Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория государства и права. Самосознание и человеческое «Я»



Самосознание и человеческое «Я»

Структура и функции самосознания

Форма временного существования самосознания двойственна (амби­валентна): в динамике сознания оно существует как сумма психичес­ких состояний, одновременно обладая преемственностью, устойчивос­тью и системной целостностью. Поэтому при анализе динамической структуры самосознания используются не одно, а два понятия: «теку­щее Я» и «личностное Я». Первое обозначает конкретные фазы осо­знания себя в «текущем настоящем», то есть непосредственные про­цессы деятельности самосознания. Понятие «личностного Я» употребляется для обозначения устойчивой структурной схемы самоотношения, ядра синтеза «текущих Я», эта схема более или менее частично и про­является в «текущем настоящем».

«Внешнее» и «внутреннее Я» взаимообусловлены и внутренне взаимосвязаны, но они не могут, конечно, считаться тождественными, так как «внешнее Я» — эмпирический наблюдаемый индивид, а «внут­реннее Я» — всегда остается чисто психологическим феноменом.

Если видеть во «внутреннем Я» интегральную ось всех форм са­мовосприятия, личностное (персонифицирующее) единство самоотно­шения и самоотражения, то оно оказывается очень близким, а в некото­рых отношениях тождественным самосознанию.

Уникальным свойством самосознания является то, что оно мо­жет выступать в роли субъекта по отношению к самому себе, оставаясь одновременно в системном плане идентичным данному «субъекту» объ­ектом. Опираясь на это свойство, и следует решать вопрос о соотноше­нии «внутреннего Я» и самосознания.

Самосознание, выступая в роли субъекта своего к себе отноше­ния, в роли объекта этого же отношения может рассматриваться как «внутреннее Я», то есть они оказываются лишь различными динами­ческими состояниями одной системы.

Когда мы определяем ее как самосознание, то видим в ней, преж­де всего, отношение; говоря же о ней как о «внутреннем Я», подчерки­ваем ее интегративные функции, выделяем элементы соматической детерминированности, статичности, определенности, законченности, наличие своей собственной информации.

Нельзя, конечно, понимать внутреннее, субъектно-объектное отношение самосознания как нечто голое, реляцию психики к себе са­мой, своего рода, causa cui, отношение, не имеющее своего предмета вне самого себя. Это отношение, во-первых, существует как внутренняя сторона субъективной реальности, отражающей объективную; во-вто­рых, его субстанциональной основой является сам человек как психо­соматическое единство. Наконец, оно объективировано языковой фор­мой, в которой наше «Я и только и способно оперировать собственной информацией на когнитивном уровне, и, следовательно, опосредованно детерминировано формами социальных коммуникаций.

Самоотображение свойственно всем уровням человеческой пси­хики: ощущению соответствует самоощущение, восприятию само­восприятие и т.д. Причем, первичные формы самоотображения психики, вместе с централизованной системой самоданности человеческого организма, синестезией, генетически образуют комплекс органичес­ких предпосылок самосознания и функционально остаются его посто­янными компонентами.

Это и позволяет рассматривать индивидуальное самосознание как целостную, действительную на всех уровнях психики структуру, включающую в себя множество элементов: от чувственной конкретно­сти самоощущения до отвлеченной дискурсивности саморефлексии. В психике максимум всегда развивает то, что было в какой-то степени заложено в минимуме.

Из системного единства нашего самосознания вытекает и внутрен­няя двойственность каждого его акта, всегда одновременно, но в разной мере включающего в себя элементы самопознания и самопереживания. И хотя удельный вес последнего может снижаться по мере становления высших функций самосознания, полностью не посредствен но- чувствен­ные компоненты никогда не элиминируются. Аффективное начало не вы­тесняется в процессе социализации, а качественно преобразуется, диф­ференцируется, вступая в новые отношения с интеллектом.

С помощью нашего «внутреннего Я» и осуществляются темати­ческая изоляция и последующая актуализация содержания процессов нашей психики, благодаря чему мы оказываемся способными знать о себе, анализировать и переживать себя как живое неповторимое целое. Определенная целостность органического и социального бытия инди­вида выступает в рамках субъективности как ее относительно устой­чивый внутренний полюс, через который отражаются вторично и тем осознаются как свои все стороны, уровни и элементы мира психики. Подобная широта диапазона самосознания вытекает из интегративной природы его механизма, то есть из вовлеченности и в каждый его акт не только отдельных психических процессов или их комбинаций, но и всей личности, всей системы ее психологических свойств, особенностей мо­тивации, различных типов опыта и эмоциональных состояний.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, в том числе имеющие рефлексивную направленность, становится понятным, поче­му человек может не только осознавать, оценивать и регулировать соб­ственную психическую деятельность, но и может осознавать себя со­знающим, самооценивающим. В этом случае самоотражаются акты и формы деятельности самосознания, образуя вторичную цепь интросубъективных отношений.

Таким образом, мы приходим к пониманию сущности психологи­ческого механизма индивидуального самосознания как интегрированной в целостный персонифицирующий центр системы самоданности основ­ных психических процессов личности, пониманию того, что самосознание и есть то качество человеческой природы, благодаря которому каждый из нас из «субъекта в себе» превращается в «субъект для себя».

