Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Масленица осталась в календаре праздников, но была отодвинута за рамки Великого поста перед Пасхой



Центром жизни средневекового крестьянина становится община, которая является гарантом взаимопомощи. Вне общины на Руси выжить было практически невозможно. Это объясняется неблагоприятными климатическими условиями, когда каждые восемь лет случался неурожай (к примеру, в Западной Европе урожайность была в два раза выше), а значит — голод, болезни, огромная детская смертность, где из восьми детей в семье шесть умирало, поэтому продать или отдать детей проезжему купцу считалось благом. Условия жизни были необыкновенно тяжелыми — понятия «детство» не существовало, с пятнадцати лет начиналась взрослая жизнь, средняя продолжительность которой равнялась приблизительно тридцати годам. Отсюда необходимость поддержки, безвозмездной помощи типа дожинок, помочей, строительства жилищ сообща. Поэтому самым страшным наказанием была не смерть, а изгойство, лишение помощи общины.

Эти особенности существования наложили отпечаток на психологический типличности, менталитет и определили такие его черты, как стремление к стабильности существования, воспроизводству образа жизни и психологиив рамках общественной группы, узкий кругозор (за границей двух-трех верст — отсутствие представлений о мире, приводящее к вере в «псеглавцев», людей с железными головами и т. п.), одномерность и консерватизм, являющиеся тормозом предприимчивости, трудолюбие, усердие, а также экологичность мировосприятия, приводящая, с одной стороны, к хозяйскому, бережливому отношению к природе, а с другой — к отсутствию эстетического восприятия природы (к примеру, понятие «пейзаж» появляется только в XVII–XVIII вв., и граф Шереметьев шлет за границу письмо с просьбой привезти ему в Кусково «ландшафт со скотиной»).

Письменность и литература восточных славян пережила несколько этапов становления.

На раннем этапе развития славяне использовали «черты и ризы» (не сохранившееся пиктографическое, т. е. рисуночное письмо), при помощи которых «чтаху» и «гадаху» (читали и гадали). Однако применение подобного письма было ограничено календарными знаками и знаками собственности.

Для записи же сложных текстов славяне использовали так называемую «протокириллицу» (запись славянских слов с помощью греческого алфавита).

Полагают, что братья-миссионеры Кирилл и Мефодий при создании славянской азбуки могли использовать древнерусские письмена. И во второй половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. — кириллица, возникшая в результате упрощения глаголицы.

До сегодняшнего времени дошло более 150 рукописных книг XI–XII вв., представляющих различные жанры. И этот факт, безусловно, свидетельствует о широком арспространении книжной культуры в Древней Руси, так как преобладающее большинство из рукописных книг погибло в пожарах, в том числе и подлинник «Слова о полку Игореве», сгоревший в 1812 г. в Москве в доме графаМусина-Пушкина.

Наиболее известными среди них стали:

· «Слово о законе и благодати» священника Иллариона (между 1037 и 1050 гг.), написанное в форме церковной проповеди, но наполненное политическим, актуальным содержанием, касающимся отношений Киевской Руси с Хазарским каганатом и Византией. Основная идея «Слова» — равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения, что противоречило мнению византийской церкви о праве на всемирное господство. Произведение состоит из трех частей:

1. 1. Обоснование права «новых христианских народов» на равенство со «старыми».

2. 2. Рассказ о принятии христианства на Руси.

3. 3. Похвала князю Владимиру, крестившему Русь. Заканчивается «Слово» молитвой за русскую землю;

· «Повесть временных лет» (1113 г.) — летопись, составленная монахомКиево-Печерского монастыря Нестором, открывающаяся знаменитыми словами «Откуда есть пошла русская земля»;

· «Сказание о Борисе и Глебе», использующее жанр жизнеописаний святых (или агиографии), но по сути являющееся исторической повестью;

· «Поучение Владимира Мономаха» (ок. 1117 г.), имеющееконкретно-исторические черты и черты автобиографического произведения;

· «Остромирово Евангелие» (1056–1057 гг.), «Изборник Святослава» (1073 г.) — образцы книжной миниатюры, содержащие изображения евангелистов и портретные изображения великокняжеской семьи.

Расцвет культуры домонгольской Руси (XII в. — 30-е годы XIII в.)

Начало XII в. отмечено дроблением Древнерусского государства и возникновением ряда крупных самостоятельных государств с разной экономикойи политикой, а также различной культурой. Подобное распадение цельного государства Киевская Русь на ряд удельных княжеств не привело между тем к разрушению единства русской земли, как это было на Западе. Оно сохранялось благодаря единству древнерусской культуры, воплощенному в общности языка, письменности, религии, церкви. В области же искусствагосударственно-политическая раздробленность даже способствовала его развитию.

Именно в это время возникают самостоятельные художественные школы: Новгородская, Владимирская, Галицко-Волынская. Для художественной культуры Новгорода свойственна рациональность, экономичность, простота. Связано это с особенностями политического устройства города, где демократический вечевой строй и отсутствие централизованной власти приводили к тому, что храмы и церкви сооружались на средства богатых людей, а не на деньги, выделяемые из казны князя (как это было при автократической форме власти в Киеве). Кроме того, на художественный стиль архитектуры повлиял суровый стиль жизни новгородцев, связанный с особенностями климата. Отсюда уменьшение масштабов церквей, упрощение их конфигурации. В основном это одноглавые четырехстолпные храмы со скупым декоративным убранством. Для внутреннего оформления новгородских церквей характерно отсутствие дорогой и трудоемкой мозаики («искусства мерцающей живописи») и широкое распространение фресковой живописи, полной энергии и суровости.

Для искусства Владимиро-Суздальского княжества характерны изящество пропорций, обилие нарядной резьбы по белому камню, узорочье, многоглавие.

Наиболее значительными литературными произведениями этого времени стали «Моление Даниила Заточника», щедро наполненное афоризмами, пословицами, отрывками из Священного Писания и летописей, фольклорными образами, где автор, пострадавший от бояр, ищет заступничества у князя, а также «Слово о полку Игореве».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...