Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарабатывание на жизнь



Этические нормы зарабатывания на жизнь. Торговля и бизнес с точки зрения Ислама. Основы честной торговли и его ценность в Исламе. Исламские принципы и рекомендации купли-продажи. Поведение на рынке. Запреты в торговле. Понятие о риба.

Зарабатывание дозволенным путём как обязанность. Ислам - это путь Аллаха, который учит людей тому, как вести себя в повседневной жизни и регулирует все стороны жизни человека, и поэтому учит и правильно зарабатывать на жизнь. Никто не может пока­зать людям путь лучше, чем их Создатель? Многие поступки людей, которые им казались вер­ными и справедливыми, в конечном итоге оказываются неверными, несправедливыми, и даже вредными. Если мы будем следовать указаниям Аллаха, то польза от этого даже если мы и не замечаем, но обязательно есть, не только в вечной жизни но и в настоящей. Одна из целей религии Ислам является создание гражданского общества, где все члены имеют необходимые средства для существования и условия для счастливой жизни. Каждый член мусульманского общества обязан внести свой вклад в создании нормальных условий жизни, и в том числе честно зарабатывать на жизнь. Каждый член мусульманского общества обязан внести свой вклад в создании нормальных условий жизни и в том числе честно зарабатывать на жизнь. Согласно свящённым хадисам хозяином всего богатства является Всевышний и Он даёт из него сколько хочешь и кому хочешь. Перед Богом мирское богатство не имеет вес, даже в крылишко комара, поэтому Он даёт его и верующим и неверующим и грешникам и праведникам. То есть большое богатство могут иметь и праведники и грешники. Наличие или отсутствие мирских благ никак не указывает на степень человека перед Аллахом.

Ислам не призывает человека жить бедно, а только учит при необходимости красиво терпеть и бедность и голод и другие невзгоды. Ислам не выступает против богатства, а призывает к правильному расходованию честно заработанного богатства. Нельзя прибегать к недозволенным методам получения средств к существованию из-за того, что мы бедные, а также нельзя расходовать честно заработанные средства в неправильном направлении. Кому-то Всевышний даёт больше чем ему необходимо, чтобы часть из него он дал нуждающимся, чтобы испытать его. А кому-то Аллах даёт меньше чем необходимо, тоже для испытания.

Из истории мы знаем, что среди пророков были и богатые, как Соломон и бедные как Иса. Также среди самых больших грешников тоже были и богатые как Фараон и бедные. Пророк Мухаммад иногда бывал неимущим, а иногда имел богатства. Также и среди сподвижников были и богатые и бедные и они не смотря на наличие или отсутствие мирских благ вели праведный образ жизни. Как показал Пророк, правильно можно жить всегда, но легче тогда, когда имеешь достаточные для жизни блага. Поэтому для рядового верующего лучше иметь то, что ему нужно, ни больше ни меньше. Если у нас не хватает средства существования, то нам трудно не переживать об этом и заниматься поклонением, также если у нас больше чем нужно, трудно его расходовать экономно и лишнее давать тем кто нуждается в этом.

Известный учёный-богослов Имам Аль-Газали зарабатывание дозволенным путём считает одной из сорока основ нашей религии. Мы имеем право использовать только дозволенное и это является предпосылкой для праведной жизни, ибо Всевышний говорит:

كلوا من الطيبات واعملوا صالحاً

«Вы используйте дозволенное и совершайте благие деяния»

Это указывает на то, что если мы будем использовать недозволенное, то мы не сможем жить праведно. Поэтому очень важно честно заработать на жизнь. Пророк тоже сказал:

ظلب الحلال فريضة بعدالفريضة

«После выполнения своих обязанностей, как истинное вероубеждение, намаз и т.д., обязательным является зарабатывание дозволенным путём»

Если у человека нет достаточных средств к существованию ему нужно их искать дозволенным путём не занимаясь дополнительными видами поклонений. Однажды сподвижники восхваляли одного человека, что он днём и ночью настойчиво занимается поклонением Аллаху, не отвлекаясь на зарабатывание на жизнь. Услышав это, Пророк спросил: «А кто же обеспечивает его и его семью всем необходимым, кто обрабатывает его землю, ухаживает за животными?». Сподвижники сказали, что этим занимаются они. Тогда Пророк сказал: «Вы все лучше него».

