Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия древнего мира



Даосизм - древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э. Главные источники - философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин», совместно именуемые «Даодэцзин».

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».

«Дао» имеет два значения: путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

«Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:

- все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;

- материя, из которой состоит мир, едина;

- существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной - камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы;

- мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека - покой и недеяние («у-вэй»);

- особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами;

- через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» - животворящая сила и благодать;

- чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;

- познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» - первоначалом, послушании императору и близости к нему;

- путь к счастью, познанию истины - освобождение от желаний и страстей;

- необходимо во всем уступать друг другу.

Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563-483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего прозрел (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения). «Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины: земная жизнь полна страданий; страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы; удовольствия, жизни и т.д.; от страданий можно избавиться; существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план - так называемый Восьмеричный путь - предусматривает соблюдение следующих принципов:

- правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

- правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

- правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

- правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

- правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

- правильное умение - усердие и трудолюбие;

- правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

- правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия».)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: демократический - VII - Vвв. до н. э.; классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; римский - I в. до н. э. - V в. н. э.

Отличительные черты эллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

- фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;

- влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

- близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

- небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

- повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;

- расцвет этики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

- расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);

- преобладание идеализма над материализмом;

- все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

- повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

- рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;

- постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:

- материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);

- древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

- стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира);

- на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

- допускалось существование богов;

- древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

- человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

- были заложены два направления в философии - идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистический - материалистическое, в римский - идеалистическое.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 437 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...