Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики



Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художествен­ной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций., сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г,), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой род­ного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного на­следия.

В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественно­го образования., слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в кулътурно-досуговых учреждениях.

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению.

При этом и качестве методологических задач выступают:

• разработка концепции, принципов отбора и интегрирования краеведческого содержания в контексте с содержанием государственного образовательного стандарта;

• создание оптимальных вариантов программ;

• выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний;

• целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей.

Содержание регионального компонента этнохудожественного образования должно способствовать:

• раскрытию перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона;

• усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре;

• привитию любви к традиционному народному искусству;

• воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной художественной культуры;

• развитию художественно-творческих способностей;

• формированию мотивации к работе по позитивному преобразованию сферы народной художественной культуры.

Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; мно­гообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы пред­ставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этнокультурного образования, различные типы ассоциаций и объеди­нений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образова­тельных учреждений и комплекса программ развития субрегионов.

Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значимые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной осед­лости» (Д.С. Лихачев) ученика.

Преемственная многоуровневая региональная система художественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное; среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образования - ориентировано на освоение ребенком элементов традиционной народной художественной культуры региона на обыденном представленческом уровне. Художественная деятельность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладением элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого материала и творческую самореализацию дошкольников, основанную на повторении эстетических образцов.

По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст).

Второе звено - общего среднего и дополнительного образования - представляет собой понятийный уровень освоения региональных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки нацелена на овладение элементарными технологическими навыками в области народной художественной культуры, позволяющими с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изучаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятельность (в том числе и исследовательскую этнографическую), основанную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального образования, представляет собой мировоззренческий уровень усвоения региональных традиций народной художественной куль­туры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно региональных особенностей традиционной русской культуры. Уча­щиеся должны овладеть навыками поиска и получения информации о традициях и тенденциях развития народной художественной культуры региона, профессиональными навыками иллюстрации обнаруженной информации и умениями выявить и систематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрождения этнокультурных традиций и этнохудожественного воспитания на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналитическую деятельность, а также самостоятельную творческую реализацию замыслов в сфере народной художественной культуры.

Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образования. Оно представляет собой концептуальный уровень освоения региональных этнохудожественных традиций. Этот уровень предполагает структурирование и систематизацию информации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различные проявления художественного и научного творчества, педагогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.

На решение сложной проблемы создания в регионе преемственной системы этнохудожественного образование было направлено осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на территории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входили территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мордовия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются ау­тентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично развивался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусством, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедрение регионального содержания в практику этнохудожественной подготовки образовательных учреждений различного типа и уровня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельствует о высокой эффективности педагогической технологии регионального этнохудожественного образования, способствующей существенному росту качества подготовки по когнитивному, эмоциональному, мотивационному и деятельностному компонентам.

Список рекомендуемой литературы

1. Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1996. 337 с.

2. Брусов С.В. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55

3. Горлинскип В. Модернизация системы музыкального воспитания и об­разования в современной России: актуальные подходы переходного ;, периода: Монография. М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с.

4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в совре­менной городской среде / Возрождение культурных традиций Цен­трального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. С. 56-64.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.

6. КаргинА.С. Народная художественная культура. М., 1997.

7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1994. 108 с.

8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро­вания учебного процесса. Волгоград, 1995.

9. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования; Ред. А Л.Беляеваидр. СПб., 1992. 80 с.

10. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального про­странства. М., 1994. С. 44. 11 Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

12. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синерге­тики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. 200 с.

13. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов ху­дожественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТТУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с.

14. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996. №6. С. 3.

15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Нар. образование, 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция?

2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона?

3. Что подразумевается под культурным образованием?

4. Из чего складывается этнокультурное образование?

5. Что такое этнокультурная образовательная технология?

6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности.

7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий?

8. Что такое активные и интерактивные технологии?

9.Что такое технологический модуль в этнокультурном образователь­ном процессе?

10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой сис­темы образования?

11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива?

12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания.

13. Дайте характеристику принципов разработки и реализации этнокуль­турных образовательных технологий.

14. Каково о значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов?

Содержание

Введение.....................................................................................................................4

Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

1.1. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.4-13

1.2. Сущность социально-культурных технологий..... 14 - 18

1.3. Понятие отраслевых и дифференцированных технологий социально-культурной деятельности.19 - 24....

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной деятельности как основные составляющие техно­логического процесса..25 - 34.......................

1.4.1. Средства социально-культурной деятельности..

1.4.2. Формы социально-культурной деятельности....

1.4.3. Методы социально-культурной деятельности...

Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры

2.1. Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности 34 - 43

2.2. Социальная информация и ее свойства

2.3. Средства массовой информации и учреждения до­суга 38 - 45

2.4. Информационно-просветительная и рекреационно-оздоровительная деятельность за рубежом

2.5. Современные информационно-просветительные технологии.54 -65.........................

Глава III. Технология самодеятельного творчества и лю­бительских объединений

3.1. Самодеятельное творчество как часть народной художественной культуры

65 – 72

3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея­тельного творчества72 - 77

3.3. Категория творчества в контексте теории деятель­ности 77 - 85

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова­ния личности 85 - 90

3.5. Классификация самодеятельного творчества 90 -96

3.6. Понятие и основные признаки любительских объе­динений и клубов по интересам 96 - 101

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений101 -104

3.8. Киноклуб как форма социально-культурной дея­тельности и разновидность любительского объединения

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества

Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной деятельности

4.1. Понятие игры и игровой деятельности...........

4.2. Классификация игр

4.3. Виды игр....................................

Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере

5.1. Сущность и особенности межличностного общения

в сфере свободного времени...................

5.2. Стили и виды педагогического общения.........

5.3. Типы коммуникативного общения..............

5.4. Основные единицы коммуникативного общения..

5.5. Техника коммуникативного общения............

5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях сферы..социально-культурной Материала нет! Но он есть в печатном виде, в учебнике

Глава VI. Технология организации досуга детей и подростков

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации

на развитие личности подростка 104 -109

6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 109 -115..................................

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро­стков и юношества.115 -125..........................

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений культуры и семьи в процессе организации досуга подростков 125 -128..................................

6.5. Новые технологии в организации досуга детей и подростков.128 - 135.................................

6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная

форма организации досуга детей и подростков.... 135 -145





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1768 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...