Известный учёный, праведник Абу Сулайман ад-Дарайни сказал: «Чтобы ты усердствовал в дополнительных видах поклонения, а другие обеспечивали тебя необходимыми благами и пропитанием некрасиво. Ты должен сперва обеспечит себя и своих иждивенцев и потом в оставшееся время со спокойной душой займись поклонением. Тогда ты не будешь всё время думать о хлебе насущнем. Ты не будь из тех, кто кадый раз когда кто-то стучится в дверь думает, что может этот человек принёс мне что-либо в саадака».

Аскетизм (зухд) к которому призывает Ислам не означает жить в нищете. Ислам призывает не переживать о мирском забыв Всевышнего и вечнную жизнь, зухд должен быть в сердце. Великие праведники спешали зарабатывать средства к существованию занимаясь честной торговлей, земледелием, животноводством, разными ремёслами и другими видами дозволенной трудовой деятельности, для того чтобы не отвлекаясь на пропитание, могли почувствовать сладость поклонения Аллаху. У них в зарабатывании не бывает другой цели, как собирать побольше богатства, чтобы этим гордиться перед другими или для роскоши. Ибо когда у человека есть всё необходимое, ему легко полностью отдавать себя служению Аллаху и не думая о хлебе насущном. Всевышний восхваляет именно таких людей:

*رجال لا تلهيهم تجارة ولابيع عن ذكرالله*

Известный учёный и суфийский шейх Сайфуллах кади пишет в наставление своим ученикам: «О мой сын, старайся быть настойчивым на зарабатывании на жизнь себе и своей семье дозволенным путём. Это дар Аллаха своим приближённым рабам, ибо человек не достигает совершенства пока он смотрит на богатства других и желает получить из него долю»

В хадисе говорится: «Достоинство верующего в отсутствии нужды к богатству других и в вставании ночью для поклонения Аллаху». В другом хадисе сказано: «Человек который вышел зарабатывать, чтобы не нуждался попращайничать для обеспечения своей семьи и помощи нуждающихся соседей, он встретится с Аллахом с лицом как полная луна». Также Пророк сказал: «Если человек зарабатывает, чтобы в обеспечении себя не нуждался в помощи других или с целью помочь своим немощным родителям и детей, чтобы они не нуждались в помощи других людей, то этот человек находится на пути Аллаха». Мирские богатства нельзя критиковать, ибо это то, благодаря чему человек сможет совершать благие деяния и спасти себя и других от попадания в грехи. В Исламе человека необеспечивающего свою семью приравнивают к дизертиру свящённой войны.

Известный мудрец Лукман, упомянутый в Коране, наставляя своего сына говорит: «О мой сын, я тоскал и камни и другие тяжести, но я не нашёл ничего тяжелее чем долг. Разные явства я испробовал, обнимал красивых жён, но не нашёл ничего слаще чем здоровье. Много горечи я испытал на себе, но не пробовал ничего горьче, чем нужда в прошении помощи других».

Имам Аш-Шарани говорит: «Раньше было порицаемо иметь богатство, а сейчас оно стало как щить для верующего. Тебе лучше оставит в запас своё богатство, в котором ты будешь нуждаться потом, чем его давать в садака, а потом сам нуждался в богатстве, что на руках других. Две вещи помогает человеку находится на правильном пути – имение достаточного количества богатства для своего хозяйства и чтобы всё что делает в этой жизни он делал ради вечной жизни».

Это сказано потому, что раньше люди спокойно могли терпеть нищету и бедность, а в наше время у людей для этого не хватает силу веры и в таких ситуациях ведут себя греховно. Также в Исламе порицается делать неоправданные запасы. В религии разрешают делать запас только на год. А что касается Пророка и других праведников, то они вообще не делали запас. Пророк сказал: «Если человек обладает богатством больше чем ему необходимо, незаметно для себя он духовно погибнет». Лишнее имущество приводит человека в погибель трёмя путями:

- Толкает его на различные греховные поступки

- Он привыкает к роскоши и потом, когда у него не будет такой возможности, он начнёт искать имущество недозволенными путями. Поэтому Пророк сказал: «Любовь к мирскому основа всего порицаемого».

- Отвлекает его от частого поминания Аллаха, которая является ключом к вечному счастью.

Достаточным считается такое количество, при котором ты не нуждаешься просить помощи у других и это количество у каждого разное.

