Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Культура эпохи Возрождения



В конце 14-начале 15 вв. в Европе начала формироваться новая культура, по отношению к которой используют термин культура Возрождения. Термин Возрождение указывает на связь новой культуры с Античностью, восстановление ее принципов и образцов, прежде всего идеала прекрасного, гармоничного человека. В центре внимания деятелей Возрождения, таким образом, был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое».

Гуманисты полагали, что в человеке важны не происхождение, а его личные качества — ум, достоинство, воля, образованность. Идеалом признавалась сильная, всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы, человек - смертный бог. Он сам исследует мир и наслаждается им. Наслаждение земным бытием — непременная часть культуры Возрождения. Какая же роль здесь отводилась христианскому Богу? Гуманисты, разумеется, не отрицали его существования, но считали, что после сотворения мира Бог больше не вмешивается в дела людей.

У истоков культуры Возрождения стояли гуманисты Италии — Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, создатели литературного итальянского языка, живописцы Боттичелли, Джотто и Мазаччо, скульпторы Донателло, архитектор Брунеллески.

На смену раннему пришло Высокое Возрождение —время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Этот период был связан с именами трех титанов: Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти, которые наиболее полно и ярко выразили свои представления и прекрасном и совершенном. Самые прославленные произведения Леонардо - "Тайная вечера", в которой в высшей степени реалистично передал психическое состояние Христа и его учеников, а также знаменитая "Джоконда", (Мона Лиза) - портрет женщины с загадочной улыбкой.

Леонардо да Винчи, «Джоконда», Италия, 1503 г.

Творчество великого Рафаэля Санти, живописца и архитектора, проникнуто одухотворенностью, изяществом и лиризмом, стремление показать земное бытие человека в гармонии его духовных и физических сил. Для него характерно безупречное чувство меры, ритма, пропорций.

Рафаэль — автор знаменитой «Сикстинской мадонны»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, Младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая всю необходимость этой жертвы во имя искупления грехов человечества:

Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна", 1515 — 1519.

Последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти, гениальный и разносторонний скульптор, художник, архитектор и поэт. Ему присущи монументальность, пластичность и динамизм образов, преклонение перед человеческой красотой. Его скульптуры "Давид" и "Моисей", пронизанные гармонией духа и тела, утверждали высокий идеал гражданственности. В картине "Сотворение мира" Микеланджело воспел торжество гуманизма и жизни. Наряду с этим в его творчестве содержатся и трагические мотивы: в фреске "Страшный суд" он показывает суетность всего земного и беспомощность человека перед судьбой.

Термин Северное Возрождение означает культуру стран Европы 15-17 вв., расположенных к северу от Италии. В каждой стране гуманистическое движение имело свои особенности.

Германия Возрождение в Германии связано с именем Мартина Лютера: он перевел на немецкий язык Библию, он же возглавил движение за реформу католической церкви - Реформацию. Он учил, что вера - это внутреннее состояние человека, что спасение дается не церковью, а Богом, к Богу можно обращаться без посредника - католической церкви. Сама церковь должна измениться — стать разумно организованной и дешевой для прихожан. Его идеи известны как лютеранство, на их основе возникло новое направление в христианстве — протестантизм, открывший путь для развития гражданских свобод. Победа протестантизма определила новые этические нормы — протестантскую этику: излишняя роскошь и увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность и строгость нравов.

Замечательным ученым-гуманистом был Эразм Роттердамский, автор книги "Похвала Глупости", жанр которой - философская сатира. Великим художником по разносторонности и масштабу дарования был Альбрехт Дюрер.

А. Дюрер, Рыцарь, смерть и дьявол, гравюра, начало 16 в.

Современниками Дюрера были Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Ганс Сакс.

Основоположником Реформации в Швейцарии был Ульрих Цвингли. Он провел церковную реформу, в ходе которой были упрощены церковные обряды, отменен целый ряд праздников, закрыты некоторые монастыри. После него реформационное движение возглавил Кальвин. Он исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к гибели или спасению. Показателем того, что человек любим Богом, утверждал Кальвин, является его успех в профессиональной деятельности.

Страной, в которой культура Возрождения проявилась особо ярко, были Нидерланды. Крупнейшими художниками были Ян ван Эйк, Питер Брейгель Старший (Мужицкий).

Начало Возрождения воФранции было тесно связано с готическим искусством и художественной культурой Италии. Подлинной энциклопедией культуры Возрождения явился роман великого гуманиста Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль", встреченный современниками с восторгом. Живопись Франции, носящая во многом придворный характер, представлена творчеством Жана Фуке, Жана Клуэ, Франсуа Клуэ. К 17 в. Французское искусство освободилось от влияния итальянской культуры и встало на самостоятельный путь, уже само оказывая огромное воздействие на развитие культуры других стран.

В Англии культурный переворот начался позднее, чем в других странах, однако шел быстрее, противоречия и контрасты выявились резче, а весь путь развития гуманистической мысли - от ожидания торжества идеалов гуманизма до разочарования - уместился в сознании людей одного поколения. Это обусловило, с одной стороны, жизнерадостный дух и гуманизм эпохи, а с другой, драматизм его произведений, их насыщенность столкновениями и борьбой. Средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени. Величайшей фигурой был Шекспир, создатель всемирно известных трагедии «Гамлет», «0телло», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта».

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер, чем в других странах. Это было связано с более сильными, чем в других странах, позициями католической церкви. Наиболее крупными именами были Мигель де Сервантес, автор бессмертного «Дон-Кихота», великий Лопа де Вега, основоположник испанской национальной драмы, автор произведений «Собака на сене» и «Учитель танцев». Значительных успехов достигла испанская живопись, в которой особое место занимают Эль Греко и Диего Веласкес.





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.005 с)...Наверх