Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краткие сведения из истории строительства и архитектуры



Первобытные люди, еще в каменную эпоху строили полуземлянки, деревянные дома на сваях и жилища из глины, защищаясь от атмосферных воздействий и нападения диких животных.

Позже, на высшей ступени варварства, когда вместе с необходимостью возникает потребность и в красоте, строительство уже неотделимо от архитектуры. В эпоху бронзы, а затем железа, появились культовые сооружения из огромных каменных глыб. Эти первобытные постройки явились основой архитектуры раннеклассовых государств в Азии, Древнем Египте.

Наиболее известные памятники архитектуры древнего царства - монументальные пирамиды, храмы, гробницы знати.

Особое место в истории строительства и архитектуры занимает культура древней Греции и Рима, так называемая, античная культура. Она характеризуется массовым строительством монументальных зданий - дворцов, храмов. Это время характеризуется формированием греческого рабовладельческого общества и возникновением городов-государств.

Наиболее замечательным образцом древнегреческой архитектуры является архитектурный ансамбль в Афинах - Акрополь с главным храмом Парфеноном (рисунок 2.4). Вся архитектура этого периода подчинена одной идее и выражается своеобразными решениями, которые называют стилем древней архаики.

Эллинические мастера архитектуры (древние греки называли себя эллинами) разработали строго продуманную систему соотношения размеров конструктивных и декоративных частей здания. Эта система получила название ордер (лат. порядок).

Ордер состоит из цокольной части здания, колонны и перекрывающей (венчающей) части (рисунок 2.6).

В процессе формирования греческой архитектуры возникает дорический, ионический и коринфский ордеры, позже к ним добавился тосканский ордер из древнеримской культуры. Они различались в декоративных деталях и пропорциях. Дорический и тосканский ордера отличались простотой и мужественностью форм. Дорический ордер в отличие от тосканского не имел базы под колонной, а на колонне предусматривались вертикальные желобки (каннелюры). Ионический ордер характеризовался легкостью, стройностью, изяществом, а коринфский - большой декоративностью.

Теория ордеров получила дальнейшее развитие и применение в архитектуре XV-XIX веков. Она и сейчас является предметом изучения и поклонения.

Классический период древнегреческой архитектуры (V-IV в. до н.э.) начался с греко-персидских войн. В это время как раз и создается Афинский акрополь.

Эллинический период (конец IV в. до н.э. - начало I в. до н.э.) начинается после распада державы Александра Македонского. Это эпоха расцвета смешанной греко-восточной культуры. Для архитектуры этого периода характерны регулярная планировка городов и создание монументальных алтарей.

На смену рабовладельческому строю пришла эпоха феодализма, охватывающая огромный период - с IV - по XIX вв. В XI-ХII вв. на территории, населенной народами романской языковой группы, возник романский стиль. Этот стиль возник на основе древнеримской и византийских культур.

Архитектура этого стиля характеризуется сочетанием разновысоких объемов, наличием полуциркульных арок, башенок, увенчанных высокими пирамидальной или конусообразной формой крышами. Обычно соборы этого стиля в плане имели форму вытянутого латинского креста. Характерными для этого стиля является Городской собор в Вормсе (Германия) и Нотр-Дам в Париже рисунок 2.5



Рисунок 2.4 – Архитектуры Иктин и Калликрат. Парфенон. Мрамор. 447-438г.г. до н.э. Афинский Акрополь

Рисунок 2.5 – Романский стиль. Городской собор в Вормсе (слева) и Нотр-Дам в Париже (справа)


          а. В античных ордерах радиус колонны служил модулем— М и использовался для установления соразмерности всех частей. Высота тосканской колонны равнялась 14 М, дорической—16 М, ионической—18 М, коринфской — 20 М.   б. Соотношения основных частей антаблемента и капители римского дорического ордера   в. Соотношения основных частей антаблемента и капители римского ионического ордера

Рисунок 2.6 – Ордер


 
 

Рисунок 2.7 – Готика. Собор Нотр-Дам в Реймсе

На смену романскому пришел готический стиль. Это архитектурный стиль позднего средневековья, отличающийся легкостью высоких остроконечных сооружений, стрельчатыми сводами к аркам, окнами витражами с живописными картинами из кусков цветного стекла. Этот стиль появился во Франции в ХП веке и затем распространился по Европе. Наиболее типичными для этого стиля являются собор Нотр-Дам в Реймсе (рисунок 2.7) и Сиенский собор (рисунок 2.8).