Поэтому мусульманин должен стараться расходовать своё имущество, в котором он не нуждается сейчас на пути указанные Шариатом.

Для зарабатывания в Исламе есть определённые рамки и этикет. Для честного зарабатывания существуют много разных путей. Одним из самых ценных методов является честный бизнес. Пророк сказал, что это составляет большую часть всех заработков.

Также очень ценным является скотоводство и земледелие. В хадисе сказано: «Поистине Всевышний в каждую ночь обращается к посеву и деревьям, словами, что Он сделал благодать в них и в тех, кто ухаживает за ними. Всевышний уполномочивает на каждый листок ангела, чтобы они восхваляли Аллаха и просили прощения грехов до конца света тому, кто ухаживает за ними».

Прежде чем зарабатывать каким-либо способом, надо изучать правила зарабатывания этим способом. Он обязан знать выход из всех ситуаций в котором он может попасть при зарабатывании. А как известно, в наше время соблюдать все нормы Шариата очень трудно. Ведь Пророк сказал, что придёт время перед концом света, когда очень трудно будет найти честно заработанного дирхема и человека, которому можно доверить. Такое время давно уже пришло, но несмотря на трудности возможность заработать честно существует всегда. Аллах требует от нас честно заработать, а невозможное Он никогда не требует. Но при зарабатывании нельзя расслабляться, надо остерегаться не только от запретного но и от сомнительного. Наши прежные праведники не только оставляли сомнительное, но и разрешённое, которое может приближать к сомнительному или запретному. Имам аль-Газали в своей книге «Сорок основ Ислама» приводит следующие слова сподвижника Умара ибн Хаттаба: «Мы из десяти дозволенного оставляли девять, боясь попадания в запретное». Также сподвижники отдавали сто один, когда положено только сто и брали девяносто девять из положенного ста. Для того чтобы от занятия бизнесом и работы получали благодать необходимо соблюдать следующие этические нормы:

Избежание запретного в трудовой деятельности и правильное намерение. Приобретение жизненных благ с правильным намерением и дозволенным пу­тем - это благое деяние, за которое человек получает большое вознаграждение. В хадисе говорится: «У че­ловека есть и такие грехи, которые смываются только благодаря зарабатыванием для своей семьи» (ат- Табрани, Абу Нуайм).

Самое лучшее из пищи человека - это то, что при­обретено собственным честным трудом. Дозволенная торговля также входит в эту категорию. В хадисе, переданном аль-Бухари и другими, говорится: «Человек не ел ничего лучше того, что приобрете­но его руками».

Попрошайничествов Исламе является сильно порицаемым деянием. В хадисе, рассказанном аль-Бухари и другими, сказано: «Для человека лучше отправиться в лес, собрать вязанку дров, продать их и приобрести на выручен­ные средства пищу, чем попрошайничать».

Этика бизнеса. Тот, кто собирается заниматься бизнесом и торговлей, обязан изучить сам или спросить ученого-богослова и таким образом узнать о дозволенном (халал) и запретном (харам) в данном виде деятельности. В противном случае человек, сам того не осознавая, может впасть в грех. В хадисе говорится: «Самое достойное для пло­ти, наращенной на теле человека вследствие упо­требления им недозволенного, - это адский огонь» (Байхаки, ат-Табрани).

Не заниматься бизнесом связанным с запретными а также сомнительными для употребления и использования вещей. В хадисе говорит­ся: «Аллах, проклял спиртное и его производителя, заказчика и употребляющего, того, кто привозит его, продавца и покупателя, а также того, кто предлагает употребить его». (Ахмад, Хаким, Ибну Маджа).

Не скрывайте недостатки продаваемого товара. Однажды Пророк засунул руку в пщеницу, собираясь купить его, а она оказала­сь снизу сырым. Он спросил продавца об этом, и когда тот ответил, что хлеб промок из-за дождя, сказал: «Почему же тогда не кладёшь её промокшей стороной кверху? Кто обманывает, тот не из нас» (Муслим).

Категорически запрещается обвешивать на весах, т. е. убавляя дру­гим, прибавлять себе. Это является тягчайшим грехом и насилием. Желательно наоборот убавлять себе и прибавлять другим, так поступали наши праведные прешественники. В Священном Коране сказано:

Смысл: «Большое горе и худшее место Ада обвешива­ющим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допро­са в День Суда?!» (83: 1-5).