При анализе самосознания первым встает вопрос об осознании как многоуровневой системе, имеющей свою собственную содержательную и функциональную структуру. Если видеть в самосознании высший тип сознания — выделение отдельных уровней первого превращается, по сути дела, в содержательную классификацию перерабатываемой информации. Такого типа классификации, конечно, полезны при изуче­нии самосознания социально-политическими науками, но они мало помогают определению его внутренней структуры.

Если же самосознание — универсальный фактор человеческий психики, та тогда каждый ее уровень (от чувственной ступени до тео­ретического мышления) должен предполагать и включать соответст­вующий уровень самоданности. Несмотря на очевидную логичность, данный вывод еще практически игнорируется очень многими, особенно когда дело доходит до конкретного выделения основных составных ча­стей в структуре самосознания. Традиция рассматривать самосозна­ние как нечто «высшее» приводит к тому, что в его структуру включа­ют преимущественно соответствующие «высшие» элементы сознания, пренебрегая всеми остальными, особенно теми, которые характерны для «низших» уровней психики.

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противопостав­лении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой пси­хики. К. Юнг выделял два уровня ее самоотображения. Первый субъ­ект всей человеческой психики — «самость», которая персонифици­рует как сознательные, так и бессознательные процессы. Самость есть величина, относящаяся к сознательному «Я», — писал К. Юнг,— как целое к части. Она охватывает не только сознательное, но и бессознательное и поэтому есть как бы тотальная личность, которая и есть мы. Второй уровень — форма проявления «самости» на поверх­ности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я», вторич­ный продукт тотальной суммы сознательного и бессознательного су­ществования.

Похожей схемой при определении внутренней структуры субъ­ективности пользуются и «гуманистические психологи» (А. Маслоу, Ш. Вголер, Р. Мей и другие), влиятельное направление современной психологии, стремящееся преодолеть крайности поведенческого и психоаналитического методов изучения внутреннего мира личности. Разница только в том, что в «гуманистической психологии» по сравне­нию с неофрейдизмом происходит смещение акцента на функциональ­ное значение «самости» как личностного фактора в процессе целеполагания субъекта. Она (самость) выражает интенциональность или целенаправленность всей личности на осуществление максимума по­тенциальных возможностей индивида.

Самосознание в обоих случаях оказывается внутренне подчи­ненным, предопределенным или «тотальностью», или совокупностью органических «потенциальных возможностей» глубинных слоев пси­хики индивида. «Самость» означает, следовательно, не подлежащий сомнению факт тождественности формирующейся психики самой себе как определенному целому. Каждый из нас способен осознать любое отчетливое представление в качестве своего, то есть добавить к любой мысли, скажем, кто-то «идет» Это особенно интересно по от­ношению к моим мыслям о себе самом, например, «Я чувствую, что я устал», поскольку в этом случае я одновременно являюсь и субъек­том и объектом. Эта рефлексивная способность «я» может относиться не только к единичным моментам, например, к моему состоянию уста­лости, но и ко всему человеку (хорошим примером является мысль «Я знаю себя»).

Самые верные проявления рефлексивных способностей нашего «Я» связаны с отрицательным отношением человека к самому себе, когда, например, он может сказать: «Я ненавижу себя». Ведь ненависть является отношением противостояния, а между тем ненавидящее и не­навидимое «Я» совпадают в одном и том же человеке. Вероятно, именно поэтому ненависть столь неумолима и непреклонна. Несмотря на иден­тичность «я» — субъекта и «я» — объекта, все же необходимо их разли­чать. Как мы уже указали, принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью».

Понять, что дает исходные импульсы индивидуальному самосо­знанию (нашей индивидуации)— «Я» или «самость», — весьма нелегко. С одной стороны, именно наше «Я» приписывает самость себе, а не дру­гому «Я»; в этом смысле «Я» является исключающим принципом. С дру­гой стороны, эта формальная функция свойственна всем «я», и их разли­чие определяется различием между самостями, которые, следовательно, могут определять также способы, какими единичные «Я» выполняют свою функцию.

Чрезвычайно важно понять, что различие между «я» и самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом, самость — наблю­даемым: «Я» современного человека научилось наблюдать за его само­стью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Одна­ко «Я» может наблюдать за своей склонностью наблюдать, — ив этом случае то, что сначала было «Я» становится самостью. И «Я» может также отождествиться с самостью — то, что сначала было самостью, становится «Я».

Совершенно очевидно, что не все структуры самости равно важны для «Я», стремящегося к идентификации: влюбленность за­хватывает «Я» значительно сильнее, чем зубная боль. Возможна сле­дующая классификация чувства самости: во-первых, чувства, за­трагивающие отдельные части тела. Конечно, эти физические чувства на самом деле не являются физическими и не локализованы в каком-то определенном органе, даже если и создают воображаемое простран­ство. Неправильно было бы сказать; «моя нога испытывает боль» (воз­можна иллюзорная боль даже в отнятой ноге); всегда правильно сказать: «У меня болит нога». Во-вторых, существуют чувства, относящиеся к телу в целом, например, общее нарушение здоровья. В-третьих, есть чувства, захватывающие душу, например, влюбленность: даже если их последствием являются физические чувства, все же сами по себе они не являются физическими. В-четвертых, особую группу со­ставляют интеллектуальные чувства, такие как радость познания, наслаждение свой правотой и т. п.