Сразу после средневековья в культурном и идеологическом развитии ряда стран Европы возник период расцвета, обусловленный зарождением капиталистических отношений и расцветам науки и искусства. Этот период, характеризующийся движением за возрождение античной цивилизации, получил название Ренессанса (фр. - возрождение).

 
 

Рисунок 2.8 – Готика. Сиенский собор. Италия

Как архитектурный стиль Ренессанс возник в XV-ХVI вв. и позже распространился по Европе. Наиболее значительными постройками в стиле Ренессанс являются Санта Мария Новелла во Флоренции, Собор Святого Петра в Риме (рисунки 2.9, 2.10).

Архитектурные композиции этого стиля решались на основе ордерной системы, разработанной еще древними греками.

На архитектуру и искусство эпохи возрождения огромное влияние оказало творчество художника, скульптора, поэта и архитектора Микеланджело Буанороти. Он создал в Риме много построек, в том числе возвел основную часть собора. Святого Петра и положил основание нового стиля в архитектуре - барокко.

Архитектура барокко (ит. - причудливый, странный) характеризуется усложненными богатыми, подчеркнуто экспрессивными формами, пышными фасадами и интерьерами. В плане это криволинейно очерченные, сложные пространственные построения (рисунки 2.11; 2.12; 2.13).


 
 

Рисунок 2.9 – “Ренессанс”. Санта Мария Новелла. Флоренция

 
 

Рисунок 2.10 – “Ренессанс”. Собор Святого Петра в Риме


В дальнейшем архитектура барокко своеобразно проявилась в каждой из стран Европы. В России примером архитектуры барокко является Смольный собор, здание Зимнего дворца (ныне здание Эрмитажа).

Классицизм возник во Франции в середине XVII века, как противопоставление архитектуре барокко. Архитектуре классицизма свойственны симметрия, соподчинение частей, связанных с системой строгих эстетических законов, суровое величие на основе подражания античной архитектуре. В России примером классицизма в архитектуре являются: Казанский собор (А. Воронихин), здание главного адмиралтейства (А. Захаров) в Ленинграде, бывший дом Пашкова (В. Баженов), ныне старое здание библиотеки им. В.И. Ленина в Москве, Смольный институт. В Украине это дворец Воронцова и больница в Одессе, в Полтаве Административное здание, Церковь Сен-Мадлен в Париже (рисунки 2.14 – 2.16).

 
 

Рисунок 2.11 – Стиль “Барокко”. Портал. Испания

 
 

Колокольня Софийского собора в Киеве

 
 

XVIII-XIX в.в

Собор Рождества Богородицы в Козельце.

1752-1763г.г. Архит. А. Квасов, при участии

И. Григоровича-Барского

Рисунок 2.12 – Стиль “Барокко” в Украине


 
 

Рисунок 2.13 – Стиль “Барокко”. Цвингер. Германия

Классицизм господствовал в архитектуре в течение XVII, XVIII и начале XIX веков. В это же время наряду с классическим стилем возник, по словам Луначарского, легкомысленный стиль Рококо (от фр. рокайль - раковина), отличающийся изысканной сложностью форм и причудливым орнаментом. Особенно ярко он проявился в интерьере, здесь пышная резнаорнаментика, раковины, гирлянды, бронза, позолота, зеркала. Этот стиль, как эпизод появился и исчез на фоне классицизма. Примером стиля Рококо является Китайский дворец и Павильон Катальная горка в Ораниенбауме (Россия) рисунок 2.17.

Завершался классицизм стилем ампир (стиль империи Наполеона). Он отличается монументальностью, лаконичностью, контрастом рельефных деталей на фоне нейтральной поверхности стены, использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектур. Характерным решением этого стиля является здание главного штаба в Санкт-Петербурге и театральная площадь Большого театра (рисунок 2.18)

 
 

Больница в Одессе. 1805г. Архит. Ж. Тома де Томон

Дворец Воронцова в Одессе. 1826-1830г.г.

Архит. К. Боффо

 
 

Рисунок 2.14 – “Классицизм”. Дворец Воронцова и больница в Одессе


Административное здание на Круговой площади

в Полтаве. 1805-1810г.г. Архит. А. Захаров

 
 

Рисунок 2.15 – “Классицизм”, г. Полтава

 
 

Рисунок 2.16 – “Классицизм”. Церковь Сен-Мадлен. Париж


 
 

Рисунок 2.17 – Стиль “Рококо”. Китайский дворец (вверху). Павильон Катальная горка (внизу). Россия

 
 

 
 

Рисунок 2.18 – Стиль “Ампир”. Здание главного штаба. Санкт Петербург (вверху). Театральная площадь. Большой театр. Москва

Развитие капитализма связано с глубокими изменениями не только в строительстве, но и во всех областях промышленного производства. Появились новые материалы (чугун, сталь, алюминий, железобетон) и новые методы, облегчающие строительство. Все это привело к созданию новых стилей, смешению форм различных стилей, эклектике. Среди новых можно выделить конструктивизм - формалистическое направление в искусстве, кубизм - комбинация геометрических фигур, формализм - соблюдение внешней формы в ущерб внутреннему содержанию, функционализм, напротив, требовал строгого соответствия зданий протекающим в них производственным и бытовым процессам. Рисунки (2.19 – 2.22) Оперный театр, Дом культуры им. Русакова, Вилла Савой, Эмпайр Стэйт Билдинг.

Новое веяние в архитектуре современного мира - постмодернизм - направление, выбирающее сенсационные эффекты благодаря неожиданным формам.

 
 

Рисунок 2.19 – Оперный театр. Сидней

 
 

Рисунок 2.20 – Дом культуры им. Русакова. Москва

 
 

Рисунок 2.21 – Вилла Савой. Франция

 
 

Рисунок 2.22 – Эмпайр Стэйт Билдинг. Нью-Йорк

Русская архитектура начала свое развитие в конце Х века, возведением каменно-кирпичных зданий в Киеве под влиянием византийской культуры. Но уже с первых шагов древнерусская архитектура пошла своим путем. В XI веке был построен Киевский Софийский собор, затем Полоцкая и Новгородская Софии прекрасные образцы новой самобытной архитектуры. В ХП веке развилась Владимиро-Суздальская, Псковская, Новгородская архитектуры.

В XV, XVI вв. ведется большое строительство в Москве. Это Успенский собор, Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой, комплекс Кремля на Красной площади, Храм Василия Блаженного (рисунки 2.23; 2.24).

С XVIII века начинается строительство деревянных церквей. В это же время утверждаются идеи национального могущества России. Русские зодчие теперь обращаются к наследию Ренессанса, барокко, классицизму, и теперь архитектура в России тесно связана с архитектурой Европы. Русский классицизм стал ведущим в мировой архитектуре.


 
 

 
 

Рисунок 2.23 – Храм Василия Блаженного

 
 

Рисунок 2.24 – Благовещенский собор, г. Москва

В развитии мирового зодчества советская архитектура представляет собой новый прогрессивный этап, рожденный новым социальным строем. Цель советской архитектуры - служить интересам народа. Для нее характерна связь с природой, соразмерность, по отношению к человеку, цельность композиции, учет национального своеобразия. Удачными примерами таких решений являются Кремлевский дворец съездов. Дворец Пионеров на Ленинских горах, административное здание на главной площади Ярославля, театр в Волгограде и Владимире, библиотека в Ашхабаде. Создается определенная стилистическая общность всей советской архитектуры при проявлении местных особенностей и национальной культуры.





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 3228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...