Будте честными и справедливыми с теми кто связывается с вами в бизнесе или торговли. Будь они работниками или клиентами. Ведите себя с ними так, как хотели бы с вами поступать в их положении. В хадисе, рассказанном ат-Тирмизи, говорится: «Чест­ный, не обманывающий торговец(бизнесмен) в Судный день будет вместе с пророками, правед­никами (сиддикун) и шахидами».

Можно рекламировать товар, однако нельзя (харам) расхваливать его, приписывая не прису­щие ему качества. Нельзя в частности использовать так называемые «рекламные трюки», при котором люди понимают неправильно. Например, если тебя спросили есть ли у этого товара недостатки, нельзя сказать, «разве я продаю некачественный товарь», если в товаре есть недостаток. Ибо люди от твоих слов поймут, что нет недостатки, хотя ты этого не сказал.

Особенно недопустима лживая клят­ва, ради продажи товара, это большой грех.

10. Человек, занимающийся бизнесом, обязан знать правила и нормы выплаты заката в данном виде деятельности. Ибо выплачивание закята фарз. Закят обязателен даже если нет прибыли, условием является только, чтобы это имущество достигало нисаба. Имущество от которого вы­платили закят становится благодатным, и наоборот, невыплата закята лишает хозяйство благословения и благодати, может навлекать на его хозяина разного рода бед­ствия и увеличивает его мучения на том свете. В Коране говорится:

Смысл: «Тех, кто не выплачивает закат и хранит деньги и золото, не расходует их на пути Аллаха, ты предупреди страшным и мучительным наказа­нием» (9:34).

При выплачивании закята желательно дать больше положенного. Как известно некоторые сподвижники отдавали всё своё имущество. Надо учесть, что сумма закята указанная в Исламе, это минимум и нет верхней границы. Дайте столько сколько можете.

В хадисе говорится, что благодать заключена в жизненных благах, приобретенных с раннего утра, поэтому зарабатыванием желательно заниматься с утра.

Желательно поминать Аллаха языком и сердцем во время занятия бизнесом и работой. Праведники во время занятия бизнесом ни на минуту не прекращали поминание Аллаха. Особенно надо читать зикр, когда находишся в ожидании клиента или отдыхаешь. В хадисе говорится: «Поми­нающий Аллаха среди отвлечённых от Него подо­бен живому среди мертвых или проросшей зелени среди сухой травы» (Байхаки). Как известно на рынках много людей которые думают только о мирском. Поэтому находясь заходя на рынок часто повтори выражение:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لُهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ و َهُوَ حيٌّ لا يَمُوتُ بيده الخيرُ وهُو عَلَى كُلّ شَيْءٍقَدِير

(Нет ничего достойного покло­нения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотовари­щей. Ему принадлежит все сущее, и Ему всякая хвала. Он оживляет и умерщвляет, Он живой и не умирает, в Его власти все благое, и Он всемогущ).Хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу запишут тысячи благих деяний, простят тысячи грехов и возвысят на тысячи уровней перед Аллахом (Тирмизи).

14. Нельзя, увлекаясь бизнесом, оставлять намазы или совершать их с опозданием. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и Дару Кутни, говорится, что вовремя со­вершенный намаз вызывает довольство Аллаха и получает вознаграждение, которое невозможно по­лучить даже если за это отдать всё своё богатство.

15. Нельзя всё время думать о богатстве, прибыли и стремиться к нему. Работать надо руками, а сердце должно быть занято Аллахом и всем, что приближает к Нему. В хадисе говорится, что истинное бо­гатство – это богатство души. То есть богатым называют человека, который доволен тем, что у него есть.

16. Если у других хорошо идёт торговля, то нельзя им завидовать. Нельзя заниматься бизнесом не обращая внимания на дозволенное и запретное, нельзя быть слишком оза­боченным богатством. То, что предписано вам, вы обязательно получите. В хадисе гово­рится: «Пусть вам не кажется, что жизненные бла­га к вам запаздывают, ни один человек не умрёт, пока не получит сполна те жизненные блага, ко­торые предписаны ему. Поэтому спокойно, краси­во и честно зарабатывайте, берите только дозволенное и оставляйте запретное» (Хаким).

17. При деловых сделках и купле-продаже не одобряется упорствовать на своём, лучше пойти на уступки. Пророк сказал: «Да будет милостив Аллах, к тем, кто добросердечен и уступчив при купле или продаже чего-либо, когда дает что-либо в долг или возвра­щает его» (Аль-Бухари).