Если действительно видеть в генезисе самосознания, прежде всего становление качественно новых человеческих возможностей, то следует выделить четыре его основных уровня; непосредственно чувственный, целостно - личностный (персонифицирующий), интеллектуально-аналитический, целенаправленно-деятельный. На первом уровне индивид от­ражает себя как телесно существующее, реально-жизненное начало, здесь образуется чувственная степень самосознания, то есть способность ощущать, чувствовать свой организм как единое целое, получать ин­формацию о его процессах («физическое, телесное самосознание»).

На втором — развивается механизм отражения психикой своего личностного начала, собственных эмоциональных состояний, восприятие себя как активного, внутренне единого существа («Я — переживание»). Третий уровень — интеллектуально-аналитический (рефлексивный) — характеризуется способностью к осознанию собственных когнитивных процессов, теоретических форм и способов своей деятельности. При этом субъект отражает себя, как мыслящего, познающего и даже самосознающего и тем самым оказывается способным к осознаваемой саморегуляции и сознательному самовыражению — возможностям, характеризующим четвертый уровень самосознания, где оно выступает как система осмыс­ленной само детерминации субъекта.

Поскольку на каждом уровне происходит становление одного из постоянных компонентов и способов функционирования самосознания, в его структуре можно выделить четыре соответствующих стороны, четыре типа специфических для него форм психической активности. Первую образуют элементы, через которые в самосознании индивида от­ражаются психосоматические процессы и реакции, обеспечивается по­стоянная чувствительность к собственной психике, к тому, как протека­ют в ней реакции ощущений, восприятий, переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь, входят самоощущение, психологическое самовоспри­ятие, первичное самопереживание и другие виды самочувствительности. С их помощью осуществляются интернализация результатов первичной активности и простейшая самоидентификация личности. Таким образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в форме чув­ственных данных о наличии, интенсивности и особенностях своих состо­яний и переживаний. Это необходимо прежде всего для эффективной са­морегуляции всей нашей психики.

Вторая сторона структуры самосознания, целостно-образная, свя­зана с перцептивными механизмами личностных центров, то есть с вос­приятием, переживанием и осознанием себя как деятельного начала, как некоего «Я», противостоящего и взаимодействующего с «не - Я». Для по­добных психических процессов характерна система не столько чувствен­ной, сколько деятельностной самоданности, которая и делает возможным самоотносимость психических процессов и реализацию эмоциональных форм самоотображения «Я» субъекта. К тем функциям самосознания, в которых, прежде всего, проявляется данная сторона его структуры, отно­сятся самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положи­тельная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая сторона са­мосознания — важнейший компонент его структуры, представляет собой совокупность психических актов, в основе которых лежит осо­знание личностью содержания и характеристик собственных мысли­тельных процессов личности. Значение данной стороны состоит, прежде всего, в том, что она служит основанием и средством теоретической ступени самопознавательной деятельности. К рефлексивной стороне можно отнести самонаблюдение, сам о осмысление, самоанализ, само­рефлексию и т.д.

Своеобразным синтезом трех рассмотренных выступает чет­вертая сторона самосознания, через которую осуществляются отра­жение и корректирование обратных связей психики с предметной и собственной субъективной реальностью, а рефлексивные когнитивные процессы выступают в качестве начала контролирующего и замещаю­щего процессы эмоциональные. В этом случае активность наших дей­ствий определяется уже не извне, а исходит из внутреннего импульса и направляется не установкой, первично формирующейся в процессе самого поведения, а установкой, фиксированной в прошлом субъекта. Здесь поведение свободно от побуждения извне и по своему происхож­дению является моментом внутреннего порядка.

Поэтому именно с этой стороной связаны ведущие социальные функции самосознания и, в первую очередь, регулятивно-поведенческая и мотивационная. Первая из них осуществляется через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации и саморегламентации личности, чем предопределяются содержание и направление ее тенденций к самоизменению (обычно путем самовоспитания и самоусовершенствования). Причем строятся соответствующие интеллектуальные операции на ос­нове предварительных актов самооценки и самокритики, тем самым они и внутренне оказываются неотделимыми от аксиологических элементов структуры самосознания. На более высоком уровне, когда углубляется степень постижения индивидом собственных импульсов, желаний, эмо­циональных состояний и определяются подлинные потребности и реаль­ные возможности, целенаправленно-деятельная сторона самосознания становится инструментом, с помощью которого личность программирует свои стремления к самоосуществлению, постоянному самовыражению и самоутверждению.

3.

Идентификация и рефлексия

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем или чем-либо («самоидентификация») и интеллектуальным самоанализом нашего «Я» (рефлексия и саморефлексия). Сложившиеся нормы самоидентификации позволяют нам постепенно обрести устойчивое представление о себе, которое в психологии называется идентичностью личности. («Пусть вещество моего тела непрерывно обновляется, моя материя постоянно меняется – моё Я остаётся неизменным». К. Ясперс). Это как бы система ответов на вопрос «Кто мы?». Мы идентифицируем себя с родителями, близкими, сверстниками («Я – молодой человек, студент»), соплеменниками («Я – настоящий русский, чукча, еврей»), с реальными или вымышленными лицами («Я – Обломов»), с животными и т. п.

