Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И. К. БЕЛЯЕВСКИЙ 18 страница



6.6. Наречие

Упражнение 300. В отрывках из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» укажите наречия и выделите в их составе такие, которые выполняют в речи экспрессивную функцию. К каким разрядам по значению относятся эти наречия, в чем особенности их словообразования? Определите стилистические приемы усиления выразительности наречий, выполняющих экспрессивную функцию (повторение их, сочетание синонимов, антонимов, усиление их значения с помощью наречий меры и степени и т.д.).

Весь следующий день посвящен был визитам; приезжий отправился делать визиты всем городским сановникам. …Жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего; но довольно сказать, что приезжий оказал необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. И потом еще долго сидел в бричке, придумывая, кому бы еще отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников. В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай…

О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и недостоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства… После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное свое лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде раза два в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой. …Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Все было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета… Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачесанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зеленого стола для виста… Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят.

Упражнение 301. Дайте стилистическую оценку использованию наречий. Укажите наречия, выполняющие функцию эпитетов, сравнений; выделите наречия, выступающие в различных формах степеней сравнения и степеней качества; в составе их разграничьте книжные, устаревшие формы и разговорные, народнопоэтические. Приведите свои примеры стилистически мотивированного употребления поэтами наречий, имеющих различную стилистическую окраску.

I. 1. Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом самодержавно управлять, и все тогда пошло на стать. 2. Проворно Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал, и руку жмет - и запылал в ее лице самолюбивом румянец ярче. 3. Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева. 4. Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага; приятно зреть, как он, упрямо склонив бодливые рога, невольно в зеркало глядится и узнавать себя стыдится; приятней, если он, друзья, завоет сдуру: это я! Еще приятнее в молчанье ему готовить честный гроб и тихо целить в бледный лоб на благородном расстоянье; но отослать его к отцам едва ль приятно будет вам. 5. Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед; на красных лапках гусь тяжелый, задумав плыть по лону вод, ступает бережно на лед, скользит и падает. 6. Ветер дале побежал. Королевич зарыдал. 7. Иван Петрович довольствовался сим первым сведением и далее меня не слушал. 8. Не вызывай меня ты боле к навек оставленным трудам. 9. Лиза час от часу более нравилась Алексею. 10. Мария, верь: тебя люблю я больше славы, больше власти. 11. «Суета сует, - сказал священник - и Кирилу Петровичу отпоют вечную память, все как ныне и Андрею Гавриловичу, разве похороны будут побогаче, да гостей созовут побольше». 12. Купи, что можно будет, подешевле и получше (П.).

II. 1. Услышал я голос веселый: «А! Здравствуйте, мой дорогой! Давненько я вас не видала» (Ес.). 2. «Шутник вы…» - «Вы тоже, Анна». - «Кого-нибудь любите?» - «Нет». - «Тогда еще более странно губить себя с этих лет: пред вами такая дорога…» (Ес.). 3. Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла (Ес.). 4. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.). 5. Мы забыты, одни на земле. Посидим же тихонько в тепле. …Только вот принялась ты опять светлый бисер на нитки низать, как когда-то, ты помнишь тогда… О, какие то были года! Но, когда ты моложе была, и шелка ты поярче брала, и ходила рука побыстрей… Так возьми ж и теперь попестрей, чтобы шелк, что вдеваешь в иглу, побеждал пестротой эту мглу (Бл.).

III. 1. Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой (Кр.). 2. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (Гр.) 3. Председатель казенной палаты, представительный тучный старик, и директор. Я слышал дебаты, но о чем? хорошенько не вник (Н.). 4. Жаль бедного крестьянина, а пуще жаль скотинушку; скормив запасы скудные, хозяин хворостиною прогнал ее в луга, а что там взять? Чернехонько! (Н.) 5. Направо ли, налево ли с дороги поглядишь: идут дружненько парочки, не к той ли роще правятся? (Н.) 6. Гляжу, Федота бледного Силантий держит за ухо. «Что держишь ты его?» - «Посечь хотим маненичко: овечками прикармливать надумал он волков!» (Н.). 7. Завтра раненько пойду на работу, до свету надо покрепче уснуть (Н.). 8. Далеко-далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися (Никит.).