Если покупатель пришёл к тебе с желанием рас­торгнуть договор, то одобряется удовлетворить его просьбу, даже если Шариат не обязывает этого. Согласно хадису такому человеку в Судный день Аллах простит грехи.

18. Запрещается заниматься ихтикаром. Ихтикар - это хранение продуктов, в которых нуждаются люди, не продавая их с целью про­дажи по более высокой цене. Также и скупка товара оптом по заниженной цене и удержание его до повышения цен с целью последующей продажи. В хадисе, рассказанном Ибн Асакиром, говорится: «Если кто-либо отложит продукты до повышения цен на сорок дней и после этого все эти продукты раздаст как садака, даже это не смоет его грехи за откладывание товара».

19. Если вас обманули и дали фаль­шивые деньги, то запрещено вам расплачиваться ими другим.

20. Оплачивать труд наёмного рабочего необходимо сполна и в срок, сразу по завершении работы. В хади­се говорится: «Оплатите работу наёмного рабочего, пока у него не высох пот»(Ибн Маджа).

21.Если мы у кого-то просим деньги как садака или в долг, то брать его можно только тогда, когда он их даёт с удовольствием. А если он их даст от того, что ему стыдно не давать, то есть не хочет давать но даёт, то в таком случае брать у него что-либо не дозволено.

Риба. Некоторые люди прибегают к недозволенным методам зарабатывания, оправдываясь тем, что честно невозможно зарабатывать. Этого нельзя, ибо согласно хадисам всегда есть возможность зарабатывать дозволенным методом. Если человек сам не знает дозволенных путей зарабатывания, то он доллжен спрашивать знающих.

В современном обществе очень распространённым является ростовщичество (риба). Одним из видов риба является и взять деньги в долг под проценты, или кредиты под определённый процент из суммы кредита. Многие идут на это, оправдываясь тем, что по другому невозможно заниматься бизнесом или делать какие-то покупки. Но это запрещено в Шариате и те причины не являются уважительными. В шариате дозволено давать деньги в долг для бизнеса, чтобы потом тот возвращал их вместе с частью прибыли. Можно договариваться на любой процент из прибыли но не из суммы долга. Но как видим здесь нужно доверие, чтобы не скрывали прибыль. А также нельзя давать в долг для запретного в Исламе бизнеса. Чтобы избежать конфликт, нужно чтобы хозяин денег знал на какой бизнес вкладывают его деньги, ибо многие виды бизнеса очень рискованны. Он может остаться не только без прибыли, но и без своих денег, если тот обонкротися. Надо иметь ввиду, что по Шариату в таких случаях ему нужно ждать до тех пор пока у того будет возможность возвращать долг. Если человек не готов на такое развитие ситуации, то лучше не рисковать.

Также нам нельзя приобретать богатство и сомнительными в дозволенности методами, таких как разного рода розыгриши и участие в лотореях и на разного рода играх. Категорически запрещено зарабатывать обманом, мощенничеством, и участием в других азартных играх – они все запрещены в Исламе, ибо это сильно портит нравственность людей и губит общество, отвыкая людей от созидательного труда. Надо приучить себя зарабатывать себе и своим подопечным своей честной, хотя порою и трудной работой. Корнем большинства проблем современного общества, особенно среди молодёжи, является любовь к получению большого богатства без трудной работы. Заработанные без честного труда деньги никогда счастья не принесут не только в вечной жизни, но и в земной жизни. История нам даёт уроки в этом плане, но многие не хотят делать правильные выводы из этих уроков. А одним из лекарств против этой болезни века является не оставление молодёжи без дела, у них большая энергия и егё надо использовать с пользой. Иначе она принесёт обществу большую беду.

Вопросы и задания:

1. Зарабатывание на жизнь и его важность для поклонения.

2. Ценность зарабатывания честным путём.

3. Выучите хадисы о ценности честного зарабатывания.

4. Как относится Ислам к богатству, и в чём заключается опасность богатства?

5. В чём суть исламского аскетизма (зухда)?

6. Отношение Ислама к безделью и попращайничеству.

7. Что такое достаточное пропитание и в чём благость его наличия для простых мусульман?

8. Расскажите об этических нормах занятия бизнесом.

9. Что такое «риба» и в чём его опасность.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 928 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...