отсюда возникла поговорка,

что церковь держит земли "в мертвой руке". Однако до

IX-Х вв. церковь, хотя ее политический вес в обществе

неуклонно возрастал, не была еще в полном смысле поли-

тической организацией. Она являла собой духовное сооб-

щество, оказывающее глубокое нравственное воздействие

на верующих, а также способствующее формированию обще-

европейской культуры и самосознания. Церковь до XI в.

находилась еще не под контролем римского папского прес-

тола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в

то время еще относительно сильной властью.

Прогрессирующая во всей Западной Европе феодальная

раздробленность, ослаблявшая королевскую власть, прев-

ращавшая ее из публичной в частную, сеньориальную, спо-

собствовала росту политических амбиций и притязаний

римских пап на мировое господство. Эти амбиции привели

к разделу христианской церкви на восточную (греко-като-

лическую) и западную (римско-католическую). Хотя фор-

мально раскол вытекал из расхождений по чисто религиоз-

ным вопросам (по догмату о происхождении Святого духа,

по учению о благодати, по порядку причащения и т.д.), в

основе раскола лежали прежде всего политические проти-

воречия - борьба за руководство христианским миром и

светской государственной властью.

Возрастающий авторитет римско-католической церкви

опирался не только на земельные богатства, на Священное

писание и религиозные чувства верующих. Он имел под со-

бой и созданную к этому времени мощную и централизован-

ную церковную организацию, построенную на четком отде-

лении клира от мирян, на строго иерархических началах

жизни духовенства и на его безусловном подчинении епис-

копату, римской курии и верховному понтифику - папе.

Большую политическую силу последнему придавали и возни-

кавшие еще с VI в. различные монашеские, а позднее ду-

ховнорыцарские ордена, представлявшие собой строго

централизованные объединения, уставы которых утвержда-

лись папством. По сути дела, в XI-XII вв. (с так назы-

ваемой папской революции), когда римские папы начинают

претендовать на руководство всем христианским миром,

римско-католическая церковь превращается в своеобразную

надтерриториальную и общеевропейскую теократическую мо-

нархию. Она создала к этому времени свои политические,

финансовые и судебные органы, свою дипломатическую

службу. Наибольшего могущества в качестве самостоятель-

ного политического института в западноевропейском об-

ществе католическая церковь добивается в XIII в. при

папе Иннокентии III (1198-1216 гг.), установившем поря-

док, при котором коронация европейских монархов должна

была осуществляться актом римского папы. В это же время

развернулась острая политическая борьба римского прес-

тола за отмену так называемой духовной инвеституры,

т.е. права светской власти утверждать выборы высших

церковных лиц (епископов, аббатов) и вручать им символы

духовной власти (кольцо и

посох). В борьбе с европейскими монархами за политичес-

кое влияние римские папы прибегали и к таким сильно-

действующим средствам, как наложение интердикта, т.е.

запрета совершать богослужение и религиозные обряды в

пределах указанного государства, и даже к прямому отлу-

чению от церкви "провинившегося" монарха. Так, при Ин-

нокентии III были отлучены от церкви германский импера-

тор, английский и французский короли.

Особый политический симбиоз церкви и государства в

Западной Европе в средние века имел своим результатом

создание целой системы специальных церковных трибуна-

лов, призванных защищать устои христианского вероуче-

ния, бороться с еретиками, инквизиции. Эти трибуналы

отвергли варварские, дохристианские виды судебных дока-

зательств (ордалии и т.п.), пытались внести рациональ-

ное начало в уголовный процесс (письменное судопроиз-

водство, система формальных доказательств и т.п.).

Вместе с тем инквизиция породила презумпцию виновности

обвиняемого, целый ряд утонченных по своей жестокости

истязаний обвиняемого и т.д., что явно выходило за рам-

ки складывавшегося в западноевропейском средневековом

обществе (особенно на поздних его ступенях) типа поли-

тико-правовой культуры.