Степень идентификации различается по полноте, то есть по тому, в какой мере мы отождествляем себя с чем-либо и по уровню осознанности самого процесса уподобления. На первых (важнейших для личности) этапах становления психики идентификация происходит практически бессознательно.

Если, например, при рождении ребёнка его пол определён неправильно и по этой (или какой-либо другой причине) последующее воспитание строится из предпосылки этого неверно определённого пола, то переделать (изменить) потом неправильную, половую самоидентификацию, очень сложно. Добиться психологического соответствия его биологическим признакам можно только в границах двухлетнего возраста.

За тем придётся прибегнуть к хирургическому или гормональному вмешательству, так как ни хромосомный набор, ни развитие внутренних или внешних половых органов сами по себе не сформируют правильную половую психику, то есть эмоциональные реакции и установки, адекватные мужской или женской половой ролью.

Сущность идентификации

Особую роль ранних форм идентификации подчёркивает психоаналитическое направление в психологии в контексте его концепции Эдипова комплекса. Согласно З. Фрейду, ребёнок в возрасте от трёх до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родителю противоположного пола и ревностью, соперничеством, агрессией по отношению к родителям своего пола. Это порождает страх родительского возмездия, что постепенно приводит к подавлению Эдипова комплекса и соответственно уменьшению тревожности. Психологическое равновесие достигается, в конечном счёте, тем, сто ребёнок идентифицирует себя с родителями своего пола и присваивает его личностные черты, систему ценностей, правила поведения, которые вместе и образуют ядро новой политики.

Психологическое равновесие достигается, в конечном счёте, тем, сто ребёнок идентифицирует себя с родителями своего пола и присваивает его личностные черты, систему ценностей, правила поведения, которые вместе и образуют ядро новой политики.

На следующих этапах становления самосознания механизмы и формы идентификации, конечно, усложняются и трансформируются, они отщепляются от факторов, которые их включили, могут стать сознательными и контролируемыми. Возникают столь сложные феномены, Отражающие противоречия в развитии самосознания, как негативная идентификация, то есть неосознаваемое уподобление себя лицу, которое вызывает у нас отрицательные эмоции. (Мальчик гримасничает, бессознательно утрируя строгое выражение лица своего учителя, которого он боится).

Идентификация и делает человека способным к социализации, то есть готовность принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его способным на объективную и дифференцированную самооценку.

На этом пути возможны осложнения. Если объектов уподобления становится слишком много, если эти отождествления становятся очень сильными (полными) и, главное, трудносовместимыми, то идентификация может привести к патологическим результатам. Дело может дойти до расщепления «Я», поскольку отдельные отождествления благодаря противоборству изолируются друг от друга, и загадка случаев так называемой «множественной личности» заключается как раз в том, что отдельные отождествления попеременно овладевают нашим самосознанием. Постепенно создаётся почка для конфликтов между различными устойчивыми представлениями о себе, на которое раздробляется «Я», что нередко приводит к полному разрушению личности. (Смотри подробнее З. Фрейда «Я и Оно»).

Давно замечено, что при всех психических заболеваниях самосознание порождается раньше, чем предметное сознание. Существуют и многочисленные «специализированные» расстройства всех форм человеческого самоотношения. Речь идёт в первую очередь об утрате (потере) своего «Я». «Я больше себя не чувствую, я который чувствует, страдает, ест, спит, теперь больше не существует» (К. Ясперс). Так начинается деперсонализация, то есть отчуждение всех психических свойств личности. В таком состоянии мысли проходят, не оставляя следа, нет ощущения из законченности, так как они идут без эмоционального сопровождения. Всё происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое, им не принадлежащее.

Наиболее парадоксальной формой патологии самосознания является феномен расщепления личности, человеческого «Я». Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых друг другу начал («Я»), часто конфликтующих между собой. Известны и случаи длительного «изолированного» сосуществования нескольких личностных начал в одной телесной оболочке. Каждое из этих начал «Я» обладало преемственностью, памятью, индивидуальностью, но категорически отказывалось принять саму мысль о возможном существовании других, утверждало собственную жизненную целостность.

Расстройство самосознания приводит к нарушению механизмов телесной идентификации. При резком ослаблении чувства тождественности своего «Я» начинается быстрое нарушение всей личности.

Люди жалуются, что части своего тела они воспринимают как что-то от них отдельное. (Когда у одного больного спрашивали, где его ноги, то он «шарил» глазами по отдаленной стене комнаты).

Крайние формы нарушения самосознания называются дереали­зацией: утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но по­являются сомнения и в подлинности существования всего окружающего.

Для сознания в целом заданная ему реальность есть то, в чем оно существует и от чего зависимо, но в то же время и то, что ему далеко не тождественно. А содержание самосознания только опосредованно обусловлено социально-культурными факторами. Причем они, прело­мившись в ходе их присвоения личностными центрами, выступают для субъекта элементами его собственного субъективного мира, не внеш­ним, а «своим», внутренним, по отношению к которому поэтому воз­можна относительно широкая способность рефлексивного обращения.