Упражнение 302. Укажите окказиональные наречия, создающие образность речи; определите источники их экспрессии (соотносительность с изобразительными прилагательными и причастями, заключенное в них значение сравнения, нарушение лексической сочетаемости с глаголами и т.п.).

1. Оно [поле] ровно светилось (Бон.). 2. Над головой густо шумели вершины сосен (Бон.). 3. Степь белесо и рыже лежала впереди (Лид.). 4. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос.). 5. Закатно полыхали окна каких-то зданий (Нос.). 6. Онега, предзимне темнея, валко ходила меж островами (Нос.). 7. Разве забыть, как дымилась тогда вода, колокольно вызванивая ноябрьской шугой? (Ю. С.) 8. Голубела, чешуйчато поблескивала в привольном изгибе Москва-река (Ст.). 9. Солнце возносится выше, и море слепяще отражает его (Хол.). 10. Стеклянно звенел на вьюжном ветру обмерзшими ветвями тополь (Кал.). 11. А Лидия Анисимовна подошла к столу, летуче поцеловала мужа в щеку, села (Лип.). 12. Его аллергические пятна свекольно пылали (Наг.). 13. Глаза у нее янтарно засветились (Юш.). 14. На деревянном помосте бело, алюминиево сияли бидоны (Рощ.). 15. Металл послушно, стеариново осел (Нос.).

Упражнение 303. Сравните разные редакции отрывков из произведений русских писателей; объясните предпочтение одних наречий другим, отказ от использования отдельных наречий и включение их в текст. При этом учитывайте лексическое значение и стилистические особенности наречий, употребление их в прямом и переносном значении, их фонетическое соответствие звуковому строю поэтической речи. Дайте стилистическую оценку художественному использованию наречий писателями.

I. 1. Петр, услыша хохот и сии крики, немедленно вышел из другой комнаты.

1. Петр, услыша хохот и сии крики, вышел из другой комнаты.

2. Петр был чрезвычайно им доволен.

2. Петр был очень им доволен.

3. Таким образом узнал я конец повести, коей начало так поразило меня в моей первой молодости.

3. Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня.

4. Они не только охотно приняли предложение Владимира, поклялись ему в вечной дружбе и готовности жертвовать для него жизнью.

4. Они не только приняли предложение Владимира, но даже клялись ему в готовности жертвовать для него жизнью.

5. Они поминают минувшие дни и битвы, где (славно) дружно рубились они.

5. Они поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.

6. Всех лучше оценить сумеешь ты свой труд.

6. Всех строже оценить сумеешь ты свой труд (П.).

II. И часто вдруг, окованный мечтами, один сидел до поздней ночи он.

Порой в степи застигнутый мечтами, один сидел до поздней ночи он (Л.).

III. 1. Море развернулось перед ними, уходя далеко вдаль, где из его вод выплывали в небо полные тучи.

1. Море развернулось перед ними, уходя в синюю даль, где из вод его вздымались в небо горы облаков.

2. Сонный шум волн, плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то.

2. Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен.

3. Блестело море, все в южном солнце, и с шумом волны о берег бились.

3. Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

4. Все эти звуки, нерешительно колыхаясь, стоят в небе над гаванью.

4. Все эти звуки, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью (М. Г.).

Упражнение 304. Укажите стилистические недочеты и ошибки в употреблении наречий (немотивированное использование сниженного (устаревшего) варианта, плеонастические сочетания при употреблении степеней сравнения, просторечные их формы, неправильный выбор наречия и т.п.); исправьте их, если нарушение нормы стилистически не мотивировано.