Иную роль в формировании политического и правового

сознания в Западной Европе сыграли средневековые горо-

да, некоторые из которых вели свое начало от римских

времен. Но наиболее бурный рост городов относится к

концу XI-XII в., когда начинается быстрое развитие ре-

месла и торговли, зарождаются капиталистические отноше-

ния. Естественно, города во всех сферах своей жизни ис-

пытали влияние феодальных порядков. Так, городские об-

щины основывались и развивались долгое время на землях,

составлявших феодальную собственность королей и других

светских сеньоров, монастырей и т.п. Первоначально го-

родское население испытало на себе те или иные формы

личной зависимости от сеньора, но даже и в более позд-

нюю эпоху, уже после приобретения личной свободы, оно в

условиях господства феодальной власти не могло преодо-

леть сословную неполноценность. Даже сама основа го-

родской жизни - производство и торговля не были свобод-

ны от всевозможных феодальных пут (цеховой строй, тор-

говые монополии и т.д.).

Но тем не менее по своей сути западноевропейские го-

рода (в отличие от городов Восточной Европы) были как

бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в

политической жизни города, особенно в эпоху Возрожде-

ния, горожане все больше ориентировались на забытые на

долгое время античные демократические порядки, а не на

феодальные методы властвования. Учитывая все возрастаю-

щий экономический и политический потенциал городов, ко-

ролевская власть, особенно в XI-XIII вв., искала у них

политическую поддержку и финансовую помощь.

История средневековых городов - это борьба городско-

го населения как за личную свободу и иные вольности и

привилегии, так и за политическое самоуправление, а в

ряде случаев и за полную независимость. Эта борьба осо-

бенно характерна для XI-XIII вв.,

т.е. того периода, когда еще не получил силу процесс

политической централизации и повсеместного усиления ко-

ролевской власти. Политическая автономия городов в фео-

дальном мире достигалась разными средствами: от воору-

женной борьбы до простой покупки права самоуправления.

Политико-правовой статус городов в разных странах в за-

висимости от конкретных исторических условий, от силы

королевской власти отличался многообразием форм и ви-

дов. Наибольшую степень политической автономии в сред-

невековом государстве имели городские общины, приобре-

тавшие статус коммуны, т.е. полного самоуправления. От-

дельным городам, особенно при слабости центральной го-

сударственной власти, например в Италии, удалось приоб-

рести статус самостоятельного государства-города. В та-

ких городах-государствах устанавливалась обычно форма

городской республики (Венеция, Флоренция, Генуя и

т.д.). Эти государства, несмотря на свои миниатюрные

размеры и сравнительно несложную систему управления,

суда и т.д., занимали важное место в международной тор-

говле и тем самым приобретали все больший политический

вес на европейской арене. Даже в тех случаях, когда го-

родские советы в этих карликовых республиках оказыва-

лись в руках местной олигархии, аристократии, плутокра-

тии и т.д., города, будучи проводниками античных демок-

ратических традиций, уже самим своим существованием

подрывали устои феодализма и содействовали переходу к

новым, более высоким формам государственно-правовой

жизни.

Несмотря на характерную, особенно для определенных

периодов западноевропейского средневековья, рассредото-

ченность политической власти, главным институтом в по-

литической системе все в большей степени становилось

государство. Его политическое значение и вес определя-

лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой

феодальной раздробленности, являлась единственным об-

щепризнанным представителем страны и народа в целом.

Закрепляя феодальные формы поземельной собственности,

сословные привилегии феодалов, средневековое государс-

тво, как любое другое государство, осуществляло общесо-

циальные функции (поддержание мира, традиционного пра-

вового порядка и т.д.). В средние века в странах Запад-

ной Европы сложилась и приобрела общесоциальную цен-

ность национальная государственность, которая при всех

ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев-

ропейской культуры и цивилизации.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 419 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...