Представляя собой феноменологическое превращение форм действительных отношений личности, самосознание приобретает спо­собность выступать — в рамках психических реакций как их причина и субъект, что и дозволяет нам увидеть свою психическую жизнь как бы со стороны.

Реальное содержание нашего «Я» зависит от характера и условий идентификации им соответствующих элементов заданного социума, которые обретают в этом случае иной, индивидуально-субьективный способ существования. Следовательно, в системе самодетерминации человеком своих психических актов взаимодействуют конституцио­нально-психологическая и социальная стороны его «Я».

В ходе рефлексивного обращения объектом анализа оказывают­ся предварительно интерна л изова иные личностью, т. е ставшие для нее частью собственного «Я» результаты ее идентифицирующего опыта. В этом отношении логика рефлексии не только не противостоит.-иконам предметного бытия, но, напротив, служит их глубочайшим выражением..Логика рефлексивного уровня самосознания воспроизводит, в конечном счете, нормы и факторы объективного бытия, ставшие личностными критериями. И с позиций именно этой «присвоенной» логики, ставшей действительностью» субъективной реальности, производится в ре­флексии анализ собственных когнитивных или аксиологических актов, признаются своими (относятся к себе) или отчуждаются конкретные социальные характеристики личности.

Если рефлексия — направленное на себя интеллектуальное дей­ствие субъекта (а избежать такого предположения трудно), то очевидно, что она уже должна иметь своей предпосылкой его «Я». Иначе обнару­живается своего рода квазидействие: «Я» может осознавать себя через рефлексию только задним числом; как самосознание, оно должно конст­руироваться рефлексией, осуществляя ее одновременно как субъект мышления. Это справедливо и тогда, когда в рефлексии видят неперсонифицированную форму проявления психической активности, так как в силу самой своей природы рефлексия — направленной активностью по­знающее отношение субъекта к самому себе.

Если в рефлексии, или просто в самоотношении, наше «Я» долж­но в самосознании «схватывать» именно само себя. Но так как подобное разграничение имеет характер познавательной самоидентификации, то в этот момент наше «Я» уже должно обладать определенной целост­ностью.

Абсурдно было бы сомневаться в нашей способности (речь идет не о самооценке, в которой стоит вопрос о сравнении себя с чем-то или кем-то другим) осознавать именно себя, но подобное органическое единство самосознания нельзя никоим образом объяснять только ре­флексивными способностями психики. Это приводит к замкнутому Кругу — чтобы прийти к идентичности через рефлексию, субъект уже должен знать: то, что он получит в ней, относится к нему самому. Системные предпосылки этого «знания» — первичные аффективные взаимосвязи в структуре самоотношения. Если бы человек не обла­дал целостной многофункциональной системой самоданности, то, как бы он мог столь уверенно определять, что должно относить к себе, считать своим. В психиатрии хорошо известно, что многие наруше­ния психики, имеющие органическую этиологию, сопровождаются патологическими явлениями всей структуры самоотношения.

Следовательно, отрицание определенной генетической обус­ловленности рефлексивных способностей интегративно-личностным механизмом био- и социопсихической самоданности только затрудня­ет объяснение сущности рефлексии.

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ­ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» (Д, Узнадзе) их для себя. Конституируясь в механизм самоанализа, рефлексия становится инструментом самоконтроля, ответственного поведения, дает возможность осознающей себя личности проследить цепи причинно-следственных отношений в собственном субъектив­ном мире.

Для этого необходимо прежде выяснить, что делает возмож­ным само рефлексивное обращение актов сознания, кто в рамках субъективной реальности является его непосредственным субъектом или, иными словами, каков характер субъективной обусловленности ре­флексии. Можно предположить два варианта: или это личностный центр, внутреннее «Я» с его гностическими, ценностными и ролевыми особенностями, представленное в функционировании мозговых, нейродинамических самоорганизующихся систем, или второй вариант — некоторые акты психики, ее текущие состояния сами обеспечивают свое рефлексивное обращение. При этом они выполняют попутно функции субъектов этого обращения, либо выступают в такой роли по отношению друг к другу поочередно.

Если оставить в стороне нормативную, поведенческую и дру­гие типы рефлексии, в которых сознание индивида, выступая как це­лое, соотносит в разных временных перспективах аксиологические контексты социальной реальности и условий своей деятельности в них, то рефлексию в собственном смысле слова можно определить как опосредованный социокультурными факторами процесс обращения актов человеческого сознания в его собственные объекты, как основной механизм самоанализа, самоосмысления, самоотнесения и других способов познавательного самоотношения человеческого интеллекта.

В принципе возможны две гипотетические модели генетическо­го соотнесения рефлексивных процессов и личностного самосознания: или способность нашей психики к рефлексивному обращению своих актов постепенно порождает личностный центры и всю структуру самосознания, или, напротив, становление устойчивого, имеющего глу­бинные предпосылки, персонифицированного соотношения внутрен­него «Я» постепенно приводит к развитию рефлексивных способностей интеллекта.

