Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Институциональный кризис семьи и брака



ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС СЕМЬИ И БРАКА

1. Семейный кризис первой трети XX века..

2. Процесс формирования семьи в 90-е гг. XX века.

3. Социальные проблемы современной семьи.

1. Семейный кризис первой трети XX века

Начало XX в. ознаменовалось не только подъемом револю­ционной деятельности, активной модернизацией, фемини­зацией, социальными переменами в общественной жизни, но и резким изменением семейно-брачных отношений. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спон­танного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности), увеличения разводов и падения показателей количества браков, поскольку нет никаких биологических и стихийных социальных «защитных механизмов», оста­навливающих эти тенденции на каком-то безопасном для общества уровне.

Известный социолог Питирим Сорокин в статье «Кризис современной семьи (социологический очерк)» (1916 г.), выде­ляет три основных функции семьи: 1) воспитательно-педа­гогическую; 2) социально-физиологическую, производства детей; 3) экономическую. Он считает, что в современной (для его времени) семье эти функции разрушаются. Во-первых, ребенок раньше уходит из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вто­рых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. В-треть­их, эмансипация женщин и детей выводит их из экономи­ческой зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного экономического эгоизма.

По мнению П. Сорокина, кризис семьи начала XX в. про­является в следующем:

• кризис союза супругов, «ослабление союза мужа и жены», рост разводов;

• жена равноправна с мужем, она чаще инициатор разрыва;

• упадок религиозных основ брака;

• ослабление союза детей и родителей, изменение процес­са первичной социализации;

• изменение характеристик экономической функции семьи. П. Сорокин писал о том, что появляются законы о детях, их правах, об обязанностях родителей относительно детей, это значит, что государство вмешивается в воспитание детей в семье.

Рост разводов ведет к росту случайных половых связей, росту бездетных семей, к постепенному вымиранию европей­ских народов. Падение авторитета главы семьи ведет к паде­нию авторитета вообще.

«Если кризис пойдет дальше, — считал социолог, — он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современ­ных условиях неизбежно повлечет развал всей обществен­ной жизни и означает огромное бедствие... ни один инсти­тут не может заменить семью».

Тем не менее прогноз П. Сорокина оптимистичен: все об­наруженное «...не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, оста­нется, но формы их будут иными».

За статью 1922 г. «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», в которой со­циолог тоже писал о распаде семьи, о ее кризисе, П. Сорокин оказался первым в списке подлежащих высылке из России.

Существовали и другие взгляды на судьбу семьи в ком­мунистическом обществе. В 1918 г. A.M. Коллонтай (деятель международного и российского революционного движения, советский дипломат) высказалась о перспективах разви­тия семьи. В статье «Семья и коммунистическое государ­ство», утверждая, что семья при коммунизме сохранится, A.M. Коллонтай подробно обсуждает вероятные ее измене­ния, касающиеся отмирания основных функций — бытовой и воспитательной и делегирования этих функций обществу. По мнению A.M. Коллонтай, в результате указанных про­грессивных изменений возникнет новая семья как форма общения мужчины и женщины, равноправных членов Ком­мунистического общества, связанных взаимной любовью и товариществом. Взамен брачно-семейных «скреп» родства должны будут вырасти новые «скрепы» сознания коллектив­ной ответственности, веры в коллектив как высшее мораль­ное законодательное начало.

Сходные ожидания выражал и А.В. Луначарский (совет­ский государственный деятель, академик АН СССР), пола­гавший, что при коммунистическом строе обществу будут безразличны формы любовных отношений между полами, а дети будут обеспечены самим обществом. В течение же всего переходного периода должна существовать лишенная своих буржуазных черт (командования мужчины и погребе­ние женщины под бременем домашнего хозяйства) парная семья — длительный союз во имя совместного строитель­ства жизни, рождения и воспитания детей.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2781 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...