1. «Дальше к Карскому морю берег поширше, километра три, а то и поболе», - заметил сержант Антипов, за простоватой внешностью которого скрывался умный, волевой человек, для которого опасность и риск были родной стихией. 2. В каждом дереве здесь частица души Мичурина, и всегда чудится, что он только вышел из сада и сейчас вернется к своим зеленым питомцам. 3. Свойства выведенных сортов более интенсивнее проявляются при условиях точного соблюдения всех требований агротехники. 4. Это большая, дружная семья, воспитывающая восемь детей: самой старшей сестре еще не исполнилось 15 лет, а младшая - только почти родилась. 5. Новый метод оказался простее и экономичнее, но освоение его потребовало более лучше организовать нашу работу. 6. Никто в бригаде не может выполнить эту операцию ловчее, чем Нина Петровна. 7. Вторая выкройка была выполнена несколько получше, но замечаний все же было еще многовато. 8. К завтраму надо было сдавать работу, но на успешное ее завершение мы надеялись все менее. 9. Туман за дверью все густей… 10. Вот дог. Насколько он простей старинных пышных крепостей! 11. Нет ничего мерзее двуличия и холуйства, с которыми решительно и все более принципиальнее мы будем вести борьбу. 12. Вика надела на Митю плащ и застегнула пуговицы. «Воротник поднимите, - сказал я. - Надо уходить в ночь с поднятым воротником. Так красивше».

7. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1. Стилистическое использование разных типов простого предложения

Упражнение 305. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» охарактеризуйте синтаксические типы предложений, сравните их с возможными синонимическими конструкциями.

И скучно и грустно! - и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья… что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить - но кого же? - на время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа,

И радость, и муки, и все так ничтожно.

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка.

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -

Такая пустая и глупая шутка!

Упражнение 306. Дайте синонимические варианты (утвердительные или отрицательные - в зависимости от смысла) приведенных в упражнении предложений, сделайте стилистический анализ полученных пар.

1. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? (Глин.) 2. Я Петербург люблю, к его пристрастен лету: Так пышно светится оно в водах Невы; Но более всего как не любить поэту Прекрасной родины, где царствуете вы? (Вяз.) 3. Нужно ль вам истолкованье, Что такое русский бог? Вот его вам начертанье, Сколько я заметить мог (Вяз.). 4. Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что он руку поднимал!.. (Л.) 5. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? (Л.) 6. Кого любить, кому же верить, когда мне ангел изменил? (Л.) 7. Не верь, не верь себе, мечтатель молодой. Как язвы бойся вдохновенья… Оно - тяжелый бред души твоей больной Иль пленной мысли раздраженье. (…) Случится ли тебе в заветный чудный миг Открыть в душе давно безмолвной Еще неведомый и девственный родник. Простых и сладких звуков полный, - Не вслушивайся в них, не предавайся им. Набрось на них покров забвенья: Стихом размеренным и словом ледяным Не передашь ты их значенья (Л.). 8. Что стыд Марии? что молва? Что для нее мирские пени. Когда склоняется в колени К ней старца гордая глава? (Л.) 9. «Чей взор, волнуя вдохновенье, Умильной лаской наградил Твое задумчивое пенье? Кого твой стих боготворил?» И, други, никого, ей-богу! Любви Безумную тревогу Я безотрадно испытал (П.). 10. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий. Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне (Ахм.).

Упражнение 307. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

Образец. Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские передачи о театре. - Уже шесть лет Виталием Вульфом ведутся на телевидении авторские передачи о театре.

Виталий Вульф:

На записи передачи меня боятся прерывать -

я потом все говорю совершенно по-другому

Уже шесть лет Виталий Вульф ведет на телевидении авторские передачи о театре. Сначала они выходили на первом канале время от времени, а года два назад обрели и жесткое эфирное время (последний понедельник месяца), и своих поклонников.

Мало кто из телезрителей знает, что искусствоведческую передачу ведет человек «со стороны» - кандидат юридических наук… Как же вы попали на телевидение?

- С середины 70-х я стал бесплатно выступать в маленьких залах со своими театральными рассказами. На вечера постоянно ходила прекрасный редактор телевидения Галина Борисова. Как-то она приехала с камерой и записала передачу о Марии Ивановне Бабановой. 11 ноября 90-го года Бабановой исполнилось 90 лет. Срочно потребовалась передача, и Галя Борисова предложила мой рассказ: я был уже известен в театральном мире, написал много статей, немало перевел, опубликовал две книги. Передачу пустили в эфир, она имела неожиданный успех.