Первая модель практически означает, что в структурном плане индивидуальное самосознание внутренне раздваивается, одной своей стороной воспринимает и анализирует другие свои стороны, то есть она приводит к рефлексивной концепции самосознания, логическая противоречивость которой была доказана выше, Подлинно продук­тивно, на наш взгляд, объяснение, согласно которому акты сознания могут раздваиваться, менять свою направленность, становиться «сво­им объектом» именно благодаря «личностному уровню организации рефлексии» (П. М. Веккер).

Рефлексия — способ и форма деятельности самосознания на уровне понятийного мышления, как по своему генезису, так и функцио­нально. Внутреннее «Я» как центр психической и интеллектуальной активности индивида дает ему возможность объективировать в рам­ках психики ее собственные процессы. Так развивается механизм рефлексии, и складываются каналы ее содержательного наполнения.

Рефлексию делает возможным сам способ нашего духовного бытия, свободного от жесткой субстративной структуры — многие устой­чивые сочетания, в которые, отделяясь от других и противостоя им, объединяются его элементы, имеют лишь относительную целостность. Это и позволяет устойчивому ядру личности осуществлять изменения субъектно-объектной направленности процессов, протекающих внут­ри сознания.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. С чего начинается психическая деятельность: с осознания себя или осо­знания внешнего мира? Почему?

2. Как «различают» себя люди «животные? В чем разница?

3. Что такое — «фантомные боли»? Какова их причина?

4. Как объясняют сторонники психоанализа формирование самосознания?

5. Какова связь между функциональной асимметрией полушарий мозга и структурой самосознания?

6. Что ты имеешь в виду, когда употребляешь местоимение «я»?

7. Что такое ложная идентификация? Приведи примеры.

8. С кем или с чем мы себя постоянно отождествляем? Как ты отве­тишь на вопрос: «Кто ты?»

9. От чего зависит наша половая идентификация? Возможно ли ее из­менение?

10. Что лает возможность человеку анализировать свои собственные мысли? Каковы основные функции рефлексии?

11. Что такое «расщепление личности»? Чем ты объяснишь подобные случаи?

12. Часто ли ты анализируешь свои мысли, чувства, поступки, жела­ния? Как ты это делаешь? Что это тебе лает?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. — М., 1979.

2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных

— С.-Пб., 1992.

3. Берне Р. Развитие концепции и воспитание. — М., 1Э88.

4. Василюк Ф. А. Психология переживания. — М., 1984.

5. Выготский Л. С Развитие высших психических функций. — М., 1960.

6. Годфруа Ж., Что такое психология? Т. 2. Гл. 10. — М., 1992.

7. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы фи­лософии,—1991,— 1Ф2.

8. Кон И. С. В поисках себя. — М„ 1984.

9. Михайлов Ф. Г. Загадка человеческого Я. — М., 1976.

10. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. — М.. 1991.

11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., 198Я.

12. Проблемы рефлексии. Сб. — Новосибирск, 1937.

13. Рубинштейн С.А.Человек и мир. — М„ 1976. — 0.253—381.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

— С 177—206.

15. Столин В. В. Самосознание личности — МГУ, 1984.

16. ЧесноковаИ. И. Проблемы самосознания в психологии. — М, 1977.

17. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1Й89.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Актуализировать — перевести из состояния потенциального в состояние ре­ального.

Ассимиляция — механизм интеграции новых стимулов, воздействий или дан­ных в уже имеющуюся психологическую схему.

Аффективный — относящийся к состояниям удовольствия или неудовольст­вия, связанный с отпущениями, эмоциями, страстями, чувствами, пе­реживаниями.

Влечение — инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума дейст­вовать так, чтобы это желание удовлетворить.

Гомеостаз — поддержание постоянства различных физиологических параме­тров организма.

Деперсонлизация — утрата ощущения личностного начала собственной психики.

Индивидуализация — процесс самореализации, в результате которого лич­ность стремится обрести индивидуальность.

Интроспекция — наблюдение за своей собственной психической активностью.

Когнитивный — имеющий отношение к познанию, мышлению.

Кома — бессознательное состояние с потерей чувствительности и подвижно­сти. Причины: травмы, некоторые лекарства, наркотики.

Лимбическая система — группа структур промежуточного и переднего мозга, образующих кольцо в его центральной части, регулирует аффективное поведение.

Онтогенез — развитие особи от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Персонифицировать — относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой.

Психосоматические расстройства — болезни организма на психологической почве.

Рефлексия — способность человеческого интеллекта объективировать психи­ческие процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность.

Соматический — телесный, относящийся к телу.

«Я» — понятие, используемое для обозначения личностного начала человечес­кой психики.

«Я — внутреннее» — понятие, используемое для обозначения личностного начала в его взаимодействии с собственной психической реальностью.

тема 8

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе

1. Общение — основа межличностных отношений 2. Общение как обмен информацией

3. Общение как взаимодействие

4, Общение как восприятие людьми друг друга

5. Интимные межличностные отношения

6. Социально-ролевое общение 7. Социально-психологический климат коллектива

1.

