Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
- все - Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.);
- данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
- существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
- данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (то есть то, что существует). Его антитезис – «небытие» (абсолютное ничто). Бытие и небытие дают синтез - «становление», который является новым тезисом.
По Гегелю, противоречие – не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы, философию духа, философию истории, а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).
Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке), порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим, наряду с правом, выражением объективного духа является нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, увидеть и отобразить «абсолютную идею» могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная гениальными людьми», то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю, предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя: философию природы, антропологию, психологию,логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику - как истину всеобщих законов и принципов.
Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 463 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!