Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздал V. История философии права и современность



ей, решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченные им власти выполняют возложенные на них договорные обязательства или стали нарушать договор.

Общественный договор, по Локку, заключается не раз навсе­гда, без права последующего народного контроля за его соблюде­нием со стороны властей, права корректирования условий этого договора и даже полного разрыва его в случае вырождения поли­тической власти в абсолютизм и деспотизм. Договорные отношения людей с государством — постоянно обновляющийся процесс, про­текающий на основе отстаиваемого Локком принципа согласия, который он противопоставляет феодальным представлениям о при­рожденном подданстве — безусловной и не зависящей от самого человека его как бы природной связанности с данной властью.

Локк подчеркивает, что человек не рождается подданным того или иного правительства и страны. Лишь став совершеннолетним, он как свободный человек выбирает, под властью какого прави­тельства он хочет находиться и членом какого государства он хочет стать. "Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого-либо правительства, — замечает Локк, — делает их члена­ми этого государства, и это согласие дается порознь поочередно, по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновре­менно множеством людей, поэтому люди не замечают этого и счи­тают, что этого вообще не происходит или что это не обязательно, и заключают, что они по природе являются подданными точно так же, как они являются людьми'".

В учении Локка, таким образом, речь идет не только о дого­ворном происхождении государства, но и о договорно обусловлен­ном характере его сущности и деятельности, а также о договорной форме установления гражданства применительно к каждому от­дельному человеку. Такая концепция договорных отношений меж­ду народом в целом и индивидами, с одной стороны, и государством в целом и отдельными государственными властями, с другой, пред­полагает взаимные права и обязанности договаривающихся сто­рон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в гоббсовской интерпретации дого­ворной теории учреждения государства.

Философско-правовое учение Локка пронизано идеей неотчу-ждаемости и иеотменяемости основных естественных прав и сво­бод человека в гражданском состоянии. Абсолютную монархию и любую иную разновидность абсолютной власти, которые неизбеж­но предполагают изначальное бесправие подданных и октроиро­ванный характер предоставляемых им по усмотрению самих вла­стей ограниченных прав, Локк вообще не считает формой граждан­ского правления и государственного устройства. По его оценке, аб-





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...