Общениеоснова межличностных отношений

Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так на­стойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных, почему у него так остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании как необыч­ных впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но почему-то ему интересных? Почему у нас так заметно выражена тенденция загля­нуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну собственного «Я»? Почему нам так нужны друзья, товарищи, собеседники, вообще все те, С кем мы могли вступить в контакт? Или иначе: почему нам так нужно общение с другими людьми? Что это — привычка, усвоенная нами в обычных для нас условиях общественного бытия, выросшая из подра­жания в процессе нашего развития, или же это что-то большее, неотде­лимое от нас, столь же прочно связанное с нами, как, например, потреб­ность дышать, питаться, спать?

Что такое общение?

Общение есть потребность человека как социального, разумного сущест­ва, как носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных выс­ших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две сто­роны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов назвали деятельностью и его можно определить как спе­цифический вид активности человека, направленный на познание и пре­образование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материаль­ной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и со­вершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активно­сти не существовало в природе. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа (организм с организмом), обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением. Об­щение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опо­средованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание общения

— информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информа­цию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к дру­гому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. д.), ориенти­рованные на то, чтобы определенным образом настроить живое суще­ство на контакты. Такая же информация передается от человека к че­ловеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и ис­пытывает радость. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к другому, например, Сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения

— это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У жи­вотных целью общения может быть побуждение другого живого сущест­ва к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них, по­мимо перечисленных выше, включаются передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и де­ловых взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель которой — установление контакта как со­стояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддер­жания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, за­мыслами, решениями и т. д;

3) побудительная стимуляция активности партнера по обще­нию, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная — взаимное ориентирование и согласова­ние действий при организации совместной деятельности;

5) понимание — не только адекватное восприятие смысла сооб­щения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений — осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и про­чих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

8) оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем трех сторон. Коммуникативная сторона общении, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися ин­дивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимо­действия между общающими индивидами, т. е. в обмене не только знани­ями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и ус­тановления на этой основе взаимопонимания. Конечно, каждая из этих сторонне существует изолированно от двух других, и выделение их осу­ществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь стороны обще­ния выделяются в малых группах-коллективах, т. е. в условиях непо­средственного контакта между людьми.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Воспроизведи определение общения, охарактеризуй его содержание.

2. Назови виды человеческого общения.

3. Какова роль общения в психическом развитии человека?

4. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.. 1994.

2. Андреева Г М. Место межличностного восприятия и системе апперцеп­тивных процессов и особенности его содержания. — М, 1981. — С. 10—15.

3. Андреева Г. М, Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности.

— М, 1988— С. 32.

4. Алякринский B.C. Общение и его проблемы. — М.. 1991. — С. 3,4.

5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.— М., 1982.

— С. 10.

б. Добрович А Б. Общение: наука и искусство. — М., 1980. — С. 164—204.

7. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту. 1973. — С. 7.

8. Ломов В. В. Общение как проблема общей психологии//Методологи­ческие проблемы социальной психологии. — М.. 1975. — С. 18—20.

9. Немов Р. С. Психология. — М., 1994. — С. 431—133.

2. Общение как обмен информацией

Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обме­ниваются между собой различными представлениями, идеями, инте­ресами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако в коммуникативном процессе происходит не просто дви­жение информации, но, как минимум, активный обмен ею. Главная «при­бавка» в специфически человеческом обмене информацией для каждого участника общения. Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на по­ведение партнера, т. е. знак меняет состояние участников коммуникатив­ного процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с це­лью изменения его поведения. Например, авторитарный тон общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться, вызывает либо про­тест, либо пассивность (которая тоже протест, не правда ли?). Эффектив­ность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воз­действие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Далее, коммуникативное влияние как результат обмена инфор­мацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий инфор­мацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), об­ладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуника­тор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т. е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значе­ний обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши партнеры, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит всегда держать при се­бе вопрос: «Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?». Не следует забывать о глубоком заме­чании Гете: «Каждый слышит то, что понимает». А вдруг и на самом де­ле наиболее существенное мы просто не допустим до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему зна­чений, принимаемых всеми членами группы. Новее дело в том, что, даже зная значения одних и тех жестов, люди могут понимать их неодинаково. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значе­нию слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны, в случае звуковой речи, не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут возник­нуть совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барье­ры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социаль­ный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации обще­ния, вызванное не просто различным «языком», на котором говорят уча­стники коммуникативного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают различную интерпретацию (истолкование) тех же са­мых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но вообще раз­личное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Удивительно проникновенно «схвачена» эта особенность меж­личностной коммуникации поэтом Ф. И. Тютчевым:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, как ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,

Питайся ими — и молчи.

