Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Период первый. ОТ сотворения мира до потопа



1. Начало творения (Быт. 1:1-2)

«В начале сотворил Бог небо и землю...» Этими словами отвергается лжеучение о совечности мира Богу. Поскольку Сам Бог безначален, то если Он творит мир в начале, значит, творит его с некоторого предела, т.е. во времени, или вместе с самим временем.

Какое понятие заключает в себе слово «сотворил» (евр. bara)? По замечанию знатоков еврейского языка, глагол «bara» значит более, чем образовал или сделал (как бы из чего-нибудь готового), а именно сотворил, т.е. из ничего. Впрочем, это само собой следует из предыдущего; ибо если до неба и земли ничего не было, то конечно они произведены могли быть только из ничего.

Что означает множественное число имени Божия, стоящее в этом месте, по еврейскому подлиннику - (elohim — боги). По мнению отцов Церкви, еврейский подлинник словом «елогим» (боги) дает мысль о троичности ипостасей, или лиц божественных; а предшествующим глаголом «бара» (произвел из ничего), поставленным в единственном числе, подлинник указывает на единосущие лиц Св. Троицы, говоря как бы так: «в начале сотворил Боги небо и землю».

Что нужно понимать здесь под именем неба и земли, которые сотворил Бог в начале? Этими двумя словами бытописатель, очевидно, хочет обнять всю область мира видимого. Но некоторые отцы и учители Церкви, на том основании, что в следующем стихе одна только земля называется безвидной и неустроенной, разумеют под именем неба благоустроенный духовный мир, или ангелов. Под именем же земли следует понимать первоначальное и общее вещество всего чувственного мира, с неотъемлемыми принадлежностями, или так называемыми в физике общими свойствами материи.

Земля же была безвидна и пуста (по слав. чтению — невидима и неустроена)... Почему первоначальное и общее вещество мира названо землей? Потому, что бытописатель хотел, главным образом, описать происхождение нашей планеты Земли, поэтому и те основные материальные начала, из которых она в последствии образовалась, названы им землей, хотя еще невидимой и неустроенной. Какие понятия заключаются в словах «невидимый и неустроенный?» Эти слова с еврейского подлинника (tohu vаvоhu) означают «изумляющую пустоту» или «нечто праздное и безразличное», а не просто темное, как можно бы заключить по буквальному значению слова невидимый. Т.е. первоначальное вещество мира не имело еще никакого определенного качества, и едва возвышалось над ничтожеством. Однако, общая сущность вещей в нем уже была, а, следовательно, были и те неотъемлемые принадлежности материи, без которых она немыслима и которые в физике обычно называются «общими свойствами тел», каковы: протяженность, непроницаемость, делимость, плотность и т.д.

И тьма над бездною... Какого рода была первоначальная тьма, и как она была над бездной? В сегодняшней ночной тьме есть все-таки некоторое присутствие света, хотя и слабое; между тем как первоначальная тьма была полным отсутствием света. Этот мрак расстилался не только над бездной первоначального мира, но и в самой бездне, проникая и охватывая насквозь все неизмеримое пространство первобытного хаоса. Если же бытописатель Моисей говорит, что тьма была «вверху бездны» или «над бездной», то он употребляет это выражение только по сравнению с тем, как теперь свет льется на землю сверху.

И Дух Божий носился над водою... В имени Духа Божия, носившегося над водой, нужно признавать Третью ипостась Св. Троицы, а не ангела, как думают некоторые, или сильнейший ветер, или просто животворящую силу Божества. «Духом Божиим, — говорит Св. Василий Великий, — назван Дух Святый потому, что Он преимущественно и исключительно имеет сие наименование в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего собою божественную и блаженную Троицу».

Как изображается творческое действие Св. Духа в еврейском подлиннике. Там вместо слова «носился» стоит «согревал, насиживал»... По замечанию св. Василия Великого, этим словом Дух Святой символически изображается под образом голубя, который с распростертыми крыльями сидит на яйцах и сообщает им животворящую теплоту.

Наименование первоначального мира бездной и водой дает идею о необъятном пространстве хаоса, который не был разграничен разнообразием вещей. Поскольку же вода, в собственном смысле понимаемая, появилась уже в третий день мироздания, то очевидно, что название воды дается первоначальному веществу мира в смысле не собственном, а только сравнительно, дабы подчеркнуть идею о нетвердости первоначальных элементов вещественного мира, и об отсутствии в них постоянных образов и форм.





Дата публикования: 2014-10-14; Прочитано: 492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...