Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социально-политическое развитие Киевской Руси



Для того чтобы понять суть общественно-политической жизни Древней Руси, надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерусский город. Города возникают в VIII—IX вв. как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции, и прежде всего редистрибутивные, т. е. сосредоточение и распределение прибавочного продукта. Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиозные святыни кладбища («капища» и «требища»). В основе социального устройств городов лежала община. Древнейшие города возникали в результата общинного синойкизма — слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статус города, о правительственных функциях русских городов — Киева, Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX—X вв. городская общин была еще родовой, так как и само общество переживало высший этап развития родоплеменного строя. Не случайно в летописях «город» древнейшей поры идентичен «роду». В конце X—начале XI в. происходит

Глава 2 Киевская Русь в IХ-начале XIII в 33

перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот был достаточно болезненным и сопровождался такими явлениями, как перенос городов, уничтожении старой родоплеменной знати — «старцев градских».

Городская община — отныне основа на территориальных связях, проявлением чего было и развитие кончанской системы, которая как бы накладывалась сверху на древнюю сотенную, уходящую корнями в родоплеменное общество. Параллельно шел рост городской округи — растут и крепнут города-государства.

Что же из себя представляли эти социальные организмы Ядро города-государства XI—XII вв. составлял старейший город— прежнее средоточие союза племен или крупного племени. Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия.

Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече — народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. «Новгородцы бо изначала и Смоляне и Киевляне и полочане и вся власти яко на думу на веча сходятся. На что же стареишие сдумають, на том же пригороди стануть». На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. вообще и на вече, и вне его древнерусские люди, т. е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную пони тическую силу. Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период мнподь не были антагонистами. Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности. Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли. В своих ратных делах он опирал-

ся и на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вой» — волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь, состоявшую из сотен — более мел-

История России с древнейших времен до наших дней 34

ких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц.

Главный город не мыслился без «области», «волости», т. е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т. п. Эти

волости — города-государства имели свои государственные границы «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

Христианская церковь, заменив языческих жрецов, нашла себе место в этом социальном организме. Вполне соответствовали демократическому духу политической жизни Киевской Руси соборы — собрания священников городских церквей и клиросы — коллективные органы управления при соборах, включавшие в себя горожан. Городские, общины часто распоряжались земельной собственностью соборных церквей, считая их общинным земельным фондом. Церковь контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече.

Волости, как отдельные государственные образования в силу при сущей им суверенности, «правили» посольства друг к другу. Кроме того главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны. Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригороде в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые — более мелкие. К такому обособлению, преследующему цель формирования самостоятельных городов-государств, толкала сама социально политическая организация древнерусского общества с присущей ей прямой демократией, выражавшейся в непосредственном участии на рода в деятельности народных вечевых собраний — верховного органа власти города-государства.

Города-государства вели постоянную войну друг с другом, что ослабляло Русь в преддверии грядущего грандиозного монгольского нашествия.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...