Такого рода барьеры порождены психологическими причина­ми, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным соци­альным группам, и при их появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстриру­ет эту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Есте­ственно, что провоенные противники ведут переговоры. Но вся ситуа­ции коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

Типы информации и средства коммуникации

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то дейст­вие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполага­ет непосредственного изменения поведения, хотя в конечном счете и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредством зна­ков, точнее, знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в каче­стве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуни­кацию (используются различные неречевые знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно — знаками-символами. Знаком называют такое явле­ние (материальное образование), которое введено кем-либо с той це­лью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в оп­ределенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют значе­нием (знака). Значением слова «Луна» является естественный спутник Земли, слово «радость» — сильное и приятное чувство, сопровождаю­щее успешное завершение какого-либо дела, встречу с любимым чело­веком и т. п.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств при­звана выполнять следующие функции; дополнение речи, репрезента­ция (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуника­тивному процессу. Первым среди названных средств нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, ми­мику, пантомимику.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы зна­ков также представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система с включением в речь пауз, других вкраплений (например, покашлива­ния, плача, смеха). Все эти дополнения увеличивают семантически зна­чимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизи­рует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организа­ции общения (как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях).

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различ­ных субкультурах относительно временных характеристик обще­ния, выступают как своего рода дополнения к семантически значи­мой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседни­ку. Напротив, опоздание истолковывается как проявление неуваже­ния. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные «допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения — проксемика, располагает в на­стоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику пространственной психологией, исследовал формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предло­жена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные амери­канской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное рас­стояние (45—120 см); социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуаци­ям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дис­куссионных групп.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?

2. Какие ты знаешь средства коммуникации?

3. Заполни пробелы: "дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки, называется...»; -дистанция, ко­торая устан а в ли ваетс я между людьми на собраниях ив аудиториях, на­зывается...».

4. Верно ли утверждение, что коммуникация основывается на всем пове­дении человека в целом?

5. Какие существуют типы информации?

6. Заполни пробелы: «невербальный язык включает... (выражение лица, взгляд, телодвижение, прикосновение, голос).

7. Выбери правильный ответ:

— коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих;

г) все ответы не верны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М Принцип деятельности и исследования общения //Общение и деятельность. — Прага, 1981. — С. 72—ВЗ.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

— Л-,1992.—С. 93—102.

3. Кричанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 1990.

— С. 10—12.

4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1986.

— С. 5—111.

3. Общение как взаимодействие

Интерактивная сторона общения

«Интерактивная сторона общения» — это термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимо­действием людей, с непосредственной организацией их совместной де­ятельности. Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопони­мание реализуется в новых совместных попытках развить далее дея­тельность, организовать ее. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действия­ми", спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее.

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме коопера­ции и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособле­нии и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими поняти­ями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способ­ствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представ­ляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбини­рование, суммирование этих сил). Кооперация — необходимый эле­мент сов местной деятельности, порожденный ее особой природой. Важ­ным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия — конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мне­ний или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречи­вые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо не­совпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно, ситу­ативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее он советует: «Вме­сто того чтобы осуждать людей, давайте попытаемся понять их. Попы­таемся представить себе, почему они поступают так, а не иначе».

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой дей­ствий собеседника, главное — не потерять внутреннего самооблада­ния, сразу же прекратить критику, постараться объективно разобрать­ся в причинах, вызывавших недовольство и любым способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством предупреждения кон­фликтов служит умение слушать собеседника. От того, насколько собе­седнику представлена возможность высказаться, во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем, по данным психоло­гических исследований лишь 10% людей умеют выслушать другого в случае возникших разногласий.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма раз­личным. Кооперативную форму взаимодействия можно констатировать не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности — не та форма, которую необходимо стимулировать: напротив, деятель­ность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оце­ниваться позитивно.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?

2. Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их.

3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.

Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале опре­делите, в какой степени каждое из них типично для ВАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА: 5 — весьма типично, 4 — часто, 3 иногда, 2_

редко, 1 — совсем нетипично.

Внесите свои оценки в таблицу и подсчи­тайте общую сумму баллов.

I II III IV V
         
         
         
         
         
         
         
Итого: Итого: Итого: Итого: Итого:

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставь­те его делать так, как выдумаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь — не поедешь.

9. С паршивой овцы — хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласные тобой

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

19. Ты — мне, я — тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет из­влечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит — ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.

24. Кто дарит — друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты — избегать их.

27. Семь раз отмерь — один рал отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали — и докопаешься до истины. Оценки результатов:

У каждого человека есть две жизненные заботы — достижение личных целей (которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) — сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться как важное или маловажное условие). Соот­ношение этих двух главных забот и составляет основу типологии пове­денческих стратегий.

ТИП I. «Черепаха» — стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окру­жающими.

ТИП II, «Акула» — силовая стратегия цели очень важны, взаимоотно­шения — нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты реша­ются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. ТИП III. «Медвежонок» — стратегия сдерживания острых углов. Взаи­моотношения важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

ТИП IV. «Лиса» — стратегия компромисса. Умеренно — и цели, и взаи­моотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

ТИП V. «Сова» — стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов ука­зывает на приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках одинаковое количество баллон, то используются две стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г М. Социальная психология. — М., 1994. — С. 36—93.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

— Л., 1980, — С. 37—42,111—119.

3. Бородкин Ф М Коряк Н. М. Внимание, конфликт! — Новосибирск, 1983. — С.10—31.

4. Кричанская Ю.С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. — Л., 1987.

— С. 50—55.

5. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. — С. 37.

4. Общение как восприятие людьми друг друга

Понятие перцепции





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 994 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.069 с)...