Я начал делать театральные передачи - о Тарасовой, о Степановой. Они подолгу лежали, шли нерегулярно. Взрывная волна пошла, когда в эфире появилась передача о Валентине Серовой - ее повторили раз шесть. Большой резонанс имел мой рассказ об Алле Константиновне Тарасовой - я уже понимал, что важно тянуть детективный сюжет, вытаскивать драму жизни, чтобы была судьба.

- Не секрет, что телепрограммы нуждаются в поддержке «сверху». Кто был вашим добрым гением?

- В 94-м году жизнь столкнула меня с Владом Листьевым. Владик предложил работать вместе и пообещал сделать программу постоянной. Я очень остро ощущаю, что его нет, - тогда у меня было ощущение спины. Хотя рад, что сейчас президентом компании «ВИД» является Андрей Разбаш - человек сдержанный, закрытый, очень умный, с хорошим вкусом.

- Почему передачу назвали «Серебряный шар»?

- Программа названа по аналогии с серебряным веком.

- Вы заранее готовите текст, который говорите перед камерой?

- Нет, это всегда чистая импровизация.

- А если случится брак при записи?

- Беда. Я начинаю повторять и говорю совсем по-другому. Поэтому меня боятся остановить.

- Был период, когда вы на втором, российском, телеканале рассказывали про американские «звезды» в театре и кино. Почему эта передача закрылась?

- Мне предложили сделать выбор между ОРТ и РТР. На РТР я успел снять девять программ: Грета Гарбо, Джуди Гарленд, Лайза Миннелли… Самая удавшаяся передача была о Юле Бринере.

- Когда впервые в театре пошла пьеса в вашем переводе?

- Во МХАТе в 75-м году. Это была пьеса Теннесси Уильямса «Сладкоголосая птица Юность». Ангелина Иосифовна Степанова играла главную роль. Вторая - «Царствие земное», тоже по Уильямсу, - была поставлена в Театре Моссовета. В ней играли Геннадий Бортников, Валентина Талызина, Георгий Жженов.

Третья премьера - «Кошка на раскаленной крыше» с Дорониной и Джигарханяном в главных ролях, в постановке Гончарова, - шла в Театре Маяковского 14 лет. Всего же я перевел более 30 пьес.

(Беседовал Белый А. // Комсомольская правда. 1996. 13 сент.)

Упражнение 308. Замените все односоставные и неполные предложения синонимическими конструкциями, сохраняя по возможности смысл и лексику оригинала. Сделайте сопоставительный анализ полученных пар предложений и дайте стилистическую оценку вариантов, употребленных автором статьи.

Волчатник

Сидим у опушки на поляне, окаймленной зарослями боярышника. Солнце простилось с нами - сверкнуло красным светом в окошках деревни, лежащей у речки. С минуту еще лучи золотили стерню на холмах, покрытых пятнами зелени у оврагов. И осталась от солнца только заря над лесом.

Лучшее время дня! Еще и не ночь, но уже пахнет из прохладного леса грибной сыростью.

А вот и первые звезды. Мой спутник делает знак помолчать и, выждав минуту, завабил - завыл, подражая волкам. И почти сразу из глубины леса раздался похожий ответный звук: «Уу-ооо!..»

- Я знал: они здесь, - шепчет мне на ухо вабелыцик. И еще один раз «вызывает на связь» волчий выводок. Но тут же из леса раздается глухое короткое: «Гав!» И все. Больше на зов волчата не откликаются.

- Мать… Предупредила: «Молчите, олухи! - это обман». Теперь можно уже не шептаться, можно костерок разложить, вскипятить чай. Моего спутника зовут Валерием - Валерий Яковлевич Соснин - знаменитый в Мордовии, а может, и дальше этих земель - волчатник.

- Отец, мне сказали, тоже волчатником был…

- Да. Знаменитым. Для деревенских жителей был он легендой.

- Сколько же на счету у отца?

- Отец всегда отвечал: «Не знаю, не считал…». Думаю, все же не более сотни. Он ведь был не столько стрелком, сколько мастером-организатором охоты. Выстрел другим уступал.

- Долго жил?

- Умер на девяносто седьмом году. А в девяносто пять еще участвовал в облавах. Вроде как консультантом. Ружье брал, но на номер не становился. Приятно было ему вот так же у огня посидеть…

- Тебя рано стал брать с собою?,

- С десяти лет. А в тринадцать на облаве мне доверили номер. Эффект новичка: волк прямо на меня вышел. И я не промазал. Вышло однажды так. Обложили мы стаю. А у отца нет уверенности, что волки в окладе. Городских охотников на пустое место позвать - конец авторитету, конец доверию. Отец колебался. А я нутром чую: волки в окладе. Заспорили. Отец сказал: «Ну бери на себя…». Взять волка раньше считалось за доблесть. Все бросали дела - и за ружье. В полдня охотников я созвал. Но нет загонщиков. На меня вдохновенье нашло - бегу в школу к учительнице. Убедил. С дюжиной семиклассников пошла в загон… Оказалось, обложили пятнадцать волков. Семь из них взяли. Было это в 60-м году. Мне тогда стукнуло восемнадцать. С той осени волчатников Сосниных стали уже различать - спросят: «Кто приезжает, отец или сын?»

- В чем состоит мастерство в этой особо стоящей охоте?

- Да как вам сказать… В первую очередь, пожалуй, в уважении к зверю, к признанью за ним ума. Очень умен! Верно написано: «Берут волка не гоном, а уловкой», то есть перехитрить надо зверя, умней его оказаться.

- Есть примеры волчьей сообразительности?

- Сколько угодно! Вот случай был - все волки в загоне не пошли на смирно стоявших стрелков, а пошли на загонщиков и между них и ускользнули. Я понял тогда: была у стаи большого ума волчица-вожак.

- А бывает, что волк и глупо себя ведет?

- Бывает. У людей ведь тоже не все Сократы. Но не все глупое с виду надо глупостью и считать. Отец рассказывал, как однажды подманивал волка «вабой». Тот откликнулся и замолк. Отец ждал, ждал, да и уснул, сидя с ружьишком между колен. Проснулся от шороха. Глядь волк стоит рядом - нюхает носок сапога. Отец спросонья, конечно, быстро не среагировал. Волк ушел. Был он не глупым, был любопытным. Важно было ему узнать: что же это такое выло, а теперь похрапывает?

- Трудное дело - волчья охота?

- Трудней не бывает. Но надо видеть в первую очередь вред от волков.

- Приходилось видеть последствия их разбоя?

- А как же! Лет пятнадцать назад у деревни Симкино мы с другом в болотце столкнули лежавшего волка. Приятель с испугу оторопел - вместо выстрела слышу крик. Я туда. И шагов с двенадцати положил матерого зверя. Почему не побежал он - было загадкой, мог бы спастись. Потом поняли: был утомлен да еще и едой перегружен. Вытащили мы волчину к поляне на видное место, и я отправился к председателю колхоза. «Иван Александрович, готовь барана в награду - волка убили». А председатель машет рукой шоферу грузовика. И показывает мне на кузов: «Бери любого!» Я глянул: в кузове доверху - рваные овцы. Оказалось, пастух замешкался и решил в поле заночевать. А волк тут как тут. Всю ночь свирепствовал. Овец рассеял. И сто двенадцать голов положил. Один!

- Редки облавы… Что ж, нет и управы на волка?

- Почему ж, есть! Вот друг у меня охотится на «Буране». Надежное средство - никакое сердце с мотором тягаться не сможет.

- Волк понимает, что «Буран» - это смерть!

- Еще как!

- Твой «Буран» я видел разобранным…

- Пока не на что починить. И я, признаться, предпочитаю единоборство на равных. Полагаюсь на ноги. Охочусь почти исключительно в одиночку.

- В этом особые трудности?

- Есть. Надо быть готовым протопать за день двадцать, а то и тридцать - сорок километров, заночевать там, где прихвачен ночью: в случайной избе, а чаще с мышами в стогу. Еда - хлеб с салом. Вода - из ручья.

- Ищещь, а след волка уже простыл…

- Бывает и так. Но чаще, что ищещь, то и находишь. Сначала слух о волках берешь на заметку. А на месте у меня есть помощники: трактористы и пастухи. Посидишь с ними, поговоришь. И вот уже ясен план действия…

- Бывают случайные встречи с волками?

- Бывают, но редко. Встречаешь все-таки там, где знаешь: тут он, голубчик. Надо лишь вычислить его действия. Тут все, как в шахматах: и я, и вояк - смотрим в оба. Но положения у нас разные. Я оплошаю - потеряно время. А волку оплошность всегда стоит жизни, и он на чеку, почти всегда он раньше слышит и видит тебя…

- Подозвать волка можно?

- Да. Десятка два я взял именно так - на «вабу».

- Волчий вой - это коммуникация, средство общенья?

- По-моему, не только. Мне кажется, тут замешаны и эмоции. Бывает, волки «заводятся», услышав звуки деревенской гармоники. Луна их тоже, по-моему, возбуждает.

- А волки в логове…

- Это охота добычливая. Но надо хорошо чувствовать, знать, где в каждом конкретном случае выбрано место для логова. Иногда это можно «вычислить», сидя где-нибудь на пенечке. А бывает, лазаешь, лазаешь - найдешь, а волчица успела перетаскать выводок в безопасное место.

- Не все знают, что волчица, находясь близко, все же не решается защитить логово…

- Да, это так. Отбор! Там, где решались, попадали под выстрел, и потомства у этих решительных не оставалось. Для нового выводка сохраняли себя «сдержанные». Волк панически человека боится. Этот страх родило ружье. Но если пресс ослабевает - волки наглеют. Нападенье волков на детей во время войны - вовсе не сказки.

- Сколько у тебя на счету?

- Сто пятьдесят два, считая волчат из логова.

- Какой-нибудь особенный случай…

- Да вот минувшей зимой приключилось. Звонят с фермы: «Скорее - волки!..» Волков было два. Прижали их на «Буранах» в овраге. Волчица первая попала под выстрел, а с волком помаялись. И когда взяли, то ахнули - ошейник! Был то не волк, а рослый сильный кобель-лайка. Обручение суки с волком - явленье известное. А вот чтоб волчица выбрала кавалера в деревне и увлекла его охотиться на овец - случай, по-моему, исключительный.

…Возможно, что волки следили за нашим костром на опушке. Затоптав огонек, Валерий Яковлевич еще раз подвыл… Ни звука в ответ. В условное время посигналил шофер, и мы без тропинки по колючей стерне пошли на дорогу.

Близко к полуночи были уже в Саранске.

(Песков В. // Комсомольская правда. 1996. 20 сент.)

Упражнение 309. Перестройте предложения таким образом, чтобы выраженное в них утверждение или отрицание приобрело усилительный, экспрессивный характер.

1. Банкиры и региональные власти заинтересованы в тесном сотрудничестве. 2. Вексельная программа банка успешно работает. 3. Рамки этого сотрудничества будут расширяться. 4. Чемпион не растерялся после первого поражения. 5. Не всякий иностранец решится в наше время «делать бизнес» в России. 6. Контрабанда снижает себестоимость сигарет. 7. Отсутствие таможенных границ Белоруссией наносит ущерб российскому бюджету.

Упражнение 310. К приводимым предложениям дайте все синонимические синтаксические варианты, используя различные типы двусоставных и односоставных предложений. При составлении синонимических вариантов старайтесь сохранить смысл первоначального предложения; сделайте сравнительный стилистический анализ предложений-синонимов.

Образец. Я читаю книгу с удовольствием. - Читаю книгу с удовольствием. - Книга! Ее нельзя читать без удовольствия. - Читая книгу, получаешь удовольствие. - Книга читается с удовольствием. - Книгу читают с удовольствием. - Мне сегодня читается: книга интересная. - Я не могу не читать книгу без удовольствия и т.д.

1. Погода, кажется, начинает портиться. 2. Мне хотелось бы провести выходной с друзьями. 3. Эти строки я пишу в самолете, который пролетает над Атлантическим океаном. 4. Заканчивая работу над этой композицией, скульптор вдруг подумал, а стоило ли ему так трудиться. 5. Лирический герой не может быть не похож на поэта